Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Перволедье, такое желанное

Перволедье, такое желанное

132-12-1.jpgМежсезонье, если честно сказать, прошло тяжело с ежедневным ожиданием становления льда. Природа словно издевалась над рыболовами, по ночам приходили заморозки, а днем стояла плюсовая температура. Пленка льда затягивала непроточные водоемы. Друзья радостно сообщали, что совсем скоро отправимся на зимнюю рыбалку, но... вновь первый выезд на лед срывала погода.

На Талой

Все снасти подготовлены. Обновлена леска. Начищены блесны и мормышки. Нужен лед, а его все не было. Похолодание пришло уверенно, с шипящим щеки морозцем, и перед выходными оставалось три дня, чтобы на непроточных водоемах лед окреп и по нему можно безопасно перемещаться. В пятницу мы уже имели информацию с водоемов, куда зашли первые рыболовы, и об улове, который был в их рыбацких ящиках.

Однозначно приняли решение ехать с рассветом на старицу речки Талой, которая полвека назад отмежевалась от Оби. В паводок Талая соединяется с водами сибирской реки, а с середины лета становится самостоятельным водоемом. Сетей браконьеров на старице хватает зимой и летом. Рыболовы ворчат, но уничтожают их не всегда. Талая считается городским водоемом, и из центра столицы Алтая добраться на автомобиле до старицы можно за двадцать минут. "Безлошадные" рыболовы проигрывают немного.

Солнце в это время в Сибири поднимается в 9 часов утра, но еще затемно на льду Талой рыболовов было человек семьдесят. Кто-то держал дистанцию, опасаясь треска льда, а некоторые пробурили лунки так близко, что из-подо льда слегка выступала вода.

Рассвет наступал быстро, и некоторые коллеги по увлечению уже успели обрыбиться. Возле их ящиков лежали пятнадцатисантиметровые окуни, которые на семнадцатиградусном морозе замерзали достаточно быстро. Вся рыбацкая гвардия сидела над пятиметровой ямой, а выше и ниже ее никого не было. Водоем нам хорошо знаком, и мы пробили ряд своих лунок в метрах сорока от усердно работающей удочками рыбацкой массы.

Тактику ловли выбрали такую. Пробиваем пешней ряд лунок, в трех метрах друг от друга, проверяем их безнасадочной мормышкой, немного подмерзаем и, чтобы согреться, бьем очередной ряд лунок. Без теплых рукавиц удалось проверить лишь три лунки, все-таки холодно на рассвете, да и не привыкли мы к морозу, руки мерзнут. Первыми в лунку за окунем отправились в "паровозе" две обманки под названием "горбатая". На леске они расположены в двадцати сантиметрах друг от друга и имитируют движение мормыша, который является основным кормом "полосатых разбойников".

Леска диаметром 0,12 мм, для окуня, конечно, толстовата, зато практически не путается и когда окунь на крючке, смело выводишь его на поверхность.

Глубина три метра. Делаю первую проводку "ступенями" на высоту вытянутой руки. Вторую. Опускаю снасть на грунт, выдерживаю паузу и начинаю очередной подъем. На высоте десяти сантиметров от грунта кивок резко бьет вниз, и после чрезмерно сильной подсечки тащу попавшуюся рыбу на поверхность. Вместо ожидаемого окуня на крюке "горбатой" висел здоровенный ершище, не менее пятнадцати сантиметров длиной, который, растопырив колючки, не давал взять себя в руку. Ледовый сезон открыт. Улов уже есть. Можно и отметить...

Рыбалка пошла веселее, и через час к моему ершу присоединились десяток окуней и ещё пара пузатых ершей.

Моя окуневая эпопея длилась до первой увиденной щучки, пойманной моим товарищем на мормышку. В зубастой было не больше 400 граммов веса, но это уже рыба, непохожая на ерша. Удочку сматываю, достаю удильник с блесной и прочищаю черпачком успевшие крепко схватиться льдом два десятка лунок.

Снасть для щуки. Леска 0,22 мм, блесна-трубка: высота 50 мм, диаметр 10 мм. На тройничке кисточка из красных шерстяных ниток - это обязательный элемент на всех зимних блеснах.

На удивление, хватка произошла на четвертой проверяемой лунке. Щуренок хапнул приманку, как собачонка. Три перехвата лески руками - и зубастая "разбойница" торпедой вылетает из лунки. Пришлось повозиться, освобождая блесну: заглотала глубоко, с жадностью. С этого момента ловил стоя, проверяя по кругу свои и оставленные рыболовами лунки.

К полудню клев настолько ослаб, что рыболовы начали уезжать - искать свое рыбацкое счастье на другие водоемы. К этому времени в моем улове было шесть щучек. Заметно потеплело, потянуло на разговоры, и я стал "залипать" на лунках, делясь с коллегами по увлечения впечатлениями о первом выезде.

Уезжали не только с нашего водоема, но и к нам приезжали. Получили информацию с обской протоки Две Воды. Лед стоит. Рыболовов немного. Попадаются плотва, подлещики и окуни. Заинтересовали нас конкретно, и мы решили завтра с утра ехать на протоку. Езды на автомобиле минут на 25 больше, чем до Талой, зато какой простор и столько места для поиска рыбы.

