Главная > Статьи > Плато Путорана раскрывает свои секреты

Плато Путорана раскрывает свои секреты

(дневник экспедиции о глубоководной ловле гольца на озере Кета)

Вадим Сыромятников

Подготовка к рыбалке

После прошлогодней экспедиции на Таймыр на озеро Кета (статья в журнале Нижегородский рыболов №1 за 2009 год) у нас осталось чувство неудовлетворенности: ведь мы так и не смогли поймать крупного гольца на самой глубине (а она в озере достигает 250 метров!). А после того, как мы прочитали о неудаче в этом вопросе наших московских друзей, известных спиннингистов Владимира Габелева и Сергея Цехмистренко (статья "Плато Путорана" в журнале "Рыбалка на Руси" № 12 за 2008 год), и поговорили с Володей на эту тему на зимней выставке в ВВЦ, было принято однозначное решение главной целью новой экспедиции на озеро Кета сделать поимку арктического гольца на больших глубинах.

Так как опыта такой рыбалки у нашей команды еще не было, мы решили взять с собой максимально большой выбор приманок для глубинной ловли. Сюда вошли и морские пилькеры, и кастмастеры, и тяжелые блесны для отвесного блеснения судака, огромные балансиры, глубинные воблеры и пр. Именно поэтому (как и всегда в наших экспедициях) перевес груза у каждого экспедиционера при посадке в самолет составил более 10 кг.

Кроме специальных приманок Сергей Лобас с присутствующим только ему размахом приобрел цветной телевизор с подводной камерой от фирмы JJ-Connect Underwater Camera Color , позволяющий видеть то, что происходит на глубине до 20 метров. Устройство было встроено в изящный дипломат и чем-то напоминало ядерный чемоданчик нашего президента. И, конечно, мы на этот раз взяли с собой два эхолота, так как без них глубоководная рыбалка просто не имела бы смысла.

Что касается снастей и катушек, то я, уже обладая опытом прошлогодней рыбалки, не раздумывая, выбрал для себя спиннинги St.Croix 14-56 и Lamiglas X 90 HS , катушки Daiwa 3000 FORCE и STELLA SW 4000, а также плетенку диаметром не толще 0,22 мм.

В процессе подготовки была изучена вся информация о главной цели нашей экспедиции - арктическом гольце. К сожалению, ее в интернете не так уж и много, и во многом она противоречивая. Ученые-ихтиологи до сих пор не могут разобраться, сколько же в России существует видов и форм арктических гольцов. Только на Таймыре выделяют 5 эндемичных видов и 4 заметно обособленных формы. Уже в Норильске одни специалисты научно-исследовательского института природы Севера нам рассказывали, что основной вид рыбы на озере Кета - это голец Дрягина (максимальный вес до 15 кг). Другие же, напротив, утверждали, что основной формой здесь все-таки является голец арктический озерный, который достигает значительно меньших размеров (до 10 кг) и имеет более прогонистую форму тела.

Мы не стали вдаваться в ученые споры, так как уже по прошлой экспедиции знали, что отличия гольца Дрягина от других форм и видов весьма условны: в зависимости от условий существования гольцы имеют различную форму тела и окраску. Потому брюхо гольца Дрягина может иметь как белую, так и оранжево-красную расцветку. Для нас же основным критерием был максимальный вес, так как в прошлом году самая крупная добытая рыба была не больше 7,5 кг, а на глубине мы рассчитывали взять более крупные экземпляры.

19-70-4.jpgПо рассказам нашего норильского друга Стаса Барбашина (без помощи которого были бы невозможны наши таймырские экспедиции), на разных озерах плато Путорана он не раз ловил гольцов весом более 12 кг. Горные расщелины и ущелья этого ? второго в мире по величине плато, сложенного из лавовых базальтовых плит, в основном заполнены озерами. Их достаточно много, и они очень длинные (до 150 км длиной), однако в основном до них можно добраться только на вертолете. Поэтому на горных озерах рыболовный прессинг абсолютно отсутствует, а промысловое рыболовство, которое из-за погодных условий на Таймыре может длиться не более 3 месяцев в году, умерло по экономическим причинам при переходе от социалистической экономики к рыночной.

