По Оби на теплоходе
Владимир Телельков, г. Барнаул
Фото автора
Каждый год в конце навигации отправляюсь с супругой и внучкой на теплоходе по Оби подышать свежим речным воздухом. Правда, в прошлом сезоне прогулка не получалась, навигация закончилась в конце августа из-за низкого уровня воды, поэтому, не испытывая судьбу, решил прокатиться от краевого центра до поселка Бобровка, расположенного выше по течению.
Моя команда со мной не поехала, и правильно, так как это, пожалуй, единственный маршрут нашего местного пароходства, который не пережил изменений. Первая неожиданность ждала меня у билетных касс. Билетов до Бобровки не было. Расстроенный, иду к теплоходу и вижу, что посадка открыта и запускают тех, кто не против ехать на теплоходе стоя. Возражений с моей стороны не было, и таким чудесным образом я отправился на экскурсию по Оби. Практически 2/3 всех пассажиров также ехали на экскурсию, остальные – садоводы.
Кстати, вверх по течению путешествие длится один час сорок пять минут, а обратно – всего час, так что время в пути пролетает незаметно, и если круиз при хорошей погоде, то порой не хватает рейса налюбоваться красотами сибирской природы и обских берегов, которые постоянно меняют свои очертания.
Два года до Бобровки на теплоходе не ездил. Интересовали первым делом рыболовы на обских берегах: на каких участках они располагались и на чем добирались, на автомобилях или лодках? Рыболовы были, и больше в тех местах, где сильное обское течение отбивалось с одного берега на другой, и образовывалось тиховодье. Рыболовов-спиннингистов, облавливающих обские судаковые и щучьи места, не было. Возможно, к 11 часам дня, когда отправился теплоход, они уже закончили рыбалку, поскольку в этот день погода стояла очень жаркая, свыше +30 градусов, и ловить хищников днем было занятием для новичков. Крутые берега левобережья, глина и кустарник на склонах, и рыболовы у воды. В пойменных просторах лугов левобережья удобно поставить палатку и отдохнуть не только в выходные дни, но часть отпуска, не выезжая в южные регионы страны.
Первая остановка “Сады”. Крутой берег, на котором расположились садовые домики. Теплоходом добираться намного быстрее, чем общественным транспортом, да и садоводство такое огромное, что от воды до трассы нужно идти не меньше часа. Причаливаем к дебаркадеру, который здесь прописался очень давно и убирается только в конце сезона, когда заканчивается навигация. Всё тот же шкипер на дебаркадере, его задача – встречать три теплохода в день и следить, что происходит на реке на его участке.
Раньше здесь была рация, а сейчас ее заменяет мобильный телефон, да все те же два флага: красный и белый. Один говорит, что все в порядке, а другой – готовы к встрече плавсредства. Шкипер на дебаркадере обжился основательно: тут у него и телевизор, и комната отдыха с диваном, но самое главное – снасти, уходящие вниз по течению с борта причала. Рыбалка тут хорошая: судак и сазан – основная добыча рыболова.
Следующая остановка на острове Юбилейном. Это раньше был остров, сейчас здесь около тысячи садовых домиков. Отсыпали дорогу, и не только садоводы едут этим направлением, но и рыболовы.
На Юбилейном расположен остров на левобережье, берега здесь немного обрывистые, очень закоряжены, и сильное течение. Настолько сильное, что зимой в лютые сибирские морозы повсюду рядом с берегом зияют майны, и лучше в эти места не соваться. Песчаный берег возле самого садоводства на соединении двух вод – Оби и протоки, которая, кстати, так и называется Две воды. Остров посередине отбивает течение к середине реки. Здесь с трудом можно в выходной день расположиться: образуется палаточный городок из рыбацких компаний, которые далеко не отходят от своих снастей, потому что поклевки происходят довольно часто.
Летом здесь ловятся преимущественно лещ, язь и сазан, а кто настраивается на плотву – вообще скучать не приходится.
Отправляемся вверх по течению дальше, и сразу обращаю внимание на лодки, стоящие на яме. Тот же лещ и сазан, только ловить никто не мешает.
Правда, замывает яму, быстро замывает. Зимой здесь рыболов бывает много. Ловят в основном на “покаток”, а вот летом в этом месте постоянно курсируют моторки, катера, баржи и теплоходы, а есть и более спокойные участки, где также можно успешно половить рыбу. В
Оби рыба есть, не зря разрешили рыболовам-любителям дневную норму вылова рыбы в 10 килограммов.
Далее идет расширение реки, и очень много песчаных островов разного размера, а на них – рыбацкие палатки. Большее внимание вновь привлекает правобережье. Обилие разнотравья на пойменных лугах и все те же рыболовы, но уже не на автомобилях, а на лодках. Ловят как с берега, так и, привязавшись к ветвям поваленных в воду деревьев. Расширение реки сбивает течение, и оно переходит в умеренно-сильное.
Проходит полтора часа продвижения теплохода вверх по течению, и “Москва” входит в Бобровскую протоку. Живописная протока: повсюду круги от гуляющей и охотящейся на поверхности рыбы, цапли, стоящие у тальника на одной ноге, и огромная волна, следующая за теплоходом. Мелко, идем по вешкам, на которых привязаны банные веники, так наши водники отмечают русло протоки, по которому можно двигаться. Рыболов нет, а рыба есть.
Вот и Бобровка. Стоянка 15 минут. Можно добежать до магазина, купить минералки, а затем занять место на верхней палубе и подготовиться к возвращению в город.
Отходим от берега ровно в час дня и тем же маршрутом отправляемся в краевой центр. До Оби идем медленным ходом, а на обском течении теплоход набирает скорость, продвигаясь вдоль берегов. Рыбаки на месте. Ничего не изменилось, лишь отдыхающих прибавилось. За островом Юбилейный встречаем шхуну “Атаман Ермак”, построенную на Телецком озере. Хотели воспроизвести историю, а теперь свадьбы катают.
Всего три часа, а успел и берега посмотреть, и где рыболовы сидят, и отдохнул замечательно. Жаль, рано заканчивается у нас на Оби навигация, в конце бабьего лета вся природа окрашивается в золотой наряд. Круиз завершен, и обошелся он мне всего в сто российских рублей. Спасибо водникам!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 17 (391) 2018