Несколько наблюдений о старице Талая

Ширина водоема 25-30 метров. Глубина от 3 до 6 м. Берега крутые, что позволяет льду вставать гораздо раньше, чем на других водных площадях. Водоем заморный, и клев рыбы наблюдается только первые десять дней после становлением льда. С ростом ледяного панциря окуни стараются покинуть старицу, уходят в сторону Оби и группируются на глубоких местах в большом количестве.

В конце ноября поймать рыбу на Талой нереально. Когда Талая начинает "гореть" в конце декабря, кто успел, берут из прорубленных майн помногу рыбы, в основном - карась, некрупная щука и мелкий окунь. В водоеме огромное количество раков, которые мешают рыболовам как летом, так и по перволедью.

На Двух Водах

Выехали прежним составом потемну, чтобы с рассветом добраться до обской протоки Две Воды. Погода смилостивилась над рыболовами. Чувствительно потеплело, и ночью столбик термометра показывал всего лишь минус десять градусов.

Сразу зайти на лед не удалось. Возле берега пленка ледяного полотна была чуть больше двух сантиметров. Пешня легко пробивала панцирь замерзшей воды, и мы посматривали на смельчаков, которые сидели на рыбацких стульчиках и рыбачили. Крикнули рыболову, ближе всех сидевшему к нам, и поинтересовались, в каком месте он заходил на лед. Удильщик показал направление рукой, и мы пошли берегом к набросанным на льду жердям и веткам.

Заход на лед был сделан накануне и прочно вмерз. Мы с опаской, опираясь на пешню, отошли от берега метров на десять, держа дистанцию, и пробили для замера первую прорубь-лунку с трех ударов. Лед оказался тоньше, чем на Талой, около шести сантиметров и, хоть я знаю, что такой лед держит рыболова, но чтобы с моим весом рисковать из-за рыбы - увольте. Легковесы, подхватив свои рыбацкие ящики, поспешили на окуневые места, а мне пришлось бить лунки рядом с переправой и надеяться на мелких окуньков и ершей. С глубиной можно сказать повезло, перепады в лунках - с 3 до 4 метров. Здесь может находиться любая рыба, но первой запускаю снасть на мелочевку.

Снасть на мелочевку. Леска на "телефончике" 0,10 мм и "паровоз": внизу безнасадочная мормышка "горбатая", а выше на 10 см обманка "Баба-Яга", крючок № 3,5 (по отечественной классификации), обмотанный медным тонким проводом и обязательный элемент - белый кембрик на изгибе крючка.

Первая лунка ни одной поклевки не выдала. Десять проводок вверх - и переход на соседнюю "пробоину". Вода в маленькой дырочке, проделанной во льду, ходуном ходит, так что ноги не поднимаю, а скольжу, все-таки второй выезд, и вздрагиваю от малейшего треска льда. Вторая луночка просигналила, кивок несколько раз вздрогнул, но рыбешка не засеклась. В том, что это была поклевка ерша, я даже не сомневался. Атаковал колючий явно крупную для него "горбатую", но чтобы его поймать, есть один хитрый приемчик.

Нижняя, более крупная, обманка ложится на грунт, и к ней же опускается верхняя маленькая мормышка. Чтобы безнасадки сцепились, случается крайне редко, так что попробовать всегда можно. Ершишка не устоял, и схватил "Бабу-Ягу", став моим ненужным трофеем, который вернулся в своей подводный мир.

Следующие лунки принесли мне четырех, точно таких же подъершиков и четырех окуньков размером с сигарету. Настроение падало, и принимаю решение проверить последнюю, дальнюю лунку и чуть-чуть продвинуться к середине протоки.

На четвертой проводке, в сантиметрах в сорока от дна, чувствительный кивок не выходит на очередную ступеньку, классически сгибается в поклоне, и в тоже мгновение я делаю подсечку. Попался явно не ерш, несколько перехватов лески руками - и подо льдом загулял, поблескивая живым серебром, довольно немелкий подлещик. Лунка оказалась несколько маловата, и рыбину пришлось протаскивать силой.

Рядом пробил еще шесть лунок. Справился с этим за пару минут. Смотал принесшую мне удачу снасть и достал "паровоз" с тремя "чертиками".

Снасть для "крупняка". Внизу стоял "чертик" с длиной тела 1,5 см, а выше на леске 20 и 60 см, в петлях находились два "чертика" из маленьких тройничков с красными трубочками радиоизоляции на цевье крючков. Ломовая и беспроигрышная снасть опытного безнасадочника.

Непуганный подлещик брал смело. Тактика такая: десять подъемов без поклевок - ухожу на другую лунку. Ловля захватила, и так как я сидел один-одинешенек, то рыбу бросал на лед, а не прятал в ящик. За это и поплатился. Друзья в "беде" не бросили, обурили со всех сторон, да так, что лед пошел трещинами. "Поблагодарил" и вышел на берег. Походил. Успокоился. Подлещиков в ящике килограммов семь. Что еще нужно? Через час домой поехал: друзья подлещика-то разогнали.

Владимир Телельков, г. Барнаул