Озеро Кета - одна из жемчужин плато Путорана. Водоем ледникового происхождения, его длина - 130 км, площадь зеркала - 452 кв. км. Прозрачность воды не менее 8 метров. Чистейшая горная вода, изумительная девственная природа, совсем не потревоженная деятельностью человека. Окруженное с обеих сторон горами высотой в 300-400 метров, оно очень сильно напоминает альпийские горные озера где-нибудь в австрийской Каринтии, однако отличается от них полным отсутствием домов в стиле Шале на горных склонах. Именно здесь, в самом начале озера, расположена небольшая база Института природы Севера, где мы должны были базироваться и в этой экспедиции.

Перелет из Норильска до базы составил около 1,5 часов, причем почти половину пути мы летели над озером Кета, наслаждаясь его красотами, а также высматривая перспективные заливы и места впадения местных горных речек.

Озеро нас встретило прозрачным голубым небом и ярким солнцем. Кстати, уже второй раз, прилетая в середине августа на Таймыр, радуемся стоящей там отменной погоде. А в этот приезд днем мы просто загорали во время обеда, что внесло неожиданное приятное разнообразие в нашу рыбалку. Казалось, что такая приветливая погода здесь стоит всегда, однако когда ровно через месяц 20 сентября я увидел по интернету, что в Норильске уже ниже минус 20 градусов, еще раз понял, как нам повезло...

База встретила нас радостным лаем лаек, которые, как только открыли двери вертолета, запрыгнули в него и начали во всех нас тыкать свои мокрые носы и лизать, причем их напор был настолько стремителен, что они успевали "поцеловать" каждого из нас почти одновременно. Секрет их любви оказался в том, что при редком появлении туристов-рыбаков их всегда начинали подкармливать разными вкусностями, а в другие времена их на этой таймырской базе просто практически не кормят, поэтому они пищу даже зимой добывают себе сами, мышкуя или гоняя зайцев.

В остальном на базе все осталось без изменений: те же уютные деревянные домики с печками-буржуйками, отличная баня из лиственницы, просторная кухня-столовая. Для заполярного круга все было очень комфортабельно.

19-70-5.jpgПервый день: рыбалка в начале озера

На базе нас встретили егерь-смотритель и его приятель - местный рыбак, который как раз собирался на рыбалку. Из его рассказа мы выяснили, что клюет голец пока неважно (очень тепло для него). С интересом изучаю его снасти, однако ничего нового для себя не обнаруживаю. Дубовые троллинговые удилища, толстенная леска и крупные воблеры, утяжеленные 2-унцевыми грузами. Совсем неинтересно...

Начинать рыбалку мы решаем в самом начале озера Кета, там, где в него впадает небольшая речушка Орокан. Ее подводное течение пробило на достаточно ровном дне глубокую (до 30 метров) и одновременно широкую (до 50 метров) борозду длиною не менее 200 метров, которую мы внимательно обследуем с помощью эхолота. Именно на бровках к этой подводной реке планируем ловить гольца (по аналогии с нашими речными хищниками - щукой и судаком).

Пройдя совсем немного вдоль свала на лодке, видим на эхолоте на глубине 15 метров пару крупных отметок. Это голец! Якоримся на самой верхней точке свала на глубине не более 1,5 метров и начинаем рыбачить. Я решил начать с колебалки типа "атом" весом 20 граммов, а Лене ставлю уже проверенную в прошлом году вращалку Меррs 6.

Бросаем вдоль свала таким образом, чтобы блесна погружалась на глубину не менее 20 метров. После остановки начинаем максимально медленную проводку снизу вверх таким образом, чтобы блесна иногда задевала дно свала. Перепад глубин очень резкий - от 2 метров до 20 метров расстояние не более 15 метров, поэтому складывалось впечатление, что блесна поднимается почти вертикально вверх.

Результат не заставил себя ждать. Сначала у меня, а затем у моих спутников начинаются уверенные поклевки, при этом практически без сходов. Видимость под водой была не менее 7 метров, поэтому было очень интересно наблюдать за тем, как гольцы (в основном парами) сопровождают блесну, атакуя ее на глубине, как правило, не меньше 4-5 метров от поверхности воды.

Продвигаясь дальше до конца свала, мы выловили около 10 гольцов весом до 4 кг. А Лене повезло еще больше: она выудила икряного гольца весом в 6,5 кг. Выглядел трофей, как рыба-кит в старинных русских сказках, и казался очень фотогеничным! Более того, как потом выяснилось, этот экземпляр оказался единственной крупной икрянкой. ?

Второй экипаж во главе с Сергеем не так четко привязывался к свалам, поэтому в первый день отловился не так удачно, как мы.

После сытного обеда на вечерней рыбалке мы решили проверить бровки и ямы около небольших речек, втекающих в озеро неподалеку от базы. Именно здесь в прошлом году мы наиболее удачно отловились, поэтому с нетерпением приступили к рыбалке. Однако в этом году проверенные места встретили нас довольно холодно: за вечер было поймано 3 рыбины на 2 экипажа.

Что удивительно, мы не обнаружили там и большого количества хариуса. Такая ситуация нас немного озадачила, поэтому вечером при обсуждении результатов рыбалки мы решили изменить свою тактику. Закончился первый день установкой донок на налимов, которые, по рассказам местных рыбаков, просто в огромном количестве стоят на нижних бровках.

Для первого дня результат был довольно неплохой. Да и быстро приготовленная икра-пятиминутка была просто восхитительна. Жаль, правда, что ее оказалось мало для одного ужина: подумаешь, только килограмм на четверых...

Второй день: обнаружение глубинного гольца

Утром мы обнаружили, что все донки сработали, налимы их максимально запутали, тем не менее, нам удалось вытащить несколько налимов не более 1,5 кг веса. Вывод однозначен: ловить налима здесь можно бесконечно много. Однако так как ловля на донки для нас никакого интереса (с точки зрения спортивной рыбалки) не представляет, в дальнейшем мы больше этим не занимались.

19-70-9.jpgПрямо с берега мы увидели, что на поверхности озера на расстоянии в 300-400 метров видны большие темные пятна. От егеря мы узнали, что эти пятна не что иное, как ряпушка, которая сбилась в огромные стаи перед нерестом.

Мы решили исследовать эту часть акватории с помощью эхолотов. Оказалось, что стаи ряпушки в основном располагаются над глубинами до 200 метров, причем нижний край стаи не глубже 20-30 метров от поверхности. Каждую стаю охраняют "пастухи" - несколько гольцов, отметки от которых четко выделялись немного ниже от туманного затемнения на экране - отражения луча от стаи ряпушки.

Наша новая тактика как раз и состояла в том, чтобы ловить гольца рядом со стаей ряпушки. Мы начали пробовать привычные приманки - вращалки и колебалки, однако голец очень вяло реагировал на них. Тогда Сергей попробовал пройти по ряпушке троллингом с глубинными воблерами.

Результат оказался, на первый взгляд, очень странным: голец клевал только на приманки, которые заглублялись не более чем на 6 метров. Мы стали пробовать забрасывать все наши воблеры (которых было в изобилии) и к концу дня убедились, что самыми уловистыми оказались воблеры DS-400 CASCABEL от фирмы DEPS, которые поставляет в Россию наш приятель Игорь Филиппов. Очевидно, что форма и игра этой приманки, всегда стабильная и не сбивающаяся даже на довольно толстой плетенке, максимально напоминала гольцу ряпушку. Заглублялся этот воблер также на нужную для гольца глубину - до 6 метров.

19-70-10.jpgАэродинамические характеристики воблеров позволяют забрасывать их на расстояние до 50 метров, что было немаловажным для больших просторов озера Кета. Прозрачная вода позволила нам заметить интересную закономерность атак гольца: они выходили из глубины почти всегда парами, но в паре всегда был один больше (самец), а другой меньше (самка). Атаковала всегда первой самка - видимо, самец давал ей первой испробовать приманку. Поэтому-то более крупные экземпляры попадались нам реже, хотя мы и постоянно видели их на глубине 5-6 метров. Стало также понятно, почему мы вчера поймали так мало гольца в устье ручьев: он просто сместился на глубину, так как там было огромное количество ряпушки в стаях.

На базу в этот вечер мы возвращались довольные: был найден способ ловли гольца с глубины. Увидев наш улов, местные аборигены, поймавшие сетями за целый день только 4 гольчиков, с неподдельным завистью стали расспрашивать о методах такой удачливой ловли. Мы важно делились секретами...

Третий день: неудачный поход за щукой

На третий день мы запланировали рыбалку на щуку. На расстоянии 50 м от базы находилось устье реки Амнундакта, в заливах которой наши московские друзья успешно ловили заполярную щуку весом до 10 кг. К этой рыбалке мы очень серьезно готовились при подготовке к экспедиции.

19-70-11.jpgВыехав туда ранним утром, мы за 3 часа добрались до цели, но там нас ожидало разочарование: из-за низкого уровня воды в озере (очень теплая погода) обнажились песчаные косы, поэтому пройти на катерах внутрь устья нам не удалось. Более того, сломался один из наших моторов, поэтому мы решили двигаться обратно катамараном, связав обе лодки вместе рядом. Дорога намечалась очень длинной по времени - около 5 часов, поэтому мы сначала решили наловить рыбы себе на еду. Однако, имея ограничение в передвижении по местной акватории, серьезного успеха рыбалка не имела. Мы поймали одного 3-килограммового гольца, нам показалось этого достаточно для обеда, и мы немедленно двинулись обратно.

Стас решил приготовить рыбу в процессе нашего движения по озеру, поэтому сел на нос "Казанки" и начал разделывать рыбу. Он решил сделать на обед "сугудай". Надо отметить, что именно "сугудай" для нас был самым вкусным рыбным блюдом на Таймыре. Секрет его приготовления прост: мясо рыбы снимается с кожи ножом тонкими небольшими пластами, чуть-чуть присаливается, смешивается с лимонным соком, луком и зеленым горошком и немедленно употребляется после этого под "огненную" воду. Кстати, по вкусовым качествам голец является наиболее вкусной из всех "красных" рыб, попробованных нами в различных экспедициях. Уха из гольцовых голов, запеченный голец в фольге, сашими из сырого гольца, жареный голец - все эти изысканные блюда мы вкушали на базе благодаря мастерству Лены и Стаса.

Однако на этот раз оказалось, что в поход взяли все, кроме соли. Но Лена быстро вышла из положения и предложила заменить соль майонезом. Результат оказался предсказуемым: майонезный "сугудай" из сырого гольца был уничтожен в виде закуски весь без остатка через 15 минут после начала приема пищи и напитков...

19-70-12.jpgЧтобы не терять времени даром, перед обедом мы поставили спиннинги на троллинг, благо скорость движения нашего "катамарана" была не более 7 км в час. Мы получили поразительный результат: пройдя около 40 км, мы не увидели ни одной гольцовой поклевки. Я до сих пор не могу объяснить этого и грешу только на более высокую скорость при нашем движении...

В то же время на всех "зеленых стоянках" просто отменно клевал на воблеры голавлиного размера хариус весом до 1 кг, правда, ловил его в основном только Андрей, сын Сергея.

Нужно сказать, что неутомимый Андрей ловил хариуса не только на стоянках, но и на базе каждое утро и вечером. Причем он это делал каждую свободную минуту, как на спиннинг, так и нахлыстом, показывая всем пример беззаветной любви к рыбалке.

