Первые проводки
Приход нынешней весны получился весьма скромным. Чередование оттепелей и заморозков извело незаметно весь снег, и разлива на нашей речке вовсе не случилось. Даже совсем неплохо поднявшийся Дон, подперев снизу, не вызвал ощутимо заметного повышения уровня воды. Зато рыбалка летней снастью открылась практически сразу после распаления льда. И с каждым днем желающих "помочить поплавок" только прибавляется.
Набухли на деревьях почки, лезет из земли ярко-зеленая травка. Затрепетали в прогретом воздухе невесомыми крыльями крохотные мошки, и выползли на солнышко "солдатики" в красных мундирах. Наступило долгожданное тепло. И уже пошли слухи о якобы начавшейся рыбалке на прудах. То кто-то спиннингом чуть ли не мешок килограммовых окуней наловил. То, невзирая на еще не растаявший на середине лед, в береговых закраинах обезумевший сазан рвал лески и ломал удилища.
Приятель по телефону делится свежей информацией:
- Ты слышал, на речке по ведру плотвы ловят? Вся граммов по триста.
- Санек, - смеюсь в трубку, - сбавь хоть немного.
- Да я и так сбавил, - настаивает он, - говорили вообще-то про триста пятьдесят!
Ох уж эти рыбаки! В последнее время для определения размера трофея перестало хватать размаха рук, так уже начали показывать вытянутыми параллельно ладонями. Довольно скромно получается, сантиметров тридцать-сорок выходит. А спросишь: "Такая ловилась?" И в ответ гордое: "Это глаз!" Причем и глаз, и хвост, и даже зубы одной и той же пойманной рыбины с каждым днем, с каждым новым пересказом неуклонно растут и порой достигают немыслимых величин.
Да что там рыба! Вот я лично ходил в мае у Дона по сплошному двадцатисантиметровому ковру из комаров. И сонмы этих кровопийц тихой кисельной массой устремлялись от травы к моей плоти, облепляя ее темной зловещей массой. Да, кусали. Да, не вытерпел в конце концов и позорно бежал. Но у некоторых эти же самые комары, оказывается, из фуфаек вату клочьями вырывали! Прямо сценарий для Тарантино.
Но, все может быть. Даже рыбацкие байки иногда оказываются истинной правдой. Даже наоборот, иногда приключается такое, чего и не придумаешь, фантазии буйной не хватит. Из этого неожиданный вывод: чем история неординарнее и нелепее, тем она правдивее.
Ну, а я, сходив со спиннингом на разведку (и даже поймав нечаянно полукилошного щуренка), решил прогуляться с поплавочной удочкой. Весенняя ловля впроводку очень увлекательна. Во-первых, она самая первая из всех рыбалок после зимы. А руки уже порядочно истосковались по удочке. Во-вторых, подобная рыбалка действительно динамична и не скучна. В большинстве случаев это ходовая ловля. Побросал в одном месте, подкинул поплавок под ветки в другом, и дальше, дальше. А на удачливом месте можно и подзадержаться. В общем, есть своя изюминка.
Иду налегке. В руке - легкая четырехметровка с безынерционной катушкой. На плече - сумка с запасными поплавками, грузилами и полной поводочницей с крючками на лесках от 0,1 до 0,14 мм. Все на любую рыбу - от уклейки до язя, а там уж не плотва, так елец, хуже или лучше, но просто обязаны клевать.
В примыкающем к речке поселковом парке чересчур многолюдно. На единственной внушающей радужные перспективы ямке сидят чуть ли не плечом к плечу неизменные завсегдатаи. Изредка попадается вполне достойная плотва - заметно больше ладони. Но очень уж изредка. Да, и кроме кучки рыболовов, за их спинами шумно занимаются благоустройством парка копатели-корчеватели. Нет здесь идиллии природной, иду, не расчехляясь, дальше.
