По первому льду
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Похолодало совершенно неожиданно. Устойчивый «минус» в течение нескольких дней заставил отложить спиннинг в сторону. Лед становится. И ожидание смены сезона будоражит нервы. Появилась новая забава – каждодневный просмотр и анализ прогноза погоды от нескольких источников. Когда же? На севере области самые нетерпеливые уже успели «открыться», а у нас «на юге» заметно теплее. Наконец, выбираемся и мы с братом. Так хотелось с самого утра, но дела отпустили уже почти перед обедом.
Решили ехать на дальнее озеро. Когда обильно выпадет снег, туда уже без джипа не проедешь. А где поближе, всегда успеется. Правда, накануне, по извечному закону, резко обвалилось давление от державшегося несколько дней крайне высокого до нормального. Как рыба отреагирует на это явление? На месте посмотрим.
Понтонный мост через Дон. Ниже моста плещется полностью открытая вода, а выше к парящей воде примыкает лед. Какой он толщины, неизвестно, но шесть или семь сорвиголов на нем уже сидят. Ладно, те, что у самого берега, а какая мудрость остальных на самое русло вынесла? Опасные шутки, нам точно дальше.
Вот и заветное озеро. Совсем недавно мы ловили здесь спиннингом щуку, а на поплавочную удочку исправно клевала плотва и подлещики. Сейчас пейзаж полностью зимний. На половине озера лед нормальный, под десять сантиметров, на другой половине толщина всего в два пальца, и граница, созданная прибойной волной, отчетливо видна. Идти «в загранку» явно не стоит. Бурим серию лунок и начинаем облавливать их безмотыльными мормышками. Прозрачный лед слегка припорошен снежком, да и глубина порядочная. Что-то обязательно должно клюнуть. Но, ни тычка! Странное дело.
Брат достает балансирный удильник и вскоре вытаскивает некрупную щучку. Вроде начало есть! А в следующей лунке его энтузиазм сменяется досадой – балансир влетает в сеть. Длинное полотно клетчатой западни от берега до берега поставлено хитромудрым способом, без промежуточных лунок, почему ее наличие и не было обнаружено до зацепа. Сеть выброшена, а настроение, конечно, испорчено. Клев – это всегда дело случая, а сетка на любимом озерце, словно плевок и в воду, и в душу. Посовещавшись, решаем переехать в донской затон.
Знакомые рыбаки уже у машины на берегу и собираются домой. В ведре лежат две хорошие рыбины, каждая под «трешку» – щука и судак. Это на жерлицы. Ну, а мы на безмотылки попробуем. Рыболовы в затоне расположились неравномерно. К ловящим «на стоячку» применимо выражение « и там и сям», кто где приютился и где прикормил. «Лещатники» сидят кучно, буквально соприкасаясь плечами. Рыба прячется под вмерзшую в лед баржу, вот они ее густо и облепили. Видно, что время от времени вытаскивают подлещиков чуть крупнее ладони. С утра, говорят, неплохо ловилось, а сейчас притихло. Там же сидит наш знакомый, и у него всего три рыбки – поздно присоединился, проходил полдня с балансиром. Брат устраивается рядом, а я наоборот отхожу подальше от шумной толпы, люблю свободу. И поиск своей рыбы.
На удочке классический «гвоздешарик» – удлиненное вольфрамовое тело черного цвета, блестящий латунный шарик. Начинаю с середины, где поглубже. Руки за лето не разучились, теперь только определить рабочую проводку и горизонт. Да, рыбка сегодня стоит почти у самого дна и лучше реагирует на довольно медленный подъем с амплитудным качанием. Густерка с ладошку. Кого-то цепанул «по губам». Совсем мелкий подлещик. Один, второй. Стряхиваю их назад в лунку и бурю новые. Рыбу надо искать, сама она может и вовсе не подойти.
Направляюсь ближе к берегу. И вот здесь, что называется, попал в точку. Плотвиную. Клюет уверенно на той же неспешной довольно размашистой игре, иногда влетает и окунек. Пробурив три лунки, перехожу от одной к другой по мере затихания клева, который закономерно случается после неудачной подсечки и пугающего рыбу схода. Поймав пару десятков серебристых «хвостов», и, тем самым сбив зуд первой рыбалки, ухожу на другую сторону затона. Он довольно узкий, это недолго, даже удочку не надо сматывать. А интересно же!