Уже недалеко от базы при подходе к нашим "пастбищам" ряпушки произошла первая за несколько часов поклевка. Затем вторая. Мы поняли, что надо просыпаться и приступать к спортивной рыбалке.

И тут начался, как говорят у нас на Волге, "выход" хищника. Рыба клевала на каждом забросе. Видимо, одновременные проходы сразу пяти воблеров DS-400 CASCABEL в одном и том же месте показались гольцам небольшой испуганной стаей ряпушки, и на это среагировала целая группа гольцов с глубины.

19-70-13.jpgБыли моменты, когда у каждого рыбака следовала поклевка, и мы одновременно вываживали рыбины весом до 5 кг. Поклевки были очень злые, зачастую при вываживании одного гольца другой пытался вырвать воблер у него из пасти, следуя за ним почти до лодки. А иногда голец оказывал настолько сильное сопротивление, что утаскивал приманку глубоко вниз метров на 30-40. Именно в этот момент наша снасть, согнутая в дугу, доказывала свое отличное качество.

Особенно сильны были рывки гольца, что доставляло нам огромное удовольствие. Кожа у него очень толстая и твердая, поэтому чтобы уменьшить процент "пустых" поклевок, мы заранее поменяли крючки на блеснах на крючки от Оwner, которые очень зацепистые и вновь отлично себя показали.

Кстати говоря, я могу с уверенностью сказать, что по силе сопротивления голец ничем не отличается от камчатской чавычи. Клев продолжался около часа и прекратился неожиданно резко. Видимо, голец привык к одной приманке, да и шум борьбы все-таки напугал его.

На базе вечером мы приступили к традиционному разделыванию и засолке гольца (кстати, малосольный голец потом очень хорошо и долго хранился дома в морозилке). "Местные" смотрели на нас уже с нескрываемым уважением, а мы тихо гордились собой...

Четвертый день: Кета раскрывает секреты глубинной ловли

В этот день было решено проверить возможность поимки глубоководного гольца на другие приманки, которых мы взяли с собой великое множество.

Поймав несколько рыбин "обычным" способом (на вышеуказанные воблеры DEPS), мы поменяли приманки. Я начал с тяжелых (до 50 граммов) самодельных "судаковых" блесен для отвесного блеснения. Экипаж Сергея решил использовать морские пилькеры.

Мы "пробивали" в течение часа своим приманками всю толщу воды, начиная со дна (а глубина была около 150 метров), однако поклевок так и не увидели. После этого настала очередь крупных балансиров, кастмастеров и пр. "экзотики", но результат был прежним. Единственно, на что отозвался один голец - на игру оригинального балансира SHIRASU от компании Balzer, и то на глубине19-70-8.jpg около 10 метров .

Поразмыслив об этом, мы поняли, что вдали от берега голец из глубины атакует больную рыбку, которая, как правило, всплывает ближе к поверхности, поэтому привычные для него объекты для атаки должны находиться ? неглубоко, на 4-10 метрах. Приманки, которые мы предлагали ему на глубине, для него являются нетипичным объектом для охоты, поэтому он просто их игнорирует. Кстати, голец не имеет воздушного пузыря, поэтому рыба может за считанное мгновение подняться за пищей на поверхность озера с самой глубины (а отметки гольца мы видели не раз на глубине 150 метров).

Сергей опустил камеру подводного телевизора на 15-метровую глубину и принялся изучать подводный мир. На этой глубине он увидел множество перемещающихся светлых фосфоресцирующих полосок. Как нам рассказали впоследствии, у самцов гольца во время брачного периода оперение принимает такой вид, так что рыбы под нами было предостаточно.

Поэтому мы решили прекратить эксперименты, вновь поставили проверенные воблеры и стали отрабатывать технику поимки озерного гольца. Поразительно, но факт: клев опять возобновился. Воистину, по гольцу DEPS "рулит" по полной!

