Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Озеро Максим

Озеро Максим

231-14-1.jpgВ свободное от работы время частенько с друзьями вспоминаем удачные рыбалки, и всегда разговор заходит о беззаботной поре детства. Как и многие мои приятели, увлечение рыбалкой я пронес через всю жизнь. И всякий раз, оказываясь на новом водоеме, всегда интересовался происхождением его названия. Порой некоторые из них даже старожилы не могли пояснить.

Особый интерес у меня всегда вызывают водоемы, носящие имена людей. Незабываемую рыбалку в далеком детстве на озере Максим помню до сих пор. В ту пору я не придавал особого значения его названию и просто радовался возможности порыбачить на красивом лесном озере. А вот спустя десятилетия попытался у местных рыбаков выяснить происхождение названия. Версий возникновения озерного имени немало. Среди них есть правдоподобные, иные вызывают только усмешку.

По одной из легенд в озере утонул крестьянин Максим, по другой, более правдоподобной, у озера долгое время жил крепостной помещиков Тевяшовых. На заимке часто бывали гости и отравлялись они к Максиму на рыбалку. Так и появилось название озера. Возможно, и эта версия не заслуживает внимания, но как бы там ни было, озеро до сих пор восхищает и радует рыбаков.

С годами и засухами водоем обмелел, зарос камышом, но рыбка по-прежнему в нем водится. Обитает в озере необыкновенно красивый желтый карась. И очередная моя рыбацкая история связана с рыбалкой на этом самом озере.

В один из июльских дней далеких 60-х годов отец непривычно рано вернулся с работы:

- Завтра у меня выходной, и мы с тобой поедем на рыбалку на Максим. Там рыбачат наши селяне, и карасик неплохо поклевывает!

Обрадовано я закружился возле отца, выспрашивая подробности завтрашней рыбалки. Отец добавил:

- Да, мы с тобой поедем с ночевкой. Скажи матери, чтобы приготовила продукты, и не забудь прихватить с собой теплую одежду и топор.

Я затормошил мать и бабушку, пытаясь скорее собрать нужные вещи. В суете и заботах быстро пробежал день.

Утром я проснулся с первыми петухами и кинулся к отцу:

- Пап, мы проспали!

Отец неспешно встал с постели:

- Я же тебе сказал, что мы поедем с ночевкой. Сейчас позавтракаем и поедем к бакенщику.

Я хорошо знал, где находится будка бакенщика, регулировавшего судоходство на реке. Озеро Максим расположилось в лесу, на правом берегу Дона, и без помощи "речного гаишника" нам невозможно было добраться до места рыбалки.

Спустя некоторое время мы были в условленном месте. Уютный, чистенький домик всегда вызывал у меня восторг. Хотелось вот также прожить всю жизнь у Дона, любуясь и наслаждаясь необыкновенной красотой реки.

Бакенщик провел нас к баркасу, на котором нам предстояло преодолеть водную преграду. Огромный баркас вскоре был снят с цепи, и мы с отцом водрузили свои пожитки на лодку. Уверенными и сноровистыми движениями бакенщик вел лодку к заветной цели. Вскоре нос лодки уткнулся в песчаный берег.

- Удачной рыбалки, - пожелал бакенщик и так же лихо направил свой баркас к родной гавани.

Солнце ярко освещало донскую гладь, повсюду радостно щебетали птицы. Угрюмый и, казалось, непроходимый лес стоял на правом берегу Дона.

- Пап, а как мы пройдем к озеру?

Отец улыбнулся:

- Есть рыбацкая тропка, вот по ней и пойдем.

Ноги сами несли к лесному озеру. Я не обращал внимания ни на колючий кустарник на нашем пути, ни на настораживающие звуки леса. Тропинка петляла в лесной чаще и, казалось, все дальше уводила нас от заветной цели.

Я осторожно полюбопытствовал у отца:

- Пап, а мы правильно идем?

Отец усмехнулся и успокоил:

- Осталось совсем немного. Отдохнем и сразу за работу.

Не успев расспросить у отца о предстоящей работе, я неожиданно увидел водную гладь Максима:

- Ура! Пришли на озеро!

Однако заросшие берега водоема привели меня в полное уныние:

- Как же мы рыбачить будем?

Отец, неторопливо укладывая вещи на берегу, произнес:

- Я же тебе сказал, что надо поработать. Топор у нас есть, а остальное - дело техники. Вот поэтому мы и пришли пораньше, чтобы подготовить сижку.

Что означает "сижка", я не знал и во всем полагался на отца.

После непродолжительного отдыха отец начал рубить кустарник и каким-то хитроумным способом укладывать его в воду. Постепенно вырисовывалось место рыбалки. По веткам можно было зайти за черту камышей и забросить удочку поближе к водной растительности.