Здесь заметно мельче. Сквозь прозрачный лед видны не опустившиеся на дно зеленые лопухи кубышек. Пробуриваю вдоль них пару лунок и, усевшись у первой, с ходу начинаю таскать окуней. И полосатые попадаются неплохие, и клюют, едва мормышку опустишь. Красота!
Подходит брат. Садится рядом на ящик. Наблюдает за моей азартной рыбалкой и неторопливо пьет чай с печеньем. Несколько густерок он поймал, душу эмоциями насытил сполна, и «полосатый» его теперь совершенно не интересует. Ну, что ж, бросаю рыбачить и я. На сегодня хватит, незаметно подкрались сумерки, и на льду мы остались совсем одни. Пора домой!
На следующий день решили с супругой проверить, как себя чувствует подо льдом карасик. В середине зимы поймать его будет проблематично, а по перволедью шансы есть. А чтобы их не растерять на крайне непредсказуемых маленьких прудах, поехали в соседнюю Белгородскую область.
Народ на пруду уже присутствовал. Кто сидел, кто стоял, никаких взмахов руками и иных признаков наличия рыбы. Но карась-то есть точно, и карп тоже. Будем пробовать.
А лед здесь еще не окреп, при ходьбе потрескивает, в пробуренных лунках вода колышется. На выбранном наугад месте под лунками чуть больше двух метров. Наверное, карасям все шорохи над головой слышны. Надо сидеть тихо!
Свисают кивки уныло, даже не вздрогнут. Мотыль свежекупленный, опарыш бойкий – чего карасю еще надо? Из всех ближайших рыболовов только один на целый час карасика вытащил. Надо что-то делать, что-то менять. Решаем, что лучшее – идти на глубину. А где она на малознакомом водоеме? По логике – у дамбы, туда и идем. И, похоже, правильно. В этой части пруда обстановка более позитивная. Вот один рыболов карасика вытащил, а вот и другой с уловом. Не доходя метров двадцать до «удачников» и ближе к середине пруда, бурю нам с супругой по паре лунок и еще одну контрольную чуть поодаль. В нее бросаю комок прикормки. Зимний карась настолько капризен, что зачастую не только не идет на прикормку, а наоборот, упрямо обходит ее стороной. Но всякое бывает, почему бы в который раз не поэкспериментировать, поэтому, пусть лишняя удочка там постоит.
У меня не клюет, а Люба жалуется, что кто-то насадку периодически пробует и бросает. Сверлю новые лунки еще ближе к дамбе. Вот глубина сразу на сорок сантиметров больше, а вокруг те же три метра. Супруга из локальной ямки сразу вытаскивает карасика, немного погодя – еще одного. У нее сработал пучок мотыля. А на моей удочке карасю приглянулся опарыш. Кивок плавно выгнулся вверх и легонько задергался. Есть! И снова затишье.
Ухожу к прикормленной ранее лунке и выдергиваю из нее подряд одного за другим трех карасиков. Неужели подошли на запах каши? Скорее, просто мимо проходили, потому что и из соседних лунок достаю ленивых увальней. А тем временем шальная рыба отрывает у супруги мормышку. Это уже явно карп.
Супруга из женской любознательности замесила на прудовой воде остро пахнущее пряниками китайское рыболовное тесто из нарядного пакетика со смешной инструкцией на русском языке. И, оказалось, что оно вызывает живейший интерес. Его немедленно стали теребить и толкать, но подсечь так никого и не получилось, слишком оно «резиновое» вышло. Но пища для размышлений появилась.
Уже направляясь к машине, застали процесс вываживания карпа. Попался он молодому рыболову, и тот слишком поторопился. Заметалась рыба под прозрачным льдом у лунки, показывая бронзовые бока, не помог и багорик соседа, сошла рыба. Ух, даже нам немного адреналина хватило!
Еще несколько дней, и рыба привыкнет к новым условиям и, по идее, будет клевать смелее. Много еще мест, где хочется половить, куда в следующие выходные поедем, пока и сами не знаем. Лишь бы лед не растаял, а рыбу найдем!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(350), 2016 г.