Первая щука
Вообще-то, эта щука была далеко не первой. Даже не сто первой, пожалуй. Но это была первая щука, пойманная мной на зимние жерлицы.
Так уж получилось, что до этого дня на что только щук я ни ловил. Были среди этих рыб пойманные на различные блесны: вертушки и колебалки, балансиры и зимние "вертикалки", поплавочную удочку с мальком и всевозможные конструкции живцовых снастей, по большей части наспех сооруженные из спиннинга. Были пойманные на жерлицу летнюю. Самое большое количество "моих" щук сгубила всевозможная джиговая "резина". Были щуки, пойманные на мормышку "чертика", сачком и просто руками. Вес этих щук колебался от нескольких граммов (щурята в весенних лужах) до 6 с лишним килограммов. Не было только среди них щуки, добытой на зимнюю жерлицу.
Впрочем, начну с самого начала. А началось все с покупки комплекта из 10 жерлиц с круглыми пластмассовыми площадками-основаниями, катушками и яркими флажками в красивой синей сумке. Приобретение это было сделано года 3 назад и приурочено к одному из рыболовных фестивалей - специально жерличному.
С тех пор я не раз (хотя и не особенно часто) пытался разловить купленные жерлицы в самых разных местах, но ничего из этого не выходило. Мне с удивительным постоянством не удавалось хотя бы увидеть сколько-нибудь приличный флаг и подержать рыбу на леске. За все эти почти 3 года единственным трофеем "неудачливого" комплекта стал окунь граммов на 250, добросовестно заглотавший не самую мелкую сорожку. Веру в эту снасть я постепенно терял, но попыток стать зимним жерличником все же не оставлял.
Очередной такой попыткой стал выезд, который с самого начала казался многообещающим. Перволедье, еще неделю назад повсюду плескалась вода. Бескрайние и безлюдные просторы затопленных коряжников Чебоксарского водохранилища - до места добирались аж на аэроходе "Хивус" на воздушной подушке. Большая компания из 8 опытных, в том числе и в жерличной ловле, рыболовов, которые и рыбу найти помогут, и ловить не помешают, и 2 полноценных дня впереди. В общем, условия идеальные. Грех было не взять с собой жерлицы, но, экономя место в рюкзаке, прихватил только пяток.
И вот мы на базе. Уютные домики вдали от цивилизации на одном из волжских островов. Кроме немногочисленного персонала нас встречает добросовестно облаявшая "Хивус" собака да две кошки, со зверскими воплями кидающиеся на людей при любом намеке на кормежку. И бескрайние белые просторы, совершенно безлюдные и почти нетронутые чьей-либо пешней или ледобуром. Краткий перекус - и в бой.
Безграничность простора, однако, ставит в тупик. Где искать рыбу? Место совершенно незнакомое. В итоге оказалось, что один из нас все же знает некую "заветную точку" в окрестностях, и после недолгих рассуждений вся компания дружно потопала за новоявленным "Сусаниным".
Топать до "эльдорадо" от базы пришлось аж километра 3. Сама "точка" оказалась бывшим устьем некой речки - обширной, не один десяток гектар, поляной с торчавшими повсюду пнями и стволами затопленных деревьев и глубиной метра 2. Что удивило, кроме нашей компании на этой территории гуляло еще с десяток рыболовов, так что место, учитывая его удаленность от всякого жилья и дорог, просто обязано было оказаться небывало рыбным.
Однако исправно, да и то "не бешено", клевал лишь некрупный окунек с редкими вкраплениями "пищевого". В итоге наши щукари, наловив живца и сделав несколько робких попыток расставить свои снасти, место забраковали и дружно отправились ближе к дому. Тем более что база располагалась на берегу достаточно глубокой, до шести метров, протоки - куда более перспективной по щуке, чем однообразное мелководье. К тому же многочисленные жерлицы соседей, расставленные в самых лакомых местах коряжника, упорно "молчали".
Сразу скажу, что жерличники не прогадали и сумели до вечера поймать по щучке и увидеть по несколько флагов. Те же, кто остался, так и довольствовались до вечера некрупным окунем и разговорами о том, что где-то здесь окунь должен быть "ну очень крупный".
Не чувствуя себя "настоящим" жерличником, я остался. Даже выставил тройку жерлиц, на которые, как обычно, никто так и не клюнул. К тому же на одной из них живец завел снасть за корягу, и в итоге леска неожиданно легко оборвалась при первой же попытке потянуть посильнее. Тут-то я вспомнил, что за три года владения жерлицами ни разу не перевязывал поводки. Ну и что? Я был уверен, что щука у меня все равно не клюнет. В качестве "утешительного приза" удалось-таки в дополнение к окуням поймать с десяток "пивных" сорожек и даже красноперку, необычно ярко смотревшуюся на белом снегу.
