Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Перволедье

Перволедье

158-5-3.jpg
Павел Елизаров

Перволедье - это не первый лед как физическая субстанция. Это комплексное состояние водоема. Основными факторами, составляющими перволедье, я бы назвал температуру воды, кислородный режим, освещенность и ограниченность в пространстве. Но это факторы, касающиеся подводных жильцов. А ведь есть еще и надводные, большей частью - мы с вами. Для нас тоже есть свои особенности перволедья, которые надо учитывать. Начну, пожалуй, именно с них.

Повсеместно считается, что первый лед - очень продуктивное и желанное время. И количество рыболовов, высыпающих на первый лед, в разы превышает количество тех, кто постоянно рыбачит зимой. Это объяснимо.

Во-первых, не экстремальная в это время погода позволяет обойтись обычными пуховиками и теплыми ботинками, а это значит, что покупать дорогие "Полюсы" и сапоги, позволяющие переносить 50-градусные морозы, многим не придется.

Во-вторых, лед весьма доступен даже для самых допотопных буров, и любой нетрезвый перволедник в состоянии обслужить сам себя. Да что там бур? Древнейшее орудие - пешня. Именно перволедье и считается наиболее подходящим для нее временем.

В-третьих, первые в сезоне лунки и "матросики", обязательно дергающие за кивок, - это действительно праздник, а уж после череды тостов просто фестиваль. Многие встречаются после длительной летней паузы, когда на первом месте огороды, к тому же лодочная рыбалка не предусматривает такой плотности на квадратный метр, как зимой. Плюс томительное ожидание первого льда, у большинства длящееся неделями. И в первый морозный выходной день все это выплескивается на лед. Это потом, когда первый лед растолстеет, и "матросики" станут не обязательными, ряды рыбаков начнут редеть, вплоть до последнего льда.

Четвертым признаком перволедья является опасность провалиться. Бояться этого не следует, но вот ни на секунду не забывать о возможной купели, есть смысл. Как правило, по первому льду купания происходят на мели и здоровому человеку не опасны. Существуют рекомендации по определению опасных мест и по способам выбраться из полыньи. Перечислять их я не буду, но хочу заметить, что на собственном опыте убедился в непредсказуемости попадания под лед.

В связи с этим у меня сложилось глубокое убеждение, что надо думать не о длине веревки, рекомендуемой при выходе на сомнительный лед, а раз и навсегда решить, что такого льда не бывает. Бывает хороший и плохой. Хороший - для рыбалки, плохой - нет. А все нормы безопасной толщины льда весьма относительны. Лед - это не лист проката и даже не фанера. Он только на первый взгляд равномерен. Но у камыша и коряг, нагревающихся на солнышке, лед тоньше. На течении лед вообще непредсказуем. А ведь есть еще и всевозможные стоки, которые не в последнюю очередь влияют на лед.

Я долго пренебрежительно относился к "спасалкам", напоминающим скакалку, хотя еще десять лет назад читал, что в Швеции или где-то в том регионе на лед без "спасалок" не выпускают. Но недавно понял, что они очень нужны. При наличии "спасалок" любая неприятная неожиданность автоматически подсказывает алгоритм действий. А ведь две большие разницы, когда человек машинально хватает "спасалки" и когда не знает, что же предпринять. А ведь все решает одна первая минута. Поэтому сейчас я всегда беру их на лед.

Пятым признаком перволедья является доступность мест. Дороги еще не заметены, да и по льду можно ходить далеко, не форсируя метровые сугробы.

Основным же признаком и, на мой взгляд, весьма преувеличенным является обязательно хороший клев.

Сомнения у меня вызывает тот факт, что опытные и умелые рыболовы всю зиму ловят почти равномерно. Просто они вовремя определяют, где рыба по первому льду, а где - по второму и третьему. А большинство рыбаков, без труда найдя ее по перволедью, пытается выжать именно из этого места все, до последнего малька. В итоге уже через месяц такие рыбаки начинают жаловаться на глухозимье.