Радовавший прошлой весной Детский пляж совершенно испортился в плане рыбалки. Вместо берегового обрывчика, за которым на сорокасантиметровой глубине бойко клевали крупненькие ельчики, теперь пологая песчаная мель. Даже видно воочию, что рыбы нет и в помине. Жаль.
А вот местечко под названием Шумок. Зовется оно так не зря, а вполне справедливо и исключительно точно. Вода, падая со своеобразной ступеньки-порога, создает очень сильное бурление и довольно сильный шум. Сразу за перекатом образуется расширение реки, где с одной стороны получился омут, с другой песчаная отмель, а посередине пересекаются множество разновекторных течений, которые, соединившись, уходят в довольно узкую стремительную "трубу". В общем поднимающейся рыбе перед преодолением порожка поневоле приходится здесь постоять и набраться сил. Однако рыбы сегодня словно бы нет. Об этом мне откровенно поведал Вася-цыган, не увидевший на этом красивом месте и поклевки. Выразив свое отношение к данной нелепице виртуозной, но совсем непечатной тирадой, Вася положил удочку на плечо и ушел прочь за своей рыбацкой удачей.
На сбое течения действительно не клюет, если не считать пары худеньких уклеек. Еще надо попасть в правильную струю, чтобы получалась нормальная проводка. Бросишь чуть дальше - мгновенно уносит течением, ближе - прибивает к берегу, а там цепляется коряжка. Два поводка ей от невнимательности подарил.
Наконец в микрозаводи, точнее, на ее границе с течением, нахожу плотвичку. Длина проводки всего полметра, поклевки идут одна за другой, но далеко не каждая заканчивается подсечкой. Только решится рыбешка заглотать опарыша, а его уже подхватывает и уносит струя. Пяток поймал, и всех выпустил - мелочь откровенная. Как говорят, кошачья радость. А мой теперешний кот рыбу совсем не ест, предпочитая ей сомнительные достоинства различных колбас. Какая-то у него вкусовая деградация.
Выше по реке обнаруживаю весьма заманчивое местечко. Упавшее в воду дерево почти полностью перегородило русло, создав ветками и своеобразное укрытие, и некоторое замедление течения. Здесь уже кем-то и пятачок берега истоптан. Глубина около метра сразу за ветками и дальше по ходу проводки понемногу уменьшается. И именно здесь на легкой придержке случаются большинство поклевок. Плотва некрупная, но почти половина пойманной для кулинарных изысканий сгодится.
Клюет нехотя. Зачастую только дернет поплавок пару раз и бросает. Перед каждым новым забросом приходится поправлять стянутого осторожной плотвичкой с поддева крючка измятого опарыша. А то и менять на свежего.
За притопленным деревом неожиданно вынырнула черная усатая морда и, неспешно раздвигая носом воду, поплыла прочь. Пока доставал из кармана фотоаппарат, бобер успел нырнуть, и только поднимающиеся пузырьки выдавали его передвижение под водой. Вот, оказывается, кто здесь лесоповал сотворил!
Подъехал на велосипеде пожилой рыболов. Думал, пристроится где-то рядом, но он, прислонив к дереву свое транспортное средство с привязанной к раме удочкой, молча прошел мимо и полез в сплетение сухостоя. Минут двадцать бродил там, хрустя ломающимися ветками. Потом также безмолвно прошествовал назад с полнехоньким пакетом молодой крапивы. Продовольственная программа-минимум выполнена! Оно и правильно, будет ли рыба клевать, еще неизвестно, а хозяйке на витаминный зеленый борщ колючих листиков уже заготовил.
У меня тоже на жиденькую уху плотвичек хватит, а большего на маленькой речушке можно дождаться только чудом. И я иду домой, вдыхая напоследок ароматы проклюнувшихся почек, пикантно подчеркнутых вольным запахом реки и слушая неумолкающее пение чирикающих на разные лады птиц. Весна пришла!
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора