Первый областной
Каждый рыболов - путешественник по определению. И каждый второй рыболов - турист-водник. Так что в том числе и для рыболовов был интересен первый фестиваль самодельного маломерного флота "Весла на воду", начавшийся 26 июля в Нижнем Новгороде на Гребном канале, а закончившийся 27 июля у села Великий Враг под Кстово. Посвящен он был лодке-великовражке.
Ода великовражке
Сколько себя помню, столько помню и великовражку. Эти лодки десятками стояли у берега Волги под Старым Кстово, Великим Врагом, Зименками, Безводным, Работками. Помню, как с родителями переправлялся на великовражке на левый берег за ягодами, за черемухой, за шиповником. Как с ребятами переезжал Волгу, чтобы идти за карасями на озера Синицыно и Заездное. Перевозчик дядя Леша брал с нас, пацанов, по пятачку, со взрослых - десять копеек. И великовражки тогда составляли серьезную конкуренцию парому ПС, или попросту - "галоше", перевозившей кстовчан на левый берег, поближе к природе.
В Старчихе с лодки мы ловили плотву, окуней, подъязков. И чехонь: с утра до обеда на удочки вдвоем с братом удавалось поймать ее штук триста. А еще ловили леща на подпуска на краю фарватера. Перебравшись на лодке на песчаный левый берег или острова, вели ловлю чехони на "резинку" и "карусель".
Устойчивая была эта лодка на волнах, возникавших и в непогоду, и от многочисленных в ту пору буксиров, толкачей, барж, пароходов и теплоходов. Стоило сделать несколько гребков и поднять весла - и великовражка по инерции проплывала не один десяток метров. Если лодка была сделана по всем правилам, без перекосов, след от нее на водной глади представлял прямую линию, без увода в сторону. Сзади, за кормой, у нее не образовывались буруны и завихрения - так продумана была ее конструкция. Найдите хоть одно другое маломерное судно, чтобы оно так же не оставляло след за кормой. Разве что байдарка.
Сообщение через Волгу многие годы осуществлялось именно с помощью великовражек. Еще по большой воде, сразу после схода большого льда, лодки спускались на воду. Чтобы не разбить форштевень о проплывающие еще льдины, да и о крупный галечник или причал, форштевень обивали листом железа.
Помню, в середине мая мы, школьники, мальчишки и девчонки числом до десятка, в Зименках садились в великовражку и плыли на ту сторону, к затопленным еще кустам. Жители сел с высокого правого берега ездили на левый пологий и на острова за сеном, дровами, за грибами-ягодами. И даже доить коров.
Ставили на великовражку сначала стационарные моторы-пускачи. Сидит рулевой на корме, перед ним закрытый досками отсек для мотора, а впереди - места для пассажиров и груза. Потом появились подвесные моторы "Стрела", "Москва". Они хорошо крепились на транец великовражек.
Вернувшись из ССО (студенческого строительного отряда), я не долго раздумывал, на что потратить заработанные деньги: на модный тогда магнитофон или мотор для лодки, - купил "Ветерок-8". На нем и вниз по Волге (под Безводное, до Кадниц и Работок, на Ватому), и вверх - до Подновья и затона 40 лет Октября. Когда я ушел в армию, брат приобрел "Ветерок-12". Эти моторы как раз подходили для лодок такого водоизмещения в отличие от "Нептуна" и "Вихря", предназначенных для скоростных "Казанок" и "Прогрессов".
Именно благодаря великовражке на широком волжском просторе у меня родилась мечта выйти в море, посмотреть океан, испытать себя во время жесточайшего шторма. В одном из моих морских рассказов "На безрыбье и кальмар рыба", напечатанном в газете "Ершович", есть упоминание о великовражке, стоявшей у берега в Лягушихе под Безводным.
У многих друзей и знакомых из Великого Врага на сеновалах и в сараях до сих пор лежат детали для сборки великовражек. Одним из известных местных мастеров по изготовлению таких лодок был Сергей Васильевич Николаев, перенявший дело от своего отца. Бывало, за год он изготавливал несколько таких лодок на заказ. А последнюю сделал в начале восьмидесятых, уже в возрасте семидесяти лет. Не скажу, что жив еще промысел изготовления таких лодок, но то, что его еще можно возродить - это точно.
