Первый лед диктует свои условия
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24 (398), 2018
Зима, как всегда, заявила о себе внезапно. И своего добилась. За пятидневку заковала в ледовый плен практически все озера и пруды. До наступления морозов я вполне успешно ловил щуку на спиннинг, но накануне похолодания щука уже не реагировала на силиконовые насадки, ожидая приманки натуральные. Через несколько дней все изменилось. Пришло время иных снастей и иного вида ловли. Наступил очередной зимний сезон.
Первый лед действительно диктует свои условия нахождения рыбаков на водоемах. Он манит к себе самых нетерпеливых, обещая неслыханные уловы и массу адреналиновых эмоций. Находятся смельчаки, выходящие на еще не готовое для рыбалки покрытие, проминающееся под тяжестью тел и потрескивающее на каждом шаге. Надо твердо знать, что первый лед диктует свои условия, и соблюдать правила безопасности необходимо!
При сборах на первую зимнюю рыбалку не забудьте захватить крепкий шнур либо веревку, способную выдержать не менее ста килограммов. Запаситесь спасалками и держите их наготове. Не выходите на неокрепший лед в одиночку. Пользуйтесь пешней, простукивая покрытие по ходу продвижения впереди себя. Не перекидывайте ремень ящика через голову, а несите последний либо в руках, либо накинутым на плечо. Разумнее всего пробовать на крепость лед налегке, оставив рыболовный инвентарь на берегу при непосредственном участии друзей по рыбалке, готовых незамедлительно оказать посильную скорую помощь в случае неудачного исследования ледового покрытия. Особо осторожные и дальновидные рыбаки при выезде на первую подледную рыбалку берут с собой запас сменной одежды: от нательного белья до верхней одежды и сменную обувь. Ведь переодевшись, пострадавший может избежать переохлаждения, согреется у разведенного костра и, без сомнения, вскоре присоединится к друзьям по увлечению.
Всю морозную неделю становления льда я прокручивал в голове эти очевидные постулаты первой поездки на зимнюю рыбалку, чтобы выйти на свежее ледовое покрытие во всеоружии. У меня при выезде на первый лед всегда высвечивается проблема. На рыбалку еду один. Подстраховать при пробах льда некому.
Но здесь выручают самые нетерпеливые, которые ставят жерлицы затемно в расчете на выход щуки спозаранок. Именно их поведение и подскажет, в каком состоянии лед.
На горизонте едва начала пробиваться зарница ясного зимнего утра, когда мой верный “иноходец” остановился на берегу пруда, где по осени я неоднократно ловил зубастую хищницу. Как и ожидалось, первый лед уже прошел испытание на прочность. По гладкому, блестящему от света налобных фонариков покрытию смело расхаживали рыбаки, буря лунки и ставя жерлицы. За его прочность можно было не опасаться. Место, предполагаемое для ловли, было не занято, и, нагрузив свой рыболовный скарб на санки-волокушу, смело ступил на первый в этом новом зимнем сезоне лед.
Впереди, среди стоящих жерлиц, вяло переваливалась щука-двушка.
– Ну, вот и первый улов у ребят, – подумалось мне, когда подходил к рыбакам.
Поздравил с удачным началом и спросил время ее вылова. Для меня это важно. Ребята охотно отвечали, что жерлицы поставлены накануне вечером, в ночь, именно ночью щука и взяла живца. А с утра поклевок еще не было. Что касается толщины льда, беспокоиться не приходится, он вполне надежный: около восьми сантиметров, в чем я вскоре и убедился. Обойдя их снасти, вышел к своему месту, где в осеннюю октябрьскую пору, неподалеку от коряжника, успешно ловил хищницу. Глубина вполне рабочая, около четырех метров, наличие естественного укрытия определяло нахождение мелкой рыбы и щуки.
Набурить лунок для постановки жерлиц по такому льду не представляет никаких проблем. Вскоре я уже привычно ставил жерличные снасти, цепляя в качестве наживки купленных накануне карасиков. Удачной приманкой я их не считаю, поскольку они не всегда подвижны в достаточной степени, да и щука берет их с ленцой. Не во всяком водоеме водится карась вместе со щукой, и последняя с некоторым подозрением ведется на эту приманку. Однако первый раз в сезоне всегда приходится пользоваться ими. А для всех последующих рыбалок обеспечиваю себя качественным живцовым материалом, ловя на безмотылку окуньков и плотвичек. Эта рыба у хищниц постоянна на кормовом столе.
