Первая рыбалка
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №4(90), 2006 г.
Итак, я не помню, сколько мне было лет, но не много, когда я поймал свою первую рыбу. Конечно же, это был окунь. И не зависимо от размеров он был огромный...
Что это было за озеро? Скорее всего, Пильдозеро или Истозеро, куда любили ездить мои родители. Хотя у меня такое чувство, что отец и сам к тому времени не стал еще рыбаком. Он был труженик, а на севере лето короткое, и за это время надо справиться на огороде, заготовить на зиму грибов и ягод. Причем заготавливали их не как деликатесы, а как средство существования. И за те 15 лет, что он прожил к тому времени в Онеге, районном городке в Архангельской области, он не успел расслабиться.
А показалось мне это потому, что примерно в то же время, когда я поймал своего окуня, отец знакомился со спиннингом. Наши родственники приехали отдыхать с Урала и привезли отцу в подарок спиннинг. И я, к сожалению, не помню, но отец рассказывал, что когда он поймал первую щуку, он даже не знал, что это за рыба. Звучит это не совсем правдоподобно, но я этому верю.
Так вот об окуне. Я не помню ничего, кроме подсечки. Кто насаживал мне червяка, был ли кто-то рядом - все в тумане. Я только помню, как этот горбач взлетел вверх и повис на сосне. Не знаю, классический ли это пример для дебютанта, но я начинал именно так. Естественно, что после этого первого окуня у меня большой провал в рыбацкой памяти.
И более-менее серьезные воспоминания о рыбалке относятся годам к 8-9. И лучше всего помню продольники. В начале мая, если мне, конечно, не изменяет память, вскрывалась ото льда моя родная река Онега. Буквально через недельку, когда вода чуть просветлеет, рыбаки устремлялись на продольники.
Смешно сказать, но их почему-то было так мало, что почти у каждого была своя бухточка, где умещалось 3-5 продольников. Что же это такое? 15-20 метров толстой лески или капроновой нити с 30-40 поводками по 15 см и два камня на концах. Насадка - только червь. Чем крупнее, тем лучше. Два рыбака брались за камни, растягивая продольник и, раскачивая, на счет "три", бросали как можно дальше.
В идеале продольник ложился параллельно берегу метрах в 20 от него. Затем, один - два раза в сутки он вытаскивался из воды. А делалось это так: на веревке длиной метров тридцать крепилась проволочная "кошка" или какая-то крепежная деталь, которую мы называли "глагол". Она забрасывалась дальше центра продольника и по дну тащилась на берег, извлекая за собой и продольник. Как правило, это происходило не с первого заброса. Когда центр продольника подтягивался к берегу, его брали в руки и вытаскивали на берег, двигаясь в сторону одного из камней, а затем - в противоположную.
Что же мы ловили таким способом? Основная рыба в уловах - это камбала и сиг. От моря получалось километров пять, и камбала в большом количестве заходила в реку. Сиг же ловился недели три, а затем скатывался в море. Реже попадались щучки, окуни, налимы и подъязки. В удачном случае на продольник из 30 крючков попадало до 10 сигов, а так как сиг - рыба сильная, то часто поднимала центр продольника на поверхность.
В такое время, подходя к бухте, уже видишь всплески сига в разных местах продольника. И чтобы никто из "доброжелателей" не помог твоим сигам, приходилось после школы на велосипеде лететь на бухту и там ждать, когда придут старшие и снимут рыбу. Отлично помню, что велосипед был классический "Школьник". Приходилось ездить на нем по 3-5 км - сначала по городу, а затем по лесной тропе, идущей вдоль реки. Достать кошкой продольник я уже, конечно, мог, но вот в одиночку хорошо закинуть его было сложно.
Несмотря на близость дома мы часто оставались ночевать на продольниках, у костра, слушая рыбацкие байки и плеск, попавшихся сигов. Проблемой была добыча большого количества червей, особенно, если проверяли продольники по два раза в день. Ведь в целом на каждого рыбака приходилось больше сотни крючков.
Но бывали и огорчения. По реке постоянно сплавляли лес, и топляки иногда утаскивали за собой продольники. Как только переставал ловиться сиг, ловля на продольники постепенно прекращалась. Ездить за десятком мелкой камбалешки, как мы ее ласково называли, никто не хотел.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №4(90), 2006 г.