Первый лёд на малой реке
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Этот первый лёд запоздал, по крайней мере, у нас. Едва он установился, как уже подошла пора, которая вскоре станет “глухозимьем”. Если в прошлом году ловили со льда уже в первой половине ноября, то теперь декабрь можно назвать началом ледостава. Да и этот первый декабрьский лёд провалялся я в постели – сорвал спину. Однако на лед тянет, и, немного оправившись, начало сезона хочу открыть на нашем городском водохранилище с жерлицами. Живца нет, но поймаю, первый лёд ведь как-никак…
На водохранилище
Выхожу на берег водохранилища. Что-то немного сегодня народа. Правда, будний день, но раньше и в будни на первом льду тут было полно рыбаков. Хотя какой это первый лёд? Второй или даже третий. На старицах в ноябре лёд видел, когда ходил за налимом с закидушками.
Спускаюсь к своему заветному месту, где всегда начинал сезон. Брали здесь окунишки, плотвички, пригодные на живца, а прикормишь – подходили и подлещики с крупной плотвой. Совсем рядом, метрах в тридцати, проходила обычно первая линия жерличных позиций, где в начале ледостава брала щука. Эта её временная тропа располагалась на линии шестиметровых глубин, на пути которой был небольшой пятачок с глубиной в четыре метра с провалами на шесть-семь метров по периметру пятачка. Вот его-то я обычно и обставлял жерлицами, а потом вытягивал линию жерлиц по обеим сторонам от него. Эта линия была ломаной, и её зигзаги имели цель – найти щучью тропу. Но началось всё с того, что провалился под берегом по верхнюю линию бахил, ладно не по пояс. Как всегда, у осоки и жухлой береговой травы не схватилась ещё льдом узкая полоса прибрежья. От толчка так долбануло в спину, что в глазах, словно молния сверкнула. Хоть на снегу полежать…
Долго лежать не было времени. Надо рыбачить. Выхожу на лёд в другом месте, кое-как перепрыгнув через узкую полосу воды. Проклятая спина! Чувствуешь себя из-за неё немощной рухлядью… В моём заветном заливчике пробурил несколько лунок, прикормил зимней прикормкой для холодной воды и достал пару удочек-“балалаек” для ловли на безмотылки, Миниатюрные и лёгкие. Они у меня только для безмотылок. Можно держать двумя пальцами, если требуется быстрая игра. На леске одной из удочек у меня привязан “гвоздещарик”, из тех, что по заказу прислали мне в прошлом году из Нижнего Новгорода. Ручная работа. В том году не успел как следует проверить.
Полчаса хожу по прикормленным лункам с безмотылками. Ни поклёвки… Пробую ловить и на обычные мормышки с мотылём. Нет, не клюёт. В этом году здесь пусто. Даже окуньки не ловятся, которых тут обычно великое множество. А время уже щучьего выхода. Опоздал я на этот выход. День в декабре совсем короткий. Идти на косу, где сидят рыболовы? Опять терять время, а поймаешь или не поймаешь живца – неизвестно. Да и ходить пока тяжело. В спину как будто гвоздь вколотили…
Решаю проверить балансиры на той самой линии, где обычно выставляю жерлицы. Начать хочу с балансира Spider Pro 01 весом 13 граммов и длиной 65 мм. Есть у меня и потяжелее приманки, но этот балансир цвета 25 F – светящийся. Здесь довольно глубоко, и снег уже на льду. Может, привлечет в темноте какого-нибудь окуня граммов на триста-полкило? Да и глаза у балансира больно по-живому блестят. В описании сказано – по технологии 3D глаза делали.
Сразу пробурил с десяток лунок по той самой линии – предполагаемой щучьей тропе. Нашёл “пятачок” с глубиной четыре метра и свалами в яму. Тоже сделал несколько лунок. Ну-с, начнём…
Пройдя несколько лунок по линии, я вышел к “пятачку”. И на бровке с перепадом глубин четыре-пять метров балансир придавила живая тяжесть. Окунь-горбач, о котором мечталось? Нет, щучка-щипач… Невелика добыча, но сегодня эта молодая щука для меня – символ открытия сезона. Правда, больше хваток хищника не было. И у берега, когда я прошёл с мелкими балансирами вдоль полосы камыша и осоки, тоже было пустынно. А здесь ведь обычно кишели мелкие окуни вместе с более редкими горбачами. Что-то меняется на водохранилище и всё не в лучшую сторону. Щука тоже обмельчала. Но главное – открыл сезон, победив боль в спине.