А теперь вернемся к рыбной стороне перволедья. Понять ее гораздо труднее. Вот, казалось бы, что может изменить в рыбьей суете лед? Успокаивается вода, нет волн. Нет лодок и чаек. Все остальное по-прежнему. И температура воды, и кислородный режим, и даже освещенность - если что-то и меняется, то совсем незначительно. Но сразу появляется рыба и начинает активно клевать. Почему? Кроме как инстинктом, это объяснить ничем невозможно. Наверное, как у людей. Пришла ночь - ложись спать, пришло лето - готовь сани, зима - телегу.

Но лед - это так нестабильно. То он в октябре, а то после Нового года. Что же, все это время рыба ждет? Интересно, а если искусственно покрыть какой-то пленкой водоем, зайдет рыба или нет? Но то, что рыба сосредотачивается в бухтах, где появляется первый и сохраняется последний лед, я убедился еще во Владивостоке. Чем "последнее" лед, и чем меньше бухт закрывает он, тем плотнее косяки корюшки именно в этих бухтах. Так и по первому льду. Она вдруг начинает активно клевать в таких бухтах, где ее среди зимы не найдешь. Вот и окунь. Пока лед только в определенных местах, его полно, а как встал весь водоем, полдня этого же окуня ищешь.

Что там, под этим первым льдом? Что так привлекает? Или что заставляет туда лезть? Возможно, изначально там прячется малек, а за ним уже хищники. Но куда тогда этот же, оставшийся в живых малек, устремляется через пару недель? У него все те же две задачи: выжить и перекусить. С хищником как-то проще. Проснуться, умыться, почистить зубы и определиться, где сегодня эта мелочь и где можно плотно покушать. Но и тут не все так просто. Многократно приходилось всю зиму ловить щуку на жерлицы в таких местах, где живца днем с огнем не сыщешь. Что она там делает? Меня караулит, кормильца?

Нет, первый лед вкупе с последующими событиями - это большая загадка. Мои взгляды на него периодически меняются. Изложу сегодняшнюю теорию.

158-5-2.jpgЛед - это своеобразная крыша над головой. На мели мальку уже легче оттого, что ни птица, ни рыба сверху атаковать не будут. А когда все страшилки на одном уровне, разглядеть их проще.

Учитывая, что основной корм мелких рыбешек тоже сосредоточен на мели, где они проводят все лето, с установлением льда они как бы возвращаются на свои места. Откуда ? Не знаю. Но с осенним похолоданием воды малек исчезает. Думаю, что не в теплые края, а в места, где вода хоть немного теплее.

Мелочь возвращается, и за ней приходит хищник. Но за месяц рыбу выбивают так, что ее неизбежно становится меньше. И если мелочь в уменьшенном количестве остается на своих местах, то крупная рыба начинает искать более выгодные - такие, где молодняка больше. Вот и получается, что после перволедья мы исправно ловим на старых местах только мелочь, а хищник, находясь в поиске, прочесывает эти места по памяти.

И мои же выводы: по перволедью, пока вся рыба "тусуется" на мели, надо ловить ее там, а в дальнейшем на протяжении всей зимы, переключаясь с одной рыбы на другую, в зависимости от ее активности, кочевать, стремясь все время находиться в эпицентре рыбалки. Именно такая тактика позволяет не знать о существовании глухозимий и избежать серийных пустых выездов на лед.

Для этого требуется обильно общаться и всегда иметь готовые снасти на все случаи рыбалки. Для меня это мотыльная удочка, удочка для балансира и твистера, жерлицы. И если мотыльная удочка и жерлицы особых хлопот не вызывают, то блеснильные снасти требуют "джентльменский набор" для любых глубин и течений.

Еще хочу отметить, что перволедье - это процесс творческий, и растянуть его можно весьма прилично. У нас, например, перволедье в закрытых бухтах, на водохранилище и на Каме - это разные сроки, разная рыба, и, отмечая этот праздник по очереди, можно ловить безбедно и очень долго. Думаю, что и Ваше перволедье в Ваших же руках.