Вечером была уха со всем, что к ней полагается, банька, рыбацкие разговоры и большие планы на день второй. Коты наелись до отвала, и даже пес лопал мороженых окуней быстрее, чем удавалось доставать их из пакета.
Нетерпеливые жерличники даже сбегали в темноте к своим, оставленным на ночь, снастям, но ничего не поймали. Спали в комфорте, благо с отоплением на базе все оказалось в порядке. Притом что ночью морозец ударил нехилый, градусов явно за 20.
С утра первыми стартовали в давешний коряжник любители "во-от такого" окуня. По дороге они увидели на снастях друзей множество флагов и не преминули отзвониться по сотовому, так что наши жерличники заспешили на лед в самом приподнятом настроении. Впрочем, радовались они рано. Так уж получилось, что рыбу не вытащил никто. Где-то снасть была безнадежно запутана в корягах, где-то сорван живец... Кое-кому даже удалось подержать щуку на леске и стукнуть ее разок другой головой об лед, после чего обиженная рыба отцепилась и уплыла восвояси. Даже желание загадать не предложила. Кроме того, после ночного морозца большинство жерлиц пришлось вырубать изо льда с немалыми трудностями и ухищрениями.
В общем, подавленный примером того, как с полсотни жерлиц, да в руках "настоящих спецов", не принесли ни одной щуки, я свой пяток и выставлять не стал, занявшись ловлей все того же мелкого окуня. Ладно, хоть идти в этот раз далеко не надо было.
Но - чу! Товарищ неподалеку бежит к флагу и после недолгого вываживания... громко жалуется на сход. А вот опять бежит и вытаскивает на сей раз вполне приличную щуку килограмма на два. Тут уж я не утерпел. Быстренько наловив живцов в пластиковую бутылку (предыдущий улов околевал на морозе меньше чем за минуту), выставил все свои пять жерлиц от берега поперек протоки красивым зигзагом.
Впрочем, особой надежды на успех я не питал. И погода-то "не щучья": мороз -17 и солнце, и уловы коллег не впечатляют, притом что "они - вон чего, а я - чего?". Жерлицы спокойно стояли уже час, вяло поклевывали мелкие окуньки и совсем уж редко - столь же мелкие сорожки...
Обернувшись к жерлицам в очередной раз, с удивлением замечаю, что на второй от берега флаг "горит"! Ну и что? На одной из предыдущих рыбалок я видел чуть не десяток флагов, но там даже живца ни разу не сорвали - пришлось грешить то ли на слишком бойких живцов, то ли на совсем мелких щурят.
Не спеша, подхожу ближе и с еще большим удивлением замечаю, что катушка пусть не быстро, но вращается! Берусь за жерлицу и от души подсекаю! Что-то есть! Упирается пусть не сильно и без резких рывков, но чувствуется, что тяжесть живая. Кричу на всякий случай "Багор!" (своего-то, конечно, нет) и начинаю вываживать.
У лунки рыбина уперлась, тут и рывки начались, как положено. Под нетолстым первым льдом мелькало что-то бело-зеленое. Временами казалось, что вот-вот из лунки (100-миллиметровой, между прочим) покажется длинный щучий нос, но рыбина снова нажимала и уходила под лед...
Все-таки я ее вытащил. Без всякого багра, за леску. Не подвел трехлетней давности узел и глубоко заглотанный одиночный крючок. И пусть оказалось в той щуке всего полтора килограмма, все равно был я в тот момент по-настоящему счастлив. Сплясал над переваливающейся с боку на бок рыбиной танец победы и поздравил себя с новым статусом - "зимнего жерличника". И друзья меня поздравили.
Случилось настоящее маленькое чудо. Рыбалка из довольно неудачной сразу стала успешной. Природа вокруг заиграла новыми красками. Снег заискрился. Настроение поднялось. Ведь именно за ним, за чудом, и едем мы на рыбалку. Много за чем, конечно: общением с друзьями, единением с природой, адреналином... за рыбой, наконец, но в том числе и за чудом. И за тем мигом абсолютного счастья, который дает победа над долгожданным (и нежданным в то же время) трофеем.
Щука эта в тот день осталась у меня единственной: до вечера мои жерлицы так и простояли без флагов, но я все равно был рад и доволен. Тестировал новые самодельные блесны, и блесны работали. Окуньки, словно чувствуя мое приподнятое настроение, клевать стали явно веселее. А чудо - оно на то и чудо, чтобы случаться не часто. Ничего, щук я себе еще обязательно поймаю. В том числе и на жерлицы.
Владислав Андрианов, г. Н. Новгород