Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Пионерский пруд

Пионерский пруд

Алексей Трембицкий, г. Москва  

Пруд этот небольшой, правильной прямоугольной формы, как и многие искусственные пруды в городской черте. Ходили мы до него иногда целый час. А обратно еще дольше, возле продуктового магазина останавливались. Брали сливочное масло, сахар, еще что-нибудь... В три руки можно было много набрать, на несколько дней, а то и на неделю хватит. 

Мне, конечно, эти закупочные остановки не нравились. Лучше бы еще пару раз дедушка забросил удочку, а то только двух рыбок поймали. Но бабушка кого хочешь уговорит. Это факт. 

Забавно мы тогда жили. Дефицит продуктов компенсировали смекалкой да дедовским пайком, как говорила соседка Антонина. В нашем подъезде много познавших войну жило, в том числе и фронтовиков, как мой дедушка. 

Нелегкая судьба, сложный характер, беспрерывный честный труд, непростое молчание и выдержка - в деде всего хватало. Недаром военный хирург и китель весь в орденах и медалях. Кроссворды он отгадывал лучше других и русский язык знал, словно со словаря списывал. А между тем родился на Украине, только после школы уехал учиться в Ленинград в Военно-медицинскую академию. 

Удочка у дедушки была бамбуковая, но не простая. Самодельная. Длиной не более пяти метров. Три колена. Кольца пропускные прочно держались на одной лапке, которая была прочно привинчена к удилищу ниткой и покрыта сверху лаком. При этом кольца были не сплошными, а завернутыми спиралью так, чтобы можно было леску, не нарушая оснастки, вынуть (вывернуть из спирали) и смотать на маленькую катушечку, закрепленную на нижнем колене. Таким образом, колена были не зависимы друг от друга (транспортировка очень удобная), а сборка-разборка удилища занимала минуту-две, не более. Раньше вообще снасти, как и многое другое, сами делали и, кстати, неплохо получалось. 

К нашему времени рыбы в Пионерском пруду почти не осталось, не то что перед войной. Тогда еще в незапруженной речушке с прозрачной водой рыбка плавала у всех на виду, и местные ребятишки гонялись за ней по мелководью (по рассказу одной местной бабушки). 

Удить рыбу дед любил с юных лет. Но кроме бамбуковых удочек, я в его руках ничего не видел. А вот слышать о разных рыбалках случалось. Например, как после войны на Сахалине лосося можно было набирать прямо из реки руками, грузить на саночки и везти домой. Или как под берегом в Днестре достойных экземпляров руками вытаскивали... А еще про одного рыбака, друга детства моего деда, который там же на Днестре на донки ловил, непростые с разными по голосу колокольчиками. Это особая история. Звали мужчину Алик Карпинский. В финскую войну Алик потерял зрение, в танке горел. При этом радости жизни не потерял и жил наравне со всеми, занимаясь хозяйством не хуже иных зрячих. В Великую Отечественную на фронт по понятной причине не попал, но, как и другие, помогал сопротивлению. А еще тащил жену и детей. В общем, уникальный человек, легенда "не то, что нынешнее племя". Так вот Алик поплавка, конечно, видеть не мог. Но рыбалку любил и рыбачил всем на зависть на донки. У каждой донки был свой колокольчик, в смысле со своим звучанием. Это и позволяло Алику определять на слух донку, на которой произошла поклевка. Как этот человек разматывал леску, забрасывал свои снасти, а потом собирал их и как чувствовал, где находится рыба, объяснить трудно. Но он это делал сам, без посторонней помощи. Такой уж был это человек и не только в рыбалке, но в других областях. 

Бабушка, присутствующая при этих разговорах, любила подмечать, что Алик ловил с шутками, не боясь распугать рыбу. Бывает, зовет пойти на рыбалку деда, отца (тогда еще мальчишку), кого-нибудь еще и бабушку нашу заодно, подойдет к берегу, шутки начнет шутить, сам смеется и других развеселит и поймает больше остальных. Хотя все осторожничают, молчат, боятся рыбу спугнуть. К сожалению, мне Алика увидеть не довелось, но пример этого человека часто выручает меня, когда опускаются руки, в том числе и на водоеме. 

