Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Переход состояний

Переход состояний

Сергей Медведев, г. Йошкар-Ола 

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №1(111), 2007 г.


111-2-2-1переход.jpg

Азарта нет. Клёва нет, и азарта нет. Ну, нет и нет. Не один такой - многие тоже не сидят, а ходят, бурят, спрашивают иногда: "Ну как?" - "Да фигня..." Просто, чтоб не молча рядом пройти, спрашивают. Не торопятся. Да и куда? Там вон долго не засиживаются. И там. И у острова кучковались, а тоже уж рассасываются... 

Равномерно как-то разбрелись по просторам. И вдали почти точками видны. Чёрточками, если приглядеться. Значит, тоже стоят или идут. Такая ж, знать, обстановка. Не сказать, что тоскливо, но и не празднично. 

Это с утра еще по-другому было, еще темно когда. Только из машины выбрались, возбуждение было в предвкушении. От Тайны Дня. Да и от прохладцы после теплого салона. Потом, дождавшись, когда первые отчаянные (из других машин) спустятся на лед и пройдут, пока из виду в синем сумраке скроются, начинают как-то все разом споро подхватывать уже разложенные буры, вешают на себя ящики или берутся за лямки санок и, выстроившись в цепочку (по следам тех - первых), размашистым шагом идут по льду водохранилища. 

Рассветет быстро. Даром, что сегодня самая длинная ночь. Надо на место прийти, как только будет можно крючок разглядеть. От быстрой ходьбы начинаешь "парить", расстегиваться, больше молчишь, чтоб не сбить дыхание. Цепочка разбивается на группки, рассредоточивается. Некоторые забуриваются, пробуя лед. Три оборота... Хочется сделать два шага назад. Вдвоем лучше не собираться. И не обуривать. Соглашаются. Сразу начинают выдерживать дистанцию. 

Лед потрескивает под ногами, пощелкивает. Первым купальщиком быть не хочется, потому подозрительно сырые места обходишь. Смотришь по сторонам, ища свои приметы места, где будет ловиться. Где может и должно. Вот здесь. Встал, пробурился. Достал удочку, размотал леску, почти еще не видимую (темновато), опустил. Кивок поднялся почти сразу. Мелко. Приподнял руку, потряс кивком... Да и откуда что на такой мели! Смотался, спешишь дальше. 

Все чувства на взводе. Малейшее изменение в ощущениях - СТОП! Проверь... Нет, тоже пусто... Видя такое, тебя обходят и пробуют буриться много дальше. Ты обходишь их. Или сворачиваешь в еще не топтанную сторону. Лёд уже не кажется слабым. Вспоминаешь, что забыл впопыхах прошептать какой-нибудь заговор, - вот и не ловится. А хочется обрыбиться. Хоть ёршиком. Одно дело отвечать: "Поклёвки не видел!" - и другое: "Пока только одна мелочь!" Есть разница. Потому спешишь. 

Ага, там Юрино, похоже, виднеется, а Кузьма (Козьмодемьянск - прим. Ред.) - левее, но видно плохо, домики вроде какие-то на склоне. Да и ладно. Ищешь взглядом товарища, пытаешься выделить из черных точек-запятых характерный силуэт. Куда упёрся!? Достаешь "мобилу". Глянул на время - обед уж! Ё-моё! Сигнал пиликает. Сразу не ответит - пока достанет из-за пазухи... Всматриваешься, кто из сидящих зашевелился, руку к уху подносит... Из не очень далеких - никто... Ответил. Тут же выясняется, что и у него улов "на уровне" твоего. Просишь помахать рукой... Не видно такого. Тогда - пройти туда, потом сразу сюда... Ага! Вон та черточка вдали заметалась! Ща буду! Шагаешь километр или сколько, не взирая на призывно торчащие коряжки и прочие привлекательности потенциально уловистых мест. Сыт ими уже. Проверял. 

Пришел. Он удочку закрепляет в снежном валике у лунки. Вдруг да клюнет? Отобедать сразу согласился. Разложились. Достали сало, термоса, фляжки. Пространство как-то сузилось до размеров "стола", а самая дальняя точка - в метре: кивок его удочки, подрагивающий на ветру. Надо ж на что-то смотреть. Да и вдруг вправду поклевка? Практически первая бы на сегодня. Но это так - дежурное. Главное, важное в этот момент - в каждый этот момент - другое! РАЗГОВОР. Нет, не о рыбалке и о рыбе, с её жором - не жором. Каждый об этом уже всё проговорил наедине с рекой еще до обеда. Вслух или мысленно. 

Сейчас выговариваешь те мысли, те заботы, обозначаешь словами отчаяние или тревогу, раздражение, недовыпнутое по ящику... И слушаешь. И он говорит громко и слушает. Искренне. И тут не важно: соглашаться - не соглашаться. И вопросы задавать - не надо. Принять переживание. Согласиться с самой важностью для него этого состояния. Выплеска. Освобождения. И сам чувствуешь, как уходит, растворяется, рассеивается в пространстве накопленное, давившее, гнувшее и распиравшее. Легчает. И голос уже не надрывный, а какой-то непривычно свой. Даже самому хочется прислушаться. А слова-то - кончаются. У обоих. Помолчим. 

И пространство обратно раскрывается. Теперь уж как будто декорацию сменили. Ярче как будто, отчётливей... детали видны. И уже радующие. Не надо вдумываться - почему? А просто! Красиво. Обязательно кто-нибудь первым скажет: "Смотри, как красиво!" 

Легко и телу, и душе. Опять идешь, ищешь, буришь, суешь в лунку мормышку, ждешь, меняешь мотыля, опять идешь, буришь. Уже не спеша. Что интересно: без мыслей. Или с какой-нибудь случайно попавшей в голову бестолковой короткой фразой или словами песни - болтается там "от стенки к стенке", обозначая себя этакой экранной заставкой... 

Вечереет. Еще заметно не темнеет, но какое-то ощущение, что время на исходе. Снег суше. Холодает. 

Останавливаешься, ставишь на лед бур, начинаешь крутить. Ровный такой шуршаще-скрипящий звук... "Кха-а!!!" - резко и громко, уходя раскатами в стороны, лопнуло! Трещина-раздел, невидимая под снегом, расколола ледовое поле от тебя на километры в оба края. Сердце ухает в унисон, пока треск, переходя в глухой гул, удаляется, как гроза, меняя тональность. Всё вокруг замирает... И сам... 

Позже, много позже на ум приходит, что это так и должно, что морозец лед стягивает, он бы и без тебя лопнул, а ты лишь случайно угодил в критическую точку. Но пробрало-о! Изменилось что-то. Не рыбалка. Не ледяное пространство реки Ветлуги. Время как бы разделилось. Как после последнего удара курантов в Новый год. 

Сергей Медведев, г. Йошкар-Ола 

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №1(111), 2007 г.