Толчком к этому, думаю, послужит состоявшийся благодаря нижегородским активистам, собравшим самодельщиков со всей области, фестиваль самодельных маломерных судов.
Смотр самодельных плавсредств
Участников фестиваля набралось, может быть, немного - всего двадцать пять. Но ведь это первый такой форум областного уровня.
Александр Мызин из Безводного представил великовражку, изготовленную в 1978 году, Юрий Спирин из Сокольского - "Соколку", которую он смастерил, по его словам, совсем недавно - всего за две недели. Иван Сиденин (также пос. Сокольское) - новенькую деревянную лодку "Фофан".
Но самодельщики не были бы самодельщиками, если бы смотрели только в прошлое. В 80-х годах активно развивалось парусное самодеятельное судостроение на базе серийных резиновых лодок и байдарок, самодельных катамаранов. Использовались они для турпоходов, дальних рыбалок, для спорта. Да и сейчас используются. На фестивале было несколько подобных конструкций.
Николай Поздышев из д. Петухово Борского района представил свой парусный катамаран, состоящий из двух фанерных лодок. Мачта и ее крепление к лодкам напомнили конструкцию надувного катамарана В. Перегудова, описанную в "Моделисте-конструкторе" начала 80-х годов. Площадь паруса катамарана Поздышева составляет 10 квадратных метров. Автор ходил на нем по Ветлуге.
Довольно заметным на фестивале был тримаран "Авось" Дениса Морева из Великого Врага. К трехместной байдарке "Ильмень" были прикреплены два поплавка и мачта с парусом. Оригинальным дополнением к такой конструкции служила обычная газонокосилка, используемая в качестве двигателя. На нее Денис поставил самодельный винт из дюраля толщиной 3 мм и диаметром около 13 см и с лопастями, повернутыми под углом 10 градусов. Зрители смогли убедиться, что "Авось" при этом развивает довольно приличную скорость (по словам морехода Морева, до 10 км в час).
Кстовчанин Юрий Прокофьев показал свою надувную парусно-гребную лодку из ПВХ с тентом и солнечными батареями, используемую для дальних походов по Волге. Юрий назвал этот свой "дом и корабль" "Надеждой".
Мне наиболее интересной с точки зрения дальних походов, надежности, комфорта и в то же время возможности рыбной ловли показалась конструкция, представленная Олегом Ляпиным из Н. Новгорода. Катер "Днепр" оборудован довольно вместительной каютой со спальными местами и газовой плитой. 30-сильный мотор вынесен на самодельный транец, что освободило место на корме. 40-литровый бензобак расположен под сланями. На корме слева - рулевая стойка с сиденьем. По словам Олега, с кормы его "Ольги" можно вдвоем ловить на спиннинг.
Не буду далее перечислять и рассказывать о всех представленных на фестивале маломерных судах. Отмечу лишь, что каждое из них было чем-то интересно, и истинный самодельщик мог обогатиться здесь бесценным опытом своих коллег по увлечению.
Автором идеи проведения фестиваля, а также его директором являлся Сергей Скворцов, председателем технической комиссии был декан кораблестроительного факультета ВГАВТ Андрей Иванов, в числе членов комиссии - начальник областного центра ГИМС Александр Башев. Комиссия оценивала представленные маломерные суда по таким критериям как технические характеристики судна, его дизайн, качество изготовления. Победители и участники фестиваля получили дипломы и памятные призы и подарки.
После церемонии награждения вся флотилия направилась вниз по Волге к с. Великий Враг, где на левом берегу был разбит лагерь фестиваля. На следующее утро, 27 июля, участники фестиваля посетили село Великий враг - родину знаменитой великовражки.
P.S. Я и сам хотел показать на фестивале свою "Славянку" с парусным вооружением, но поздно узнал об этом и не успел подготовиться. Ну что ж, думаю, такой фестиваль в нашей области не последний. Главное - начало положено.
Николай Денисов, г. Кстово
Фото автора