Подготовив два места для рыбалки, отец разложил на траве нехитрую снедь. Наскоро перекусив, я поспешил к своей сижке.

Отец лишь успел бросить мне вслед:

- Рановато еще, карась после шума не успокоился.

Осторожно ступая по веткам, выбрал удачное место для рыбалки поближе к кувшинкам. Легкий камышовый поплавок застыл в ожидании поклевки. Вдоль камышей сновали стрекозы, надрывно квакали лягушки. Карась упорно не хотел соблазняться на червячка. Томительно тянулись минуты ожидания первой поклевки.

Отец не торопился ловить рыбу и отдыхал в тени деревьев. Внезапно поплавок резко заскользил по водной глади и попытался исчезнуть под кувшинкой. Подсечка - и желтый карасик затрепыхался у меня в ладонях.

- Пап, смотри какой круглый!

Отец похвалил меня и занял место на сижке. Вскоре он выхватил из воды увесистого карася. Поклевка следовала за поклевкой. Наш улов пополнялся желтыми кругляшами. Неожиданно клев прекратился, и легкий ветерок заплясал на водной глади озера Максим.

Ребячье любопытство заставило меня отвлечься от рыбалки, и я невольно обратил внимание на поваленное дерево. Там развивались интересные события. Семья хорей встречала отца с охоты. Удачливый зверек держал в зубах ужа. Вокруг него суетились хорята, пытаясь выхватить добычу у родителя. Я бесшумно попытался привлечь внимание отца к лесной сцене. Мы с отцом долго наблюдали за жизнью лесных обитателей. Семья хорей словно не замечала нас и развлекалась после сытного ужина. Никогда в жизни я больше не видел подобных сцен.

Вечерело. К месту нашей рыбалки стали подходить рыбаки-односельчане. Нам предстояло выбрать место ночлега. Палатки в ту пору были в диковинку, и мы заночевали в стогу сена. Пойманную рыбу отец аккуратно в ведре переложил листьями крапивы и оставил неподалеку от стога.

Посиделки у костра, рыбацкие байки и необыкновенно вкусная уха из пойманной рыбы - все это сохранилось в моей памяти до сегодняшних дней. Ночевка в стогу сена была сказочной. Запах скошенного разнотравья дурманил голову. Ночной Максим жил своей жизнью. Где-то ударила щука, филин испуганно ухал неподалеку. Мне было не страшно: рядом спал отец.

Утром я проснулся первым. Приоткрыл глаза и испуганно закричал: на брезентовом пологе, разомлев от людского тепла, мирно дремал огромный уж.

Рыбаки, разбуженные моим истошным криком, спешно поднимали головы:

- Что случилось?

Я показал на ускользающего ужа и без устали повторял:

- Уж спал на брезенте, неподалеку от меня... Я не знал, не видел...

Мужики дружно расхохотались:

- Все, зорька началась. Уж нам устроил побудку, на рыбалку позвал.

Наскоро перекусив, рыбаки поспешили занять свои сижки. Рассвет только забрезжил, но карась клевал отменно. Желтые карасики жадно хватали червя. Попадались экземпляры граммов по триста. Утренний жор карася принес нам с отцом не менее пяти килограммов улова. Случались досадные сходы, но они не расстраивали меня, а лишь усиливали рыбацкий азарт. Клев неожиданно прекратился с восходом солнца. Стало не слышно чавканья карася в камышах.

- Все, рыба клевать больше не будет, - подытожил рыбалку отец. - Пора собираться домой!

- Пап, давай побудем еще на Максиме. Видишь, как вокруг красиво! Да и хорь еще не проснулся. Хочу еще на них посмотреть.

Отец довольно хмыкнул и согласился еще порыбачить с пару часов. Удалось поймать еще по три небольших карасика. Семью хорей я больше не увидел. Наверняка они после сытного ужина нежились в своем убежище.

Обратная дорога к Дону была мне знакома и казалась намного короче. Песчаный берег и томительное ожидание переправы через Дон.

На крики отца бакенщик не отвечал и я занервничал:

- Пап, нас назад не перевезут?

Отец еще несколько раз прокричал имя бакенщика, и вскоре с противоположного берега отчалил знакомый баркас. Домой мы пришли к обеду.

Я, усталый и довольный, хвастался матери и бабушке уловом и подробностями наших похождениях на озере. "Максим нам подарил хороший улов и познакомил со своими жителями!" - неустанно повторял я родителям. Они радостно улыбались и дружно нахваливали мою рыбацкую сноровку.

После той памятной рыбалки я не единожды бывал на озере Максим. Случались удачные рыбалки, выпадали зори без клева, но таких ярких впечатлений я никогда больше не испытывал. Притяжение Максима осталось на всю жизнь. Красивое лесное озеро словно манит к себе, пытаясь открыть настоящую тайну своего имени.

Владимир Гречкин, г. Лиски Воронежской обл.