Главная > Статьи > Первый лед. И беда и радость

Первый лед. И беда и радость

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола

Утонул товарищ

Нехорошо начался этот ледовый сезон 2014-го. Вначале прихватило реку и заливы тонким ледком, на который как всегда бросали камни проверки ради, а может, из озорства. Морозов настоящих не было, и лёд схватывался понемногу, наверное, по миллиметрам за ночь. Но вскоре и на таком хлипком льду зачернела фигурка первого рыболова-пингвина, а вероятно, и моржа, если не повезет… Смелее стали и другие. Уже видны были небольшие группы рыбачков вдоль берегов. Казалось, пришел сезон. А мне все не верилось. Не бывает в октябре зимы со льдом на реке, пусть и в конце месяца.

Так и случилось. Грянуло потепление. Снег растаял, но лед еще держался, правда, в заливах. По руслу бежала черная вода, уходя под кромку берегового припая. И все равно рыбаки ловили не только на прудах, но и на мелководьях зоны затопления Чебоксарского водохранилища. А я все никак не решался выйти на лед, хотя купил новый костюм, бахилы и шапку под камуфляж. Только бур захватить и снасти, но помнился последний случай на Волге, когда висел у кромки льда, едва удерживаясь пальцами со сломанными ногтями за гладкий лед. Течение неумолимо затягивало под край промоины. А внизу было черно, и от этого было черно на душе, мол, вот так просто это бывает. Никто и не заметит… Но заметили. Два парня подали бур, и этого хватило, чтобы выползти из ледяной стыни.

Тех впечатлений хватило, кажется, на всю жизнь. И выходил теперь уже не на первый лед, который трещит и прогибается, а на так называемый «второй», толщиной хотя бы в пять-семь сантиметров. А помоложе был, так бегали к жерлицам, словно по картону, - ледку сантиметров в три-четыре толщиной… Бегали… Вот и добегался мой товарищ по учебе и службе в ракетной дивизии. Утонул Валерий со своим братом на озере. Кажется, Шильмой зовется. Так вдвоем и ухнули под лед, и больше не выплыли. Тоже бежали к жерлицам. Говорят, один из братьев в леске от жерлицы запутался.

На берегу нашли палатку, водку, закуску. Полный наш комплект рыболова. Вода покрыла их, земля приняла. Пусть будет пухом обоим братьям. И не надо, други-товарищи рыбачки, торопить смерть. Лучше не выходить на слабый лед. Может быть, и пронесет, а может…

Берите с собой спасательные средства. Индивидуальные «спасалки» можно сделать из пары острых гвоздей, двухсотки или крупнее, а чтобы не протягивать руку тонущему товарищу и не оказаться бесполезно вместе с ним подо льдом, берите с собой капроновый конец с грузом и буйком. Типа «конца Александрова».

Ушел Валера туда, откуда не возвращаются. Но, думаю, там тоже есть своя рыбалка, свой промысел божий. Может быть, есть и вселенская справедливость, которой нет на Земле.

Собака и налим

Перволедье… Отгорели березняки золотом, опали и стали пустынными. А под ними синяя только вчера речка, холодная даже на вид, сегодня уже сделалась стеклянной от молодого хрустящего под ногами ледка. На него и выходить-то еще страшно из-за этой прозрачности, когда под ним, тонким, чернеет яма, кажущаяся бездонной. А на желтых отмелях прыскают в разные стороны мальки, где-то и черная спина крупной плотвы покажется у травы-роголистника. Но от шагов по льду рыба пугается и стрелой исчезает в темной яме, сверкнув напоследок серебристым боком.

Праздник Перволедья для рыболова желанен, как любимая женщина, ну, почти как… Или наоборот… Словом, праздник он и есть праздник… То есть долгожданный и любимый. К нему мы готовились еще с начала осенних заморозков.

Сегодня мы идем на нашу проверенную яму, где летом ловилась вся рыба, вплоть до голавля на белую «вертушку», не говоря уж о щуке. Ну, понятно, сорожка-плотва да подъязки - рядовая добыча. Окуни тоже весело хватали как червя, так и твистер или риппер с тряским хвостиком. Но рвали хвосты силиконовым приманкам беспощадно. Тогда мы переходили на «вертушки». Хватки становились реже, но надежней.

В это перволедье мы полны надежд на хорошую рыбалку. Хоть и не были давно на реке, но все вспоминается удачное лето. Выходим на лед, потрескивающий под ногами. Бьем в него пешней или скорее опускаем с размаху на лед. И пешня проваливается от своего веса с первого легкого удара.

– Тонковат, - ежится Сергей.

– Да, сантиметра четыре, - осторожничаю и я.

Идти страшновато, но мы знаем, что если бы шли без пешни, то так и добрались бы до своей ямы, не осторожничая. Лед хоть и прогибается, но крепкий.

На нашем омуте лед был толще. Можно смело рыбачить. Лунки бьем пешней. Вот в неровную лунку-щель юркает мормышка с мотылем на крючке. И сразу - тук!.. В руку отдается короткий стучок-удар. Есть!.. Окушки весело принялись клевать, радуя нас, истосковавшихся по льду. Но сорожка не брала. Видимо, разогнали колючие хищники. Жерлицы выставляем с окунями-живцами. Но мы знаем, что в перволедье щука хватает здесь и окунишек.

