Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?

Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?



Дмитрий Соколов  
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 1(78), 2020 г. 

Вспоминаю себя молодым, полным сил, энергии, энтузиазма... Куртку синтепоновую – в алюминиевый шарабан, бур в руки, и быстрым шагом попёр за 4-5 км от домика в Каменке в конец Окунева или даже в Черное… Снег на льду или гололед – через час уже на месте, там сразу несколько лунок кряду сделал – и только потом облачился в куртку. 

Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?

Смысл вышесказанного: если вы молоды, полны сил и энергии, то вам ни к чему читать данную статью измученного различными хроническими болячками старпёра. Но если по каким-то причинам уже приходится здоровье экономить, то можно с данным “сыном ошибок трудных” и ознакомиться. 

Итак. Первостепенное значение имеет выбор маршрута передвижения по льду. В нашей редакционной команде есть бегунки средних лет, а есть люди постарше, например, мой добрый товарищ Игорь Васильевич Бокарев, разменявший недавно седьмой десяток. И вот год назад мы на “гореморском” открытии кто куда разбежались, а Василич, в силу ограничений по здоровью, остался под берегом. В результате лучший окуневый улов оказался именно у нашего “пенсионера”. А он и на первой гриве неспешно в удовольствие погулял, и несколько точек хорошенько расковырял, и окуня потаскал – это пока более молодые “экспедиционеры” впустую километры по льду нарезали. 

Еще пример. Был в Каменке такой рыбак Геннадий Турлюк. Он строил свой маршрут таким образом, чтобы от одного перспективного участка переходить на другой, делая своеобразный круг. Т.е. у него тоже рыбалки получалось гораздо больше, чем у того молодого меня, с которого я начал: в одну сторону 4 км прогон впустую, в другую – столько же. Причем обратный путь всегда тяжелее, и отдыхать уже некогда, солнце-то село, а на плече ящик с 5-8 кг окуней – тогда такому улову особо никто из завсегдатаев не удивлялся. А Гена тут проверил, переход в полкилометра – еще пятак расковырял, следующая передвижка – еще разбурочка, так по кругу, не сильно запыхавшись, домой до заката и прибыл. 

Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?

Резюмирую первую часть: от выбранной тактики сильно зависит, будет зимняя рыбалка приятной прогулкой или спортивным марафоном. 

Далее. Выбор погоды. Погода в последнее время крайне нестабильна, что летом, что зимой. Зимой, пожалуй, особенно. И если есть возможность, лучше выбирать более щадящий день: без шквалистых ветров, снегопадов, морозов за тридцать и т.д. Опять же, если силы и задор с трудностями побороться есть, можно и в буран съездить, заблудиться, найти спасительный путь, выбиться из сил, приехать домой и написать на форуме или в блоге: у меня, други, сегодня второй день рожденья. Остальным лучше без экстрима, наверное. Хотя не настаиваю. 

Выбор одежды. Пофарисействую: немного завидую тем коллегам, у которых один зимний костюм под любую погоду. Здесь нет никаких мук выбора, ничего продумывать не надо, жизнь понятна и светла. 

У меня костюма 4. Бывает, ошибаюсь: ходить приходится больше, чем планировалось, а костюм тепловат, тяжеловат и в итоге в тягость. Или наоборот: вместо 2 м/с, обещанных прогнозом, все 6, а я в “полупальто”, и пятак с рыбой обнаруживается быстро, ходить особо не надо, так что единственное спасение – “грелка” в виде преданной “Рапалы-115”. Так что, когда облачаюсь в “демисезонный” костюм, беру “дополнительную шкурку” в виде еще одного термобелья из тонкого флиса – в санках полкило лишнего веса не так обременительно, как на своем горбу. В смысле, в рюкзаке. 


Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?


Так, раз уж о санках, то подробнее. До недавнего времени мне с ними возиться претило, хватало сил таскать весь скарб в удобных рюкзаках-стульчиках. Но как-то коллеги сжалились – подарили старенькие простенькие – и я сразу преимущества санок оценил. Только те первые, низенькие, почти сразу поменял на самые глубокие, какие в магазинах нашел, называются “Касатка-2”: вопервых, в них вещи получше размещаются и реже теряются, а во-вторых, глубокие сани куда более устойчивы и куда реже переворачиваются, чем низкие. Это факт. 

Конечно, не по любому покрытию санки со свистом пойдут. На первом льду едут так, что самого рыболова обгоняют, по небольшому снегу – нормально, а вот по глубокому – тут уже обузой становятся. Есть совет от автора нашего журнала Алексея Быкова на этот счет: смазывать нижнюю поверхность саней автомобильным силиконом. Я смазывал – действительно лучше. Но все же есть снеговой предел, когда сани хоть китовым жиром смазывай, а не поедут. Но это опять возврат к разговору о выборе погоды. 