Кстати, я заметил, что у Сергея, который поставил флюркарбоновый поводок, и у Стаса, который вообще ловил монофилом, поклевки следуют чаще, чем у нас с Леной. Таким образом, можно уверенно сказать, что голец боится плетеного шнура, которого он явно видит.

Еще интересное наблюдение: у самок, пойманных на глубинных участках, практически не было икры. В то время она была у рыбы, пойманной в районах устья горных речушек. Местные объяснили нам, что голец нерестится длительный период, причем не одновременно. По мере созревания икры голец продвигается на нерест внутрь рек, поэтому именно там можно найти икряного гольца в изобилии.

Рыбалка этого дня закончилась поимкой самого крупного гольца весом 9,5 кг. Его, как и всегда, выловил Сергей Лобас, тем самым подтвердив тот факт, что самая крупная рыба в наших экспедициях всегда клюет у него.

Вечером во время прекрасного ужина мы с удовольствием единогласно решили, что цель этой экспедиции достигнута: мы поняли секрет ловли гольца на глубине, и вообще результаты этой рыбалки были на порядок лучше прошлогодней.

Пятый день: поиски тайменя

19-70-2.jpgДо обеда (отлет был назначен на 14.00) у нас было достаточно времени, поэтому мы с Сергеем решили с помощью эхолота поискать возможные стоянки тайменя (гольцом мы уже обловились). На катере мы проехали по тем местам, на которые нам указали местные, и увидели на глубине несколько очень крупных отметок, которые явно превосходят отметки от гольца. Нам очень хотелось бы верить, что это были отметки от тайменя-гиганта...

Вообще-то сведения о наличие тайменя на озере Кета довольно противоречивые. Кто-то говорил нам о том, что его уже нет, так как голец (его здесь просто огромное количество) вытеснил тайменя из этого водоема, другие специалисты утверждали, что таймень здесь есть, при этом он достигает огромных размеров - до 100 кг.

Эту информацию подтверждают и вертолетчики (а они про рыбу на Таймыре знают все точно). Один из них рассказывал о том, что он, пролетая над Кетой, как-то раз спутал тень от вертолета с огромной рыбой, которую было хорошо видно с высоты. Он понял, что это не тень от вертолета только тогда, когда увидел, что "теней" было две...

Окончательно уверенность о наличии тайменя у нас появилась после того, как мы увидели снасть, на которую очень известный в Норильске рыбак ловит тайменей на нашем озере. Это был самодельный спиннинг, сделанный из рапиры (!). Такой снастью местные тайменя багрят, стоя на верхней бровке свала (примерно так, как мы ловили гольца в первый день нашей экспедиции), только вместо вертушек они ставят большие блесны с крючками. Он сам вытаскивал такой снастью тайменя весом в 45 кг. После этих рассказов Сергей заявил, что часть следующей рыбалки на Таймыр будет обязательно посвящена серьезному поиску местного тайменя.

Кстати, о следующей рыбалке. Местный егерь, который видел всю пойманную рыбу, утверждал, что нам так и не удалось поймать ни одного гольца Дрягина, который менее длинный и в то же время значительнее тяжелее (до 15 кг) нашего озерного гольца. Он сообщил,19-70-3.jpg что сейчас голец Дрягина очень редко встречается на озере Кета, и его надо искать на других горных озерах, например, на озере Аян, которое находится в самом центре плато Путорана.

Нас очень заинтересовала эта информация, и мы, уже вернувшись в Норильск, тщательно расспросили специалистов, побывавших на этом удаленном озере, а также просмотрели всю информацию о нем в интернете. Поразительно: оказалось, что на это необследованное озеро длиною около 80 км и шириной до 1,5 км ни разу не выезжали экспедиции, занимающиеся спортивной рыбалкой (там ловят только иногда и только сетями). На озере нет вообще никаких действующих баз, кроме двух заброшенных избушек. В общем, полная неизвестность и глушь!

Так что сейчас наша команда готовится к новому походу за тайменем и гольцом Дрягина на озеро Аян. Поход состоится в конце июля 2010 года...