Но и щука не брала… Что-то неладно сегодня в подледном царстве. А окуньков мелких ловить уже надоело. Так бы и уходить без надежды на крупную рыбу. Но мы сегодня с ночевой.

Едва стало смеркаться, как на ямке начал ловиться ерш. Вот его-то нам и надо. Это наживка для налима. Теперь уже жерлицы наживляем ершами, опуская их на дно.

Потом разводим на берегу костер, ставим палатку на еловый лапник и пьем чай, поглядывая на жерлицы, освещенные костром. На пружинах флажков у нас поставлены маленькие колокольчики. Если и не будет виден в темноте флажок, то, по крайней мере, будет слышен звон колокольчика.

Так и случилось. Часов в девять вечера звякнул колокольчик дальней жерлицы. Бежим к ней, и вскоре на льду извивается змеей налим, первый сегодня и в ледовом этом сезоне. Мы стоим и смотрим на него. Вдруг Сергей показывает на берег:

– Волки!..

– Где!?

Смотрю, а по берегу действительно несется остроухий зверь, направляясь в нашу сторону.

Берусь за пешню. Но к нам, виляя хвостом-кренделем, подбегает западносибирская лайка. Видать, сбежала от ленивого хозяина. Решила поохотиться самостоятельно, пусть и на мышей.

И вдруг… Собака, увидев извивающегося налима, испустила длинный душераздирающий вой и кинулась прочь, торопливо поскальзываясь на гладком льду и визжа. А мы хохотали ей вслед от души, так и не поняв причину ужаса лайки от вида налима.

В эту ночь нам попались еще четыре увесистых налима, но собака больше не приходила…

Жерлицы из сучков

В этот раз выбрались на озеро, у камыша пробили по лунке и принялись таскать окуней. Попадались обычные здесь черные окуньки, живущие под торфяными берегами. Причем Сергей ловил и на белую блесенку, что здесь не всегда удается. Чаще на мормышку попадается капризный лесной окунь. Вскоре окунишки лежали вокруг нас россыпью. Охотку мы уже сбили, а ночевать еще рано. И тут я вспомнил, что в рюкзаке лежит сумка с десятком волжских жерлиц да еще смешные самоделки где-то в той же сумке на дне брошены. Когда-то сделал я их по описанию в журнале «Рыболовство и рыбоводство». Упростил конструкцию, и получилось нечто, состоящее из круглой палки, на одну часть которой наматывался капроновый шнур, заканчивающийся подлеском, грузилом и поводком с крючком, а в торец палки вставлялась велосипедная спица с флажком. Вся конструкция опиралась на те же спицы, воткнутые в отверстия в виде креста. Предполагалось, что когда рыбина схватит живца, палка-жерлица окунется в лунку и с нее начнет сбрасываться леска, а спица-флажок задерется в небо, обозначая поклевку. Крестообразные же спицы не позволят жерлице провалиться в лунку.

Но эти самоделки так и не были в деле, поскольку я соорудил настоящие рабочие снасти по принципу: подставка, стойка, катушка, пружина-флажок. Они до сих пор служат мне верой и правдой…

И вот теперь я расставляю жерлицы, мало веря в положительный результат, скорее по принципу: не проверишь - не узнаешь… Сергей с любопытством наблюдает за мной, а затем интересуется:

– Ты здесь кого собрался ловить?

– Так змееголовов или песчаных долбоносов. Кого же еще? Может, и маскинонг схватит или басс.

– Ну-ну… А на меня найдется штук несколько? Я тоже хочу… долбоносов…

– Эти я уже все выставил. На, взгляни, может, подойдут такие?

Я протянул Сергею пакет с самодельными жерлицами. Товарищ быстро разобрался с конструктивными особенностями этих странных снастей и пошел ставить их неподалеку от меня.

Утром участок льда с жерлицами напоминал Красную площадь во время парада. Кругом алели флажки. С некоторых жерлиц мы сняли несколько щук, а другие были размотаны, но без рыбы. Одна из моих самоделок пропала. Рядом с лункой был лишь росчерк от спиц. Видимо, крупная щука вдавила их в лунку и ушла вместе с жерлицей. С тех пор мы начали приходить к озеру и за подледной щукой.

Но этим все не закончилось. Опыт той озерной рыбалки и память о хитрых самоделках нам еще пригодились. Однажды мы забрались в самый чапыжник зоны затопления Чебоксарского водохранилища. Выбрав заманчивую полянку среди вмороженного в лед леса, мы пробурили лунки под жерлицы, приготовили живца для насадки на тройники жерлиц, но сами жерлицы в сумке не обнаружили. Забыли… Ну, бывает - забудешь какую-нибудь мелочь. А тут самые основные снасти на крупную рыбу дома оставили. Но не обратно же ехать?

Почесав репы или тыквы, мы наломали сучков и соорудили из них прототипы тех жерлиц из журнала. Вместо спиц были сучки-опоры, а на тонком конце палки гордо реяла грязная тряпка-флажок, вымазанная лещевой слизью…