Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Озеро надежды

Озеро надежды

Александр Тищенко, Воронежская обл. 
Фото автора

Все дождь и дождь, который день подряд. Иногда даже снежок срывается. И ветер дует безостановочно, только направление меняет, но никак не выдохнется. Сыро и зябко на улице, совершенно некомфортно, а все равно на рыбалку тянет. Какая б ни была погода, все мысли там – на воде.  

Озеро надежды

Управившись за утро с неотложными делами, выезжаю из дому уже в одиннадцатом часу. Короток осенний день, и дорога неблизкая, на саму рыбалку времени не так много остается, но что поделаешь, лучше уж так, чем в телевизор глядеть. 

По пути заскакиваю за братом, загружаем его пожитки, и вперед. За разговорами не заметили, как и доехали. С ветерком по серой ленте асфальта и внимательно по мокрой, как губка, луговине до самого озерца. В такую погоду здесь никого нет, и щуки ждут только нас! 

Озеро очень маленькое и мелкое, за все лето, катаясь мимо, я так и не удосужился на нем половить. Если уж глубокие и еще в прошлом году завидно-рыбные жестоко пострадали от замора, то, что от этого ждать? Так думалось. Изменить преждевременные выводы помог, как всегда, случай. А дело было так. 

Несколько дней назад приехал я со спиннингом на большое и глубокое озеро. Уже пару раз случались утренние заморозки до минус пяти градусов, и была определенная надежда, что вода наконец-то очистилась от кисельной зелени. Накачал лодку и, когда уже отталкивался от берега, подъехал автомобиль, из которого вылезли двое мужчин. И первым делом спросили: 

– Вода зеленая? 

– Ага, – киваю в ответ, – и непрозрачная. 

– Что же делать? – начали размышлять вслух мужики, решая, плыть им или не плыть. Вопрос, конечно, серьезный. 

А у меня на пятом забросе клюет щука. Она даже не ударила, просто образовался неестественный провис шнура. Подсечка не удалась, рыба резво пошла под лодку, и когда я ее поднял к поверхности, оказалось, что держится она на одном крючке раттлина за самый краешек губы. Как ни старался подтягивать потихоньку, явно закилошная красавица проявила характер, пошла колесом и досадно сошла прямо у обруча уже подведенного подсачека. 

Шум, плеск и вырвавшиеся сгоряча нелестные слова не могли остаться незамеченными. На берегу стали поспешно накачивать лодку. И тут к ним подкатила красная “пятерка” с небольшой “надувнушкой” на крыше. Затормозив, из окна высунулся вопросительно худощавый дедок с уже ставшим традиционным вопросом. 

– Вода зеленая? 

– Зеленая, – охотно ответили ему. 

– Значит, клевать пока не будет, – авторитетно изрек дед и, газанув, резво укатил в направлении соседних озер. Два часа мы усердно прочесывали приманками акваторию. Все, что поймалось, – одна браконьерская сетка у меня и две у мужиков. И где она взялась, та щука в самом начале, на голову ей упало, что ли? 

Да еще и ветер. Не шквальный, но достаточно сильный на широком просторе воды и противно-холодный. Нет, любому терпению приходит конец. И я выплываю на берег. Стравив воздух, сворачиваю лодку, запихиваю ее в багажник и еду дальше. 

Несколько километров качусь внатяжку по раскисшей колее через наголо скошенный луг, и вот показывается узенькая полоска укрывшегося в приямке озера. 

Здесь стоят две машины, и одна из них – красная “пятерка”. А вон и дед под противоположным берегом машет спиннингом. 

– Как успехи? – спрашиваю, поздоровавшись. 

– Пусто, – разводит руками дед, – все озеро по кругу проплыл – ни одного удара. 

– А может, ее тут и нет вовсе, вымерзла вся за зиму. Мелко же. 

– Не, – качает головой дед, – в четверг хорошо брала. Семь штук поймал. Одна так за “двушку” потянула. А сегодня не хочет. 

Думаю. На соседних озерах с ямками и хорошим кислородным режимом произошел замор. А здесь, на мелкой и почти сплошь зарастающей летом “луже”, все хорошо? Ну, а почему бы и нет. Там, где постоянно комфортно, любое внезапное нарушение условий жизни – смертельный катаклизм. А привыкшая к неминуемым трудностям рыба более вынослива. Какое еще найти объяснение? То, что сегодня не клюет, неважно. Главное – клевало. Еду дальше, а мысли, переваривая полученную информацию, толпятся в голове, выстраивая планы на ближайшее будущее. 

