Ожившие места
У нас, на Нижегородчине, есть множество красивых и рыбных мест, но все они в основном расположены вниз по течению реки Волги, хотя в нашем городе протекает и другая не менее богатая река - Ока. Вся беда в том, что большинство рыболов, которые приезжают к нам не только из соседних областей, но и из других городов, опасаются проводить выходные дни и дни отпуска, поднимаясь вверх по Оке, мотивируя это тем, что выше по течению этой реки расположен один из самых химически загрязненных городов нашей страны - Дзержинск. И они, как это ни больно признать, правы! Действительно, своей химической промышленностью этот город наносит такой огромный вред реке, что его трудно даже оценить.
Общаясь со многими рыболовами, я редко встречал людей, которые предпочитают верховья и низовья Оки низовьям и верховьям реки Волги. До не давнего времени такого мнения придерживался и я сам. Но вот этим летом на своем личном опыте я убедился, что не все так уж и плохо, как многие думают, на самом деле. Природа-то не спит, она тихими и медленными темпами возвращает себе свое...
Так получилось, что волею судьбы, а может, и случая - да какая на самом деле разница! - в общем, оказался я на окраине г. Дзержинска, в поселке Желнино. В окрестностях этого милого на вид селения протекает река Ока. Точнее сказать, в этом местечке она очень круто заворачивает, образую тем самым очень длинную и достаточно широкую протоку.
Кроме протоки здесь присутствует еще одна весьма заманчивая вещь для рыболова, а именно - канал. Сам по себе он не слишком уж и большой. В длину он будет чуть меньше километра, ну а в ширину такой, что если постараться, то при желании в некоторых местах можно забросить блесну на противоположный берег.
Но, что интересно, здесь есть все, а именно: есть что-то вроде небольшого заливчика, который напрочь укутан шикарным ковром из водорослей, есть коряжник, да такой, что такого стоит еще поискать, есть и кромка водорослей, которая тянется чуть ли не по всему периметру канала, есть участки с чистой открытой водой, присутствуют мелкие небольшие островки. В общем, местечко еще то...
Любуясь окружающей меня красотой, я замечал что в разных концах этого канала то там, то здесь протекает местная жизнь: окунь гоняет малька. "А-а, обычная картина, - думал я, - конечно, чего же здесь еще ожидать?"
Но местечко ведь неплохое, может, здесь найдется что-нибудь или кто-нибудь посерьезнее этого "полосатого разбойника", который только и может, что вносить переполох в стайки мелкой рыбы да слегка стучать по блесне. Как правило, в таких местах обитает преимущественно мелкий, в лучшем случае - средний окунь, крупный же предпочитает все же другие места.
А вот и первый сюрприз: под противоположным берегом как кто-то "вдарит", да так - аж брызги в стороны, а мелочь бросилась по сторонам врассыпную. Ничего себе, неужели щука? Откуда!? Неужели с реки зашла?
Спустя некоторое время следует еще один мощнейший всплеск, на этот раз уже в коряжнике. Вот это уже "по взрослому", понятненько. Вот так всегда: стоит оказаться на реке без спиннинга, как рыба тут как тут, стоит забыть дома фотокамеру, как непременно поймаешь что-то стоящее, а бывает, вооружишься всем необходимым - и все напрасно, ни рыбы, ни поклевок!
Отыскав неожиданно для себя такое замечательное место, задаюсь идеей вернуться сюда вновь и половить. Спустя неделю, в следующие выходные, я уже на берегу знакомого мне канала.
Погода в этот раз чуть похуже, но несмотря на это практически сразу замечаю присутствие вездесущего окуня, а спустя некоторое время обнаруживаю присутствие хищницы. Первый заброс спиннинга на незнакомом водоеме - всегда волнительный момент, поэтому я с некоторой осторожностью делаю проводку.
Когда до берега остается всего-то несколько метров, я практически уже прекращаю делать подмотку катушки, как в этот самый момент непонятно откуда взявшаяся щука атакует мою вертушку и, промахиваясь, скрывается в водной растительности. Что творится в душе - это знает тот, кто это испытывал, поэтому описывать не буду.