Самый смак – это, конечно, когда на снегоходе. В прошлом сезоне партнеры с базы “Щукино” (та же Каменка) отвезли в Шилово и привезли вечером обратно за 600 рублей. В Окунево было бы еще подороже. Если погода стоит бесснежная, дорожки давно накатаны, я в то же Шилово минут за 40 с вышеупомянутыми санками дойду и получу от этой прогулки дополнительное рыбацкое удовольствие. А вот если в многодневный снегопад, да под снег водичка выступила – тут все два часа протопаешь – без всякого удовольствия точно, я вас уверяю. И даже если рыба неплохо ловится, весь день в голове держишь, что обратно надо будет выбираться… а снежок все падает и падает… 

Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?


Ну, свой снегоход мы сейчас не обсуждаем, здесь все понятно. Но даже с учетом всевозможных “мотособак” и “мотокошек” техникой снабжены менее процента нынешних рыболовов, абсолютно точно. Ну, вот где-то как в “Щукино” такое такси можно заказать… Не только в “Щукино”, конечно, и по правому берегу Волги эта услуга вполне предоставляется, да и на Горьковском море… Вспоминается, кстати, в связи с таким вот такси рыбалка десятилетней (примерно) давности. Из Божонок нас на санях к некой “елке” возили – вмороженная в лед елка там стояла. И весь день с небольшими перерывами клевал там мерный (200-400 г) окунь прямо из-подо льда. Булькаешь крупным балансиром (на Kuusamo Tasapaino X-Pro 75 мм тогда ловили!), так иногда приманка об лед на махе задевала – так высоко окунь брал. Сейчас о такой рыбалке можно только мечтать… или вспоминать, как я сейчас… Снегоходом – хорошо, а на аэроходе – еще лучше! Тоже такие услуги по области существуют. Стоит не дешево, но разделить сумму на компанию из пяти человек и раз или два в сезон себе позволить – вполне по силам. 

Главное преимущество аэроходов – возможность преодолевать водные препятствия. В волжких заливах еще стоит вполне безопасный толстый лед, а русло и протоки уже вскрылись – ни пешком, ни на снегоходе не доедешь. А ведь в это время там, в заливах, самый сок! Единственная возможность – аэроход. Как раз гдето раз в сезон у нашей редакционной команды получается воспользоваться этой услугой – тоже рыбалки надолго запоминаются: и не столько приличными уловами, но прежде всего – романтикой необычного путешествия к месту рыбалки и обратно. 

Возвращаемся с небес на землю, от снегоходов и аэроходов к сапогам. От последних в ходовой рыбалке, понятное дело, много зависит. Чтобы легкие, теплые, эргономичные – сейчас на рынке ЭВА-сапог такая конкуренция, что вполне можно найти из серии “дешево и сердито”. В размер только надо попасть. Если сильно большие взял – будут хлызать, а по глубокому снегу вообще в наказание. Меньше по размеру – еще хуже. Лучше мерить. В реальном магазине никаких проблем с этим нет, в интернет-магазине лучше задать уточняющие вопросы консультантам и просмотреть отзывы. 

И носки. Должны быть не столько теплые (все же основная функция обогрева на сапогах), а плотно облегающие стопу, чтобы при ходьбе ни в коем случае не сползали! Методом проб и ошибок я набрел на носки Alaskan Super Warm. Они теплые, не сползают, пятка усиленная и не протирается – у многих других моделей такая проблема существует. 

Еще про обувь. Вернее, про шипастые накладки. Совершенно необходимая вещь. Если лед как зеркало, без шипов пару раз за день крепко навернуться (и крепко затем про всю дивизию высказаться) – это как пить дать. И даже если не навернулся, ноги всегда находятся в таком перенапряжении, что на следующий день прилично болят, даже если никаких марафонов и не совершалось. Нужны шипастые резиновые накладки. Перепробовав вариантов семь, идеальных я так пока и не нашел: у одних шипы вылетают в первый же день, а вторые можно натянуть, только предварительно разогрев в кипятке, – и т.д. Ну, какие-то варианты все равно находятся. Шипы в любом случае нужны. 

Передвижение по льду: приятная прогулка или тяжелое испытание?

Для пущей подстраховки по гладкому льду можно носить с собой легкую пешенку. Не ту тяжеленную, которой лунки в 10-сантиметровом льду пробивают, а такой посошок с хорошей насадкой-нержавейкой на конце. Мне такую Женя Бокарев много лет назад презентовал – в очередной раз благодарю его за ценный подарок. 

Ну вот, вроде, и весь сказ на обозначенную тему. Если у вас, уважаемые коллеги, есть свои соображения на этот счет – не стесняйтесь, пишите на электронку редакции, обязательно пообщаемся. Толкового всем сезона твердой воды!  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 1(78), 2020 г.