Последнее озеро в цепочке. На миниатюрном песчаном пляже сидит парень с двумя поплавочными удочками. Спиннинг лежит на берегу, к толстой леске привязана джиг-головка с бело-красным виброхвостом. Как успехи? Показывает плавающих в садке трех или четырех красноперок с палец. Ну, что? В этом году я здесь раз десять уже выплывал, все надеясь. И только в самый последний поймал одну щуку. Одну! Да еще этот рыболов. И не поймал ничего, и вешенки в укромном месте подчистую вырезал. Пожалуй, грибы и оказались последней каплей. Нечего здесь ловить! И я возвращаюсь назад. 

Кажется, как раз вовремя. Обе машины уезжают одновременно, дедовы “Жигули” с лодкой на крыше и еще одна с незамеченным мной в прибрежном камыше рыболовом. Видимо, ничего не поймали, но это совершенно ничего не значит. 99% местных спиннингистов применяют только “колебалки”. Замечательная приманка, признаю, а осенью даже в обязательном порядке кладу пару блесен в свою коробку, только ловят они, увы, не всегда и не везде. Вот и посмотрим, как оно здесь. 

Поплавал я всего часа два, определил примерный рельеф дна. Щука действительно была не активна. Но она была! Под прибрежной кувшинкой, где глубина достигала полутора метров, поклевок не случилось вообще. И на середине тоже, но ближе к южному хвосту озера, где на локальном пупке кое-где виднелись одинокие листики еще не опавших травинок, состоялось все представление. 

Чтобы мелководный воблер не увлекался “сенокосом”, твичить приходилось, держа спиннинг строго вверх. И поклевки случались на третьей четвертой секунде паузы. Если в подобной ситуации применять блесну, то разве только очень легкую и широкую. Такие вот выводы. Поймав с десяток щучек и получив еще больше мгновенных сходов и легких прикусов, я умиротворенно вышел на берег. Все, душа полна тепла и света. 

И вот прошло четыре дня, я снова здесь. Здравствуй, озеро! Желающих любоваться периодически моросящим дождиком не нашлось, а для двоих места достаточно. Как раз от противоположных берегов получается добрасывать друг другу почти под лодку. Показываю брату уловистую точку, быстренько вытащив с заветного мелячка пару щучек, и уплываю прочь. 

Интересно изучить весь водоем, хотя бы поверхностно, коль так долго не уделял ему должного внимания. 

По-над травкой, невзирая на резкий скачок давления, начало отзываться. Поклевки, правда, неуверенные, реализация реже, чем через раз. И занимательные проводы без контакта до самой лодки. Да щуки-то полно! Пусть в своей массе некрупной, но уже на тот год она станет вполне товарного размера. Если не побьют ее нелюди… 

Озеро надежды

В укрытом от глаз стеной камыша месте нахожу привязанную на цепь деревянную лодку. И длинные палки рядом. Это плохо, значит, сетки ставят. Хотя, если рассудить, от заезжих лиходеев вреда зачастую намного больше. 

Смеркается. Осталась в самом усынке непроверенная заводь, окаймленная ковром потемневших листьев кубышки. Глубина меньше полуметра, какая здесь может быть щука поздней осенью? Ставлю подповерхностный воблер, заброс – есть! Всю округу ошалевшая разбойница перемутила, распугала… Бросаю снова – поклевка! Надо же. Вот, если и третья клюнет, это будет фокус. И воблер летит вольной птицей. Отстрел! Истерзанный поводок из полевого провода расплелся и упустил приманку. Достаю ее, ушедшую на неконтролируемой скорости ко дну и зацепившуюся там тройником за травинку. Благо, что вода кристально прозрачная, все видно. Теперь точно хватит. Правда, брат? 

Поплавали, половили, и надежда на будущее осталась. Солнца на сером заплаканном небе мы так за целый день и не увидели. Наверное, оно уже зашло, темнеет прямо на глазах. Любая погода хороша, если есть настроение! Что ж, пора домой. Легко уезжать, оставляя места, куда хочется вернуться. Пока, озеро надежды, до встречи! 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(372), 2017 г.