Пишем статью в журнал «Нижегородский рыболов»
Можно ли написать статью в журнал? Этот вопрос задают мне достаточно часто. Хуже, кстати, когда не задают, а сразу присылают уже готовую статью для публикации. Дальше вы поймете, почему хуже. А вообще, написать статью в наш журнал и быть опубликованным довольно просто, под силу если не всем, то многим рыболовам с большим рыболовным опытом. Ну, опубликовались же 100 с лишним авторов за пять лет жизни журнала? Почему же не попробовать?
Конечно, для написания статьи нужно знать некие правила, законы, по которым существует рыболовная журналистика. Их не очень много, но соблюдать их обязан каждый автор, иначе ничего не получится. Вот об этих правилах мы сегодня и поговорим.
Идея
Она же тема будущей статьи. Это то, что волнует больше всего, в чем чувствуете свою силу, в чем ваш конек. Допустим, это ловля жереха на спиннинг. Значит, надо писать про жереха. И забыть на время про всю другую рыбу и другие способы ловли. Вот есть жерех - и как будто больше никакой другой рыбы нет вообще. Полная концентрация на жерехе, все, каждое слово статьи, должно работать на основную тему.
В рыболовной журналистике есть множество жанров, в них надо хоть чуть-чуть разбираться.
Вот есть заметка, буквально пара-тройка абзацев оперативной информации. Загляните в блок новостей нашего журнала - сразу станет ясно, о чем идет речь.
Есть очерк. Это как рыболову позвонил друг, а рыболов был с похмелья, а потом у машины отвалилось колесо, а потом все же к концу дня удалось попасть на водоем и т.д. Хороший очерк может быть опубликован в газете "Рыбалка круглый год", например. Есть мастера рыболовного очерка. Есть такой автор, зовут его Александр Токарев, так вот, он - большой мастер, писатель без всяких скидок, у него есть чему поучиться. Но это очерк. А очерки в журналах не печатают. Ну, так сложилось, что вот в газетах очерки печатают, а в журналах - нет.
В журнале бывает "брат очерка" - репортаж. Вот это да, бывает. Прошел какой-нибудь очередной фестиваль (а их у нас на Нижегородчине "воз и маленькая тележка") - и участник события интересно об этом фестивале рассказал. Или вот сплав Виктора Маслова или Дмитрия Куксина. И день за днем мы за нашими авторами "плывем", и нам это все, что с ними происходит, очень интересно. Это нужно, это вполне журнальный формат. А вот рассказ, очерк - нет.
Но это так, к сведению. Мы сегодня говорим непосредственно о СТАТЬЕ. Если точнее, то о методической рыболовной статье. Вот как вы ловите жереха, чтобы он ловился хорошо. Делитесь, так сказать, наработанными годами крупицами мастерства. И, прежде всего, пишете план статьи.
План статьи
Может быть, например, такой.
1. Жерех - краткое представление субъекта.
2. Водоемы и характерные места водоемов, где водится жерех.
3. Снасти, используемые при ловле жереха.
4. Приманки для жереха.
5. Особенности ловли жереха.
Чем больше фактуры в статье, тем она, статья, будет интереснее. Что такое эта самая фактура? Это то, из чего делается статья. Это интересные фотографии, наблюдения, заметки, предположения и выводы. Если фактуры мало, то статья будет "водянистой", разбавленной, читать ее будет неинтересно, читатель уснет на первой же странице.
Тут почти все зависит от количества рыболовного опыта именно по теме статьи. Если пару раз куда-то съездили, что-то поймали, но в целом рыбу не поняли, то и статья получится "ни рыба, ни мясо" - никакая. А вот если вы ловите своего жереха 30 раз в году, да лет эдак 15, тогда, я вас уверяю, получится очень интересная статья.
Примеры, достоверные случаи из собственной практики - тоже фактура. Вот в 2005 году в Бармино поймали жереха на 6 кг, и есть фото. Можно описать эту поимку отдельно, чуть подробнее, но не сваливаясь в очерк, без диалогов и длинных описаний дороги и рассветов-закатов. Все четко по делу.
Большую пользу при написании методической статьи может оказать рыболовный дневник. Если он ведется, конечно. Взять вот и пролистать все рыбалки по жереху, наверняка масса интересного вспомнится. И фотографии пересмотреть.