Теперь, делая уже решительные проводки, стараюсь дотягивать снасть практически до самых ног. На очередном забросе создается впечатление, что на вертушке что-то повисло, и так, на всякий случай, для самостраховки делаю небольшую резкую подсечку, скорее не подсечку, а попытку освободить тройник блесны от чего-то непонятного. Но вдруг это что-то непонятное как дернется, и все непонятное становится ясным.
Несколько десятков секунд - и первая щучка чуть больше килограмма оказывается в моем зачете. Почин есть, теперь бы неплохо его и закрепить. Закреплять пришлось не так уж и скоро: спустя час после поимки первой рыбы последовала очередная поклевка второй хищницы. Когда вертушка проходила между двух торчащих из воды коряг, последовал удар и мягкие тупые толчки. С этой пришлось повозиться подольше, потому как близость коряг и травы оставляла неплохие шансы для щуки.
В перерывах между поклевками хищницы время от времени поклевывал мелкий окунек, вернее будет сказать, не поклевывал, а предпринимал попытки это сделать. В общем, скучать не приходилось. Даже наоборот, рыбалка была достаточно разнообразной и веселой. А на рыбалке это главное, если ловля становится скучной и монотонной, то весь интерес к этому занятию тут же пропадает.
В процессе ловли время от времени я замечаю следующую интересную, на мой взгляд, вещь. Бывает, стоишь на берегу водоема, кидаешь спиннинг - поклевок нет, пусто, река будто вымерла. Как вдруг неожиданно, ни с того ни с сего, повернешь голову в сторону, приметишь краешком глаза "тепленькое" местечко, и вот откуда-то берется в тебе такая уверенность, что именно сейчас именно вон там непременно клюнет! Не знаю, откуда это берется, но вот бывают на рыбалке такие моменты, когда точно знаешь, что там она, родимая, сидит и ждет, когда же наконец ты ей подкинешь свою блесну. Бывают случаи, что чувство поклевки иногда все же подводит, но, как правило, это происходит не так часто, но все же бывает.
Вот и в этот раз, приметив небольшой прогальчик между водорослей, забрасываю в твердой уверенности на поклевку. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что даже если и клюнет, в чем я нисколько не сомневаюсь, то вытащить рыбу на берег мне вряд ли удастся, потому как сплошные водоросли да и близкое соседство коряжника вряд ли позволят мне это сделать. Но это уже на втором плане, хочется проверить интуицию: как на этот раз, не подведет?
Блин, лучше бы я не проверял! Как только вертушка плюхнулась в прогал и начала набирать обороты, последовала серьезная поклевка - и щука далеко не маленьких размеров начала показывать свой характер. С ее попыткой уйти в коряжник я, было дело, справился, но вот прибрежная растительность, которой опасался при забросе, не позволила дотянуть зубастую до берега.
Все, что мне удалось, - это вытащить щуку на поверхность травы и несколько мгновений полюбоваться ею. Ее мощное зеленовато-коричневое тело отдавало холодом, а здоровенная пасть была усеяна острыми, как бритва, зубами. Потом последовал ленивый кувырок, и вертушка, зацепившаяся за край ее здоровенной морды, плюхнулась возле моих ног. А оставалось-то дотянуть всего ничего! Обидно, досадно, ну да ладно...
Такой поворот событий становится заключительным эпизодом в моей сегодняшней рыбалке, и я собираюсь обратно домой. Весь мой улов состоял из двух не таких уж и больших щучек и большого количества поклевок и, что немаловажно, отличного настроения.
Только после того, как собрал все вещи и уложил в машину, я вспомнил, где ловил. От осознания этого мне стало еще больше приятно и как-то теплее на душе. Я радовался за природу, мне было лестно, что несмотря на такую сложную экологическую обстановку, которая сложилась в данном месте, она все же выстояла и нашла в себе силы вновь наполнить жизнью увядающие места!
Мордяхин Андрей, г. Н. Новгород
Фото автора