Пассе-путешествие по Заонежью
Вернуться к предыдущему материалу
Окончание.
Начало в № 16(198), 2010 г.
Близится к окончанию водный поход наших героев. Теперь им предстоит волок длиной километра два к истоку речонки, текущей в Водлозеро, ну и дальше...
Солнце пекло безлимитно, как по чьему-то, но не нашему заказу. Тут пришлось вспомнить Дж. Лондона, его "горемык", рвущихся к золоту на американских "сиверах". Как они решают, как лучше переносить груз: делая короткие переходы и короткие остановки на отдых или длинные переходы и длинные остановки. Последний вариант был наш. Но когда отдыхаешь, окружающая природа не оставляет тебя безучастным. Жаркий день и лосям не оставлял выбора. Они тоже стремились к воде. Ходя взад и вперед по гривам, рядом с истоком ручья из болота мы долгое время по соседству наблюдали лосей, пасущихся в болоте, нисколько не боявшихся нас.
Мы устали, жарко. Зато, когда лодки понеслись под пологом густого леса по извилинам ручья-речонки, тело отдыхало, а душа радовалась, что несмотря на прессинг лесозаготовок еще можно вживую видеть на "сиверах" наших северных лесных великанов - лосей.
О Водлозере. Чем это немалое даже по меркам северо-запада озеро запомнилось? Комарами!
Когда наши лодки "ворвались" в Водлозеро, нам прежде всего следовало заполучить отметку в маршрутной книжке, иначе вся наша "спортивность" и "крутость" теряла смысл. Сделать это мы смогли только в Куга-Наволоке - центре этого безлюдного края. По срокам мы укладывались, и КСС не должна была бить по нам тревогу.
По российским меркам Куга-Наволок невелик, но там была (есть ли теперь?) рыбопромысловая артель. Некоторую отрешенность от мира больших и малых городов этого озерного поселения подчеркивал, как сейчас вижу, самолет "ПО-2", качавшийся на поплавках в озерном аванпорте Куга-Наволока. Самолет возил почту, по случаю - пассажиров, и доставлял на материк вяленую рыбу - плоды трудов рыбопромысловой артели. Это очень повысило субъективную ценность доставшейся нам "крафт-добычи". Мы, как пока все те же "умные Маши", получили возможность ознакомиться с производственными мощностями артели - в виде продуваемого всеми карельскими ветрами цеха-сарая, забитого вешалами для вяления водлозерской рыбы.
В итоге знакомства, в результате легальных товарно-денежных отношений, на группу был получен тот самый упоминавшийся раньше крафт-мешок с вяленой рыбой, сопровождавший группу во всех ее приключениях, вплоть до заключительного парти (англ. party) по возвращении в Гатчину.
Теперь о комарах. Но сначала о юбках. Плавающие на каяках и байдарках знают их. Но мы о других. Начнем с килтов, но шотландцы с их мини- или миди-вкусами нам не указ. Обратимся лучше ко вкусам северных крестьянок с их привязанностью к макси, к "паневе". Я думаю, что крестьянок заставляет облачаться в них отнюдь не скромность (но и она тоже!), а реалии жизни на "сиверах" - комары!!! Если вы не ханжа, то представьте на сколько минут вам хватит терпения, окруженному роем кровососов, "посидеть в кустах" около северного комариного болота или на островке в озере, нагретом июльским солнцем, в котором только что состоялся вылет и роение наших мучителей. Практические выводы очевидны. Поэтому "панева" из полиэтиленовой пленки в приключениях на "сиверах", когда жара и уйма кровососов, должна помочь вам сохранить здоровье, нервы, как в Заонежской авантюре помогала нам.
Чем помимо комаров запомнилось Водлозеро? Наверное своеобразным "термоклином". Жаркая безветренная погода "загоняла" в воду, заставляла купаться. Но теплой вода в озере была только в приповерхностном слое толщиной сантиметров 50. Стоило телу принять в воде вертикальное положение, как холоднющая вода снизу тут же выгоняла на поверхность в нагретый солнцем слой. Вода в озере напоминала изысканный коктейль с четко разделенными слоями.
Водлозеро позади... Мы и наши лодки на берегу Вамы. Первый порог кипит перед нами, первый из 38. Не все из них нам предстоит преодолевать на лодках. Пороги пятой категории сложности нам запрещено преодолевать сплавом. Надо обноситься или преодолевать проводкой по мелкому прибрежью. Среди 38-ми самый знаменитый двухметровый Падун. Но вернемся к нашему "первенькому".
Первая встреча с настоящим порогом, если говорить честно, ошеломляет, когда знаешь, что тебе предстоит двигаться в такой пугающей круговерти из воды и камней. Масса кипящей, бурно текущей воды, анархия разбросанных крупных валунов-"бойцов", стоячие валы в треугольниках слива, и ты в этой стихии один, и все, что ты можешь противопоставить стихии - легкое дюралевое байдарочное весло и, конечно, разум, который должен помочь тебе, бедолаге, выбрать в гибельной неразберихе правильную трассу движения, не допустить посрамления слабой плоти гомо и крушения хрупкой в сравнении с гранитом валунов-"бойцов" лодки - твоего комфортного микромира.
По совету Вола кильсоны всех байдарок были усилены накладными шинами-рейками из прямослойной сосны, примотанными киперной лентой к штатному кильсону лодки. Это помогало "жить", но, увы, не при прямых клинчах с "бойцами", их следовало всячески избегать. Мне "посчастливилось" испытать, что это такое на себе и своей "тройке" в первом же пороге на Ваме, а в последующем на новой шкуре - прорезиненной оболочке моего сборно-разборного "Салюта". Но я забегаю вперед.
Здесь на Ваме произошла наша последняя, "опосредственная" встреча с рыбой. Пока мы привыкали к виду "громокипящего кубка Гебы" (по Ф. Тютчеву), к нам подошел "второй Степаныч" - жилистый, загорелый мужчина с рыболовной "палкой", сиречь березовым удилищем на плече. Поинтересовался, нет ли у нас червей для насадки, а то ему не на что ловить сигов, которых здесь много (а червей днем с огнем не найдешь).
Мы ему посочувствовали, но, увы, ничего нужного у нас для него не нашлось. Порог, на наш тогда малоискушенный взгляд, был прибежищем скорее хариусов. Но ни сиги, ни хариусы нам в руки не дались. Такие изыски из рыболовных аксессуаров, как вертушки Mepps Aglia Long или воблеры типа Minnow доступны были нам в те времена лишь как "воспоминание о будущем" (по Эриху фон Дэникену). Чтобы "закруглить" рыбную тему, отметим, что в низовьях Водлы и выше в настоящее время всякая рыбная ловля запрещена в связи с заходом "краснокнижных" озерных лососей.
Закончим на этом с рыбной темой и наш сокращенный мемуар тоже. Конечно, он кому-то напомнит терьера с купированным хвостом. Закончить следовало бы более плавно, упомянув, например, что намеченный маршрут мы прошли, но утомленные бесчисленными порогами и, мало того, комарами, как и несносной мошкой (которой наши репелленты были не указ) мы, по примеру героев Джерома, "дали тягу" и завершили "кругосветку", воспользовавшись на последнем этапе подвернувшимся автотранспортом. И этот наш последний поступок (по Джерому) "был мудрый поступок", как и тот, которым завершилась авантюра "Троих в одной лодке (не считая собаки)".
Пассе (фр. Pass, прошлый) - дело вчерашнего дня.
"Словарь новых иностранных слов". Изд-во МГУ, 1995 - прим. автора.
Юрий Миронов, г. Гатчина Ленинградской обл.