Вскоре мои щучьи снасти заняли исходную позицию. Теперь можно и с местом для ловли на мормышку определиться. Расположился рядом с камышом, неподалеку от берега с таким расчетом, чтобы жерлицы были в поле зрения. Первый лед вызывает закономерный интерес у рыбаков-зимников. Рыба, находящаяся поздней осенью поблизости от русла и ям, поскольку температура воды там комфортнее для ее обитания, подъедает имеющийся там корм, а после становления льда и выравнивания температуры воды вновь расходится по водоему и начинает усиленно питаться. Этим и обуславливается активный клев по перволедью. Но в нашем случае присутствовало существенное НО. Первый лед был абсолютно прозрачный, а он, как известно, оказывает рыбаку “медвежью” услугу. Рыба пугается тени и уходит из-под лунки. Мелочь, как правило, вскоре возвращается, а рыба покрупнее и поумнее ведет себя осторожно. Поэтому лунки под мормышку сверлились на глубине около двух метров и более, чтобы свести на нет этот синдром отпугивания.
Что касается щуки, то факт прозрачного льда учитывался, но, как оказалось впоследствии, в недостаточной мере. Я же тем временем приступил к ловле живцового материала. Мелочевка ловилась весело. Шустрые окуньки и серебристо-трепещущие плотвички ныряли в кан для живцов одна за другой. Рыба, выходящая за размеры живца, откладывалась на жарешку.
Лунки я никогда не подкармливаю, двигаясь от одной до другой попеременно. Когда клев в них затухает, сверлятся новые. Что касается прикорма, то не раз посещали мысли о его использовании, поскольку рыба, иной раз, попадается вполне солидная. Тут бы в самый раз и прикормить место ловли, чтобы удержать ту же плотву, да и новую стайку остановить, на радость рыбаку, но как-то все не организую себя. Просто задачи ставлю иные. Еду за щукой. Именно этой ловле и подчинены все действия рыбака. Выставил жерлицы, пополняй запас живцового материала и не своди глаз со щучьих снастей, ибо флажок может “загореться” в любую секунду. А вот ловля на мормышку интересует лишь в точке соприкосновения с мелкой, живцовой рыбешкой.
Ищу активную мелочевку, а глаз не спускаю с жерлиц. Они, к сожалению, молчат. Вот уж и “золотое” время утреннего выхода хищницы прошло, а поклевок все нет. Из опыта знаю, если щука утром не вышла на охоту, надежды на будущее слабы. Хотя не без исключений. Бывали случаи единственного поднятого флажка за весь день, и не без удачи. Рыбак, как известно, живет надеждой. Не вышла с утра, может, надумает во второй половине дня. На мормышку иногда попадается приличная плотва. Вот здесь-то и вспоминается подкормка. Когда щука не ловится, так хотя бы такой рыбы наловить.
Иду проверять состояние жерлиц. За ними тоже нужен досмотр в зависимости от погоды. В мороз замерзает лунка под кружком основания, и при поклевке щука, почувствовав сопротивление лесы, просто выплюнет приманку. В снежный день их заметает. Иногда сбегает живец. Сегодня день солнечный, и снасти стоят в комфортных условиях. А вот щука не клюет.
На первой жерлице смотана леса с катушки, видимо, слаба пружина, и бойкий карасик пошел с двойником в спине знакомиться с водоемом. Поднимаю лесу и, выбрав слабину, ощущаю рывки щуки. Подсекаю и легко вынимаю добычу. Она невелика, не более четырехсот граммов. Как же она взяла живца, не подняв флажок? Примерно так: подошла без нападения, взяла нехотя приманку, прошла в задумчивости метр-полтора и встала в сытости. А пружина на снасти была действительно слаба, поэтому флажок не порадовал рыболова. Конечно, рыба значительно крупнее и больше по весу уже выловленной плотвы и окуней. Она явно украсила бы мой улов, но это юная щучка, ей еще расти и расти. – Иди, милая. Вырастешь к следующему сезону, вот тогда и пободаемся, – говорю малышке и отпускаю в родные воды.
Проверяю остальные жерлицы и иду продолжать ловлю на “чертик” и “гвоздекубик”. Так и ловил на мормышки весь день при упорном нежелании щуки открывать флажки.
Подводя итоги первого выезда на лед, можно сказать, что щука так и не проявила свой хищнический характер. Все рыбаки-жерличники в поле моего зрения уехали, не увидев щучьего хвоста, за исключением тех ребят, которые ставили снасти на ночь. Проводя анализ, делаю вывод, что прозрачный лед водоема с умеренными глубинами предостерег хищницу от активной охоты. Она повелась на приманку лишь ночью на единственной яме пруда с глубиной в шесть метров. Днем же она и с этой глубины не отозвалась. Убеждаюсь в очередной раз – первый лед диктует свои условия.