На малой речке
Утро следующего дня решил встретить на той же самой Малой Кокшаге, которая образовала водохранилище в городе, но уже выше по течению, неподалёку от моего дома. Неподалёку – это если на машине по лугам добираться, даже на велосипеде. Но сейчас придётся брести пешком по снегу с санками-волокушами за спиной, которая уже больше недели болит, не переставая. Жена гонит в травмпункт. Какой травмпункт, когда лёд на реке? Сколько его ждали…
Вышел потемну. Пересёк шоссе и спустился, чуть ли не кубарем, с дорожной бровки, которая стала крутым обрывом от набросанной снегоуборочной техникой грязной каши с комками, ставшими от мороза камнями. Чем дальше от дороги, тем спокойнее на душе. Вот мелькнула через засыпанную снегом дорогу серая фигурка, остановилась и встала столбиком. Заяц русак с любопытством вглядывается в меня, словно хочет спросить: “Как пройти в библиотеку?”.
Или: “А где у вас тут яблоньки? Мне бы коры подрать”. Совсем рядом с городом кипит другая, настоящая жизнь. Тут и лисы шастают. Можно увидеть, если только посидеть в засидке. Как любопытные зайцы на дорогу лисы не выходят и про библиотеку не спрашивают. Шкурку берегут, хотя их тут, в черте города, не стреляют.
Миновал луга, прошёл перелесок, и вот она – малая река в декабре. Э-э, так она ещё журчит открытой водой, по крайней мере, вдоль стрежня. Иду к плёсу, который приглядел осенью, когда приходил сюда за налимом. На этом плёсе наверняка есть глубина, судя по тому, как круто уходила тогда леска закидушек в воду. Вот и плёс. Здесь тоже струится по самой середине реки чёрная вода. Место заманчивое. В центре стоят вмороженные в лёд деревья. Они видимо упали с куском подмытого весной берега и замерли наклонно в воде. Около них крутятся по открытой воде водовороты и, наверное, держится рыба.
Место-то хорошее, но ко льду пришлось спускаться с обрыва, держась за корни и опираясь о пешню. Вот и низкий берег, весь в зелёной ещё осоке. Вначале надо сделать трап, чтобы выйти на лёд. Когда я ткнул пешнёй в снег у берега, она сразу провалилась в воду. Поднявшись обратно на обрыв, иду в лес и ломаю на брёвнышки сухую ольху.
Трап готов. Выхожу на лёд и проверяю его пешнёй. Здесь – толстый лёд, не менее восьми сантиметров. Но чтобы ловить спокойно, обхожу мелкими шажками предполагаемый участок ловли по периметру, тыча пешнёй. Подобрался почти к краю льда, за которым бежит ледяная вода. Надо знать, до каких пределов распространяется линия безопасности. Плавали, знаем…
Первые лунки пробиваю прямо у берега. Глубина здесь два метра. И сразу заклевали мелкие окуньки и плотвички. Буквально с палец. На живца пойдут, хоть и с натяжкой. Выставил пяток жерлиц без катушки. Они у меня с тонкой оснасткой, универсальные. Для зимней и летней щуки, налима, стоит только отстегнуть мотовило с флажком и подвесить его под лёд. Больше пяти штук тут не выставить. Места мало, и, как оказалось, подо льдом стоит слой шуги, сквозь который не опустить живца. Видимо, несёт шугу с открытой воды под лёд.
Вскоре поднялся флажок одной из жерлиц. Есть! Первая щучка. Где-то на кило двести. Для малой речки неплохо. А тут вообще хорошо. Тишина. Ворон с подругой тихо облетают окрестности, издавая нежные звуки, которые даже не опишешь словами. Что-то вроде “тлинь-тлинь…”. Не обычное его “крун”. Наверное, любовная песня.
Вскоре попались ещё две щучки. А на “гвоздешарики” стали клевать плотвички, окуни. Не крупные, конечно, но и не живцы. Попался даже голавлик. Причём вся рыба взяла на быструю игру. Надо же, на глубоком водохранилище не поймал на них ничего, а на малой речке “гвоздешарики” сработали.
Дома выяснилось, что спина почти прошла. Клин клином вышибают…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(374), 2017 г