Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Плотва на сломе погоды

Плотва на сломе погоды

Владимир Гречкин, г. Лиски
Фото автора

Зимний сезон начался рано. Небольшие морозы сумели сковать Дон. По тонкому льду несколько экстремалов искупались в мелководном портовском затоне. На донской акватории в конце ноября появились первые любители подледного лова. Риск был огромный. Повсюду еще виднелись промоины. 

303-10-1.jpg

Рыбацкий зуд также не позволял мне сидеть дома. В один из дней я поехал на разведку в затон, где находится порт. Уютный заливчик рано схватывается льдом и привлекает к себе жителей округи. На льду сидело с десяток рыбаков. Прозрачный лед еще потрескивал под ногами, и его толщина была менее пяти сантиметров. Моя весовая категория явно не подходила для нынешней рыбалки. 

На дощатом пирсе пристроился пожилой рыбак. Он удачно «проколол» ледок у подмостков и безопасно рыбачил с летней пристани. Находчивый дедок поймал с десяток мелких плотвиц на тесто. Остальные любители первого льда искали стоянки окуня. Прозрачный лед пугал рыбу. Стайки мелких окуньков буквально рассыпались под ногами рыбаков. 

Пристроился рядом с дедом и с помощью его пешни аккуратно пробил лед. Тесто мне одолжил сосед. Через несколько минут клюнула первая плотва. Мелкая рыбешка годилась только коту на угощенье. Поймав еще несколько плотвичек с мизинец, отдал свой улов соседу. Первая рыбалка меня разочаровала, и я решил подождать надежного льда на Дону. 

Морозы делали свое дело, и вскоре я был на реке. Дон «стал» без торосов. К рыбалке я подготовился основательно. Из рассказов «первопроходцев» узнал, что ныне на Дону в ходу груза весом до восеми граммов. Жаркое лето обмелило реку, и течение заметно ослабло. В это раз я собирался ловить на протяжку знаменитого донского бирюка. В рыбацком ящике было в запасе несколько удочек и с глухой оснасткой. 

По секрету один из знакомых рыбаков подсказал мне место, где наряду с бирюком клюет и белая рыба. Место рыбалки нашел без труда. В тридцати метрах от берега виднелась оставленная рыбаком рогатинка, служащая отцепом при подобных рыбалках. Бурю сразу четыре лунки возле старых лунок приятеля. Две удочки ставлю на протяжку, остальные - с глухой оснасткой. 

Свинцовые шарики ушли на дно. Глубина не более пяти метров. Течение с неохотой «укатывает» груза. Беру удильник, подготовленный к рыбалке на протяжку. Отпускаю леску метров на пять и делаю первую протяжку. Груз легко скользит по донскому дну. Поклевок нет. Оставляю удочку на лунке и «протягиваю» остальные снасти. 

Посидеть сегодня на ящике не удастся. Удочки должны быть постоянно в работе. Даже на стоячих снастях надо постоянно подразнивать рыбу. Внезапно кивок на одной из «стоячих» удочек завибрировал, и удочка заскользила к лунке. Успеваю перехватить ее и вытаскиваю первого пучеглазого бирюка. Перехожу к другой удочке, и бирюк сразу же отозвался. Первый выход на лед пока меня радует. 

Невдалеке появился еще один любитель бирючьей ухи. Предусмотрительно прячу улов в ящик. Незваный сосед забуривается и с интересом наблюдает за моими передвижениями. По опыту знаю, что стоит мне «замахать» руками, сбегутся все рыбаки с округи. Между тем на одну из стоячих снастей вновь попадается бирюк. Перехожу к другой снасти и делаю протяжку. 

Следует сильный удар. На крючке бьется крупная рыба, и ее энергичные рывки не похожи на бирючье сопротивление. В лунке появляется голова крупной плотвы. Даже в летнюю пору такая рыбка порадовала бы любителя пива. Мелкие подергивания кивка на соседней удочке заставляют оставить добычу на льду. Пустая поклевка, но мотыль съеден. Похоже, подошла мелкая плотва, и теперь снасти придется проверять чаще. 

Выход плотвы оттеснил бирюка с рыбьих троп. Поклевки «зимней колючки» прекратились, и теперь в моих уловах появилась мелкая плотва, которую я без сожаления возвращаю в родную стихию. Пытливый сосед стал пробуриваться все ближе и вскоре оказался рядом. 

Познакомились. Новый знакомый Александр объездил уже не один водоем и нигде не видел поклевок. Сейчас у него на донских удочках стояли прошлогодние четырнадцатиграммовые груза. Поделился секретом и презентовал восьмиграммовый шарик. Александр на новый груз сразу же поймал плотвицу. 

Из рассказов нового соседа узнал, что в местечке Топольки в черте города совсем недавно неплохо клевала чехонь и густера. Чехонь попадалась по локоть, и рыбаков было столько, что снасти «ловили» друг друга. Подобные рыбалки меня не привлекают. Лучше ловить рыбу в одиночестве и наслаждаться видами зимнего Дона. 

Плотва поклевывала у меня и у Александра, но ее размер был явно не гастрономический. Узнав, что у нового знакомого живет рыжий пройдоха Мурзик, стал отдавать ему мелочь. 

Между тем погода стала меняться. Подул юго-восточный ветер, потеплело. Стала понятна плотвинная активность. Рыба почувствовала смену погоды раньше и активно начала кормиться. Донному бирюку из-за прожорливой плотвы мотыль не доставался. Спустя час после выхода плотвы клев прекратился. Стая ушла в неизвестном направлении. Мы с Александром безрезультатно таскали свои снасти, надеясь на поклевку. Промучившись еще с пару часов, стали собираться домой. 

Рыбалка на сломе погоды удалась. Уха из бирючков и плотвы была удивительно вкусной.