Фотографии. Обязательно должны быть. Есть такие журналисты (называть их фамилии я не буду), которые пишут про ловлю крупной щуки, подкрепляя статью фотографиями с щурятами до килограмма. Ну, это значит, что тема статьи выбрана неверно, нужного опыта ловли у автора нет, и ему надо было писать про ловлю щурят. Возможно, это менее почетно - писать про щурят, но зато честно, а читателя не надо обманывать, его и не обманешь, кстати, все равно правда наружу вылезет...
Фотографии надо делать фотоаппаратом. Телефон - тоже полезный прибор, но он создан совсем для другого, и никогда фотографии, сделанные телефоном, не будут печататься в журнале. А вот простой "цифро-мыльницы" в большинстве случаев оказывается вполне достаточно.
Обратите внимание на обложку этого выпуска журнала. На ней известный нижегородский рыболов Денис Демарин держит двух очень хороших окуней, пойманных им на Чижковском пруду в ноябре этого года. Для того чтобы получился этот удачный, в общем и целом, снимок, Денис попросил товарища 20 раз нажать на спуск фотоаппарата: в разных режимах, с разных ракурсов, с вспышкой и без нее... В результате только один (!) снимок прошел редакторский отбор. А представляете, если бы его, этого снимка, не было?
Не ленитесь фотографировать на рыбалке, если собираетесь когда-нибудь взяться за написание статьи. Что, это слишком утомительно? Тогда, возможно, не надо думать о статье вообще.
Бывают ситуации, когда предложена интересная тема, написана замечательная статья, а авторских фото нет. Ну что ж, если вся остальная работа сделана на 5+, тогда фото найдутся в редакционном архиве, насчитывающем несколько десятков тысяч (!) фотографий. Но и в таком большом архиве могут нужные фото не найтись, так что авторский фоторяд - почти незаменим.
Еще в ХVIII в. великий французский деятель науки и культуры Бюффон произнес ставшей крылатой фразу "Стиль - это человек!" Т.е. вот сколько людей, столько и стилей.
Вот жанр, он один, методическая статья про ловлю рыбы: как поймать жереха на спиннинг. И вот 100 человек возьмутся за написание статьи на эту тему, и у 100 человек будут совершенно разные статьи. Поскольку стили написания у всех разные.
Вот написали. Поначалу кажется, что написали не хуже Льва Толстого. Это всем так кажется, поверьте. Отложите работу на день или два. Перечтите снова - ба, да тут ошибок целый воз! И вот здесь надо переделать, и здесь... Т.е. занимаетесь редактурой текста. И после редактуры еще отложили на денек, пусть "вылежится". На свежую голову еще раз перечитали, что-то добавили, что-то вычеркнули.
Вычеркивать нужно побольше, кстати. Есть такой постулат: нет такого произведения, которое не выиграло бы от сокращений. И Чехов сокращал, а уж куда короче, казалось бы... Ну и нам не вредно выкинуть то, что не работает на главную тему статьи, что будет отвлекать читателя.
Техническая редактура называется корректурой. Большую помощь в приведении текста в порядок может сослужить компьютерная программа. Word, к примеру. В ней, собственно, текст и набирается. И если какое-то слово написано неверно, оно подчеркивается. К сожалению, компьютер не знает многих рыболовных специфических терминов и подчеркивает их тоже. Ну, значит, им надо просто уделить максимум внимания и постараться не ошибаться.
Конечно, в редакции есть и редактор, и корректор, они по долгу службы будут с текстом работать, править его, делать более понятным читателю... Но и авторскую редактуру (иногда многократную, а уж на первый раз - так точно раз 5 надо все заново перечитать-пересмотреть) никто не отменял.
Еще о стиле. Старайтесь не занудствовать. Не учите читателя ловить рыбу. "Берете", "насаживаете", "привязываете" - это все какие-то поучительные, дидактические какие-то формы, плохо они воспринимаются читателями. Лучше рассказывайте, как ловите рыбу сами: "беру", "насаживаю", "привязываю" - вот так гораздо проще и лучше.
Как ни странно, это все. Как видите, никаких особенных секретов в нашей журналисткой "кухне" нет и никогда не было. Большой рыболовный опыт по теме + желание поделиться им с коллегами по увлечению + желание работать над текстом индивидуально и при помощи редактора + хороший фоторяд, подкрепляющий и украшающий статью, = замечательная, интересная, оригинальная, толковая, "мясистая", живая, познавательная, полезная статья.
Жду ваших предложений, коллеги! И желаю творческого настроения!