Да и деда на рыбалках вспоминаю часто. Он, необыкновенно упрямый в некоторых вопросах, мог целый день ловить на "крокодиловский" поплавок, сделанный собственными руками из гусиного пера и пробки. 

- Дедушка, здесь на такой поплавок не ловится. Здесь нет такой рыбы. Давай я тебе нормальный поплавок дам, поменьше, почувствительней, - не раз говорил я ему. 

- Не надо. Я этим попробую. И крючок дед брал крупнее, приговаривая: 

- С твоей оснасткой только на проглотушки можно верхоплавок доставать. А я хочу рыбу крупную. Ну что здесь ответишь? Перечить не станешь. 

Идем с ним вечером на рыбалку. Я таскаю одну за другой уклеек на хлеб и геркулес. Иногда и плотвицу выужу. Дед же старательно насаживает червя, забрасывает и ждет. Заброс дедушка осуществлял посвоему. Даже описать сложно. Держа кончик лески с насадкой в левой руке, правой осуществлял взмах, приседал, немного нагибался, а затем вытягивал руку с удилищем вперед. Это движение выглядело каким-то особенным, ни у кого я такого не наблюдал. А на Пионерском пруду мы ловили, потому что это был ближайший водоем, до которого удобно идти пешком, и людей на его берегу не очень много собиралось. Хотя рядом была станция метро "Пионерская". По-видимому, и пруд назывался Пионерским по этой же причине. Дедушка, закинув мою удочку, закидывал свою и внимательно смотрел на поплавки. 

Мне же хотелось смотреть не только на красный и белый кончики, торчащие из воды. Вокруг еще много всего было... Например, битые разноцветные стекла, обрывок заграничного фантика, утка или селезень, проезжающие напротив вагончики... И вообще я был бы не прочь покидать в воду камушки... 

- Дедушка, а если в поплавок камнем попасть, он утонет? 

- Каким камнем? 

- Простым 

- Зачем же в него камнем кидать? 

- Просто... 

- Не надо. Рыбу испугаешь. 

- Дедушка, а у тебя скоро рыбка клюнет? 

Терпению наших родителей можно позавидовать.... 

Пойманная плотвичка размером чуть больше наперстка вызывала у меня бурю восторга. А дед обычно говорил, что рыбалка неважная. Это было прекрасное время для меня, тогда еще дошкольника. Из пруда можно было выловить не только рыбу... Попадался иной раз предмет посторонний в виде тряпки или ржавой жестянки. 

Мальчишки постарше любили закатывать в воду автомобильную покрышку. Потом сей предмет вытаскивали, и бывало, что в ней оказывалась рыбешка. Неспортивно, как бы сказали теперь... Да и кто мне позволит в воду залезть?! С бабушкой в воду не зайдешь. 

Зато став старше, мы с приятелями не раз бегали на Пионерский пруд кататься на катамаранах. Возвращались домой, разумеется, мокрые, замызганные, но с чувством подлинного удовлетворения за взятый на абордаж катамаран противника... Мальчишки есть мальчишки. 

Кстати, школьниками мы тоже сюда бегали на рыбалку. Шел 1987 год, если не ошибаюсь. Купили мы с другом Ильей по донке на складном пластиковом шестике. Нижнее колено с мотовильцем заточено у основания "под карандаш", чтобы легче втыкать в землю. Леска примерно 0,25, на конце паровозиком три поводочка толщиной 0,18-0,20 мм и длиной 12-15 см, оканчивающиеся крючками 5-го или 6-го размера по отечественной классификации, а еще простой колокольчик в качестве сигнализатора поклевки. Общая длина лески - метров 35-45, не более. Радостные побежали на пруд испытывать покупку. Выловить ничего не удалось, но рыбалка была настоящей. Школьные годы, прекрасная пора. 

Сегодня я вспоминаю свое детство и, в частности, те первые рыбалки с удивительным чувством покоя и тихой радости за удивительное время - время теплоты и заботы самых близких людей, показавших примером своей жизни, что простая человеческая доброта - главное вложение в жизнь, ибо именно оно остается у каждого, когда исчезает все остальное.