Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Открывая секреты горбача

Открывая секреты горбача

115-8-1-1.jpg

Валерий Сикиржицкий, г. Минск

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №5(115), 2007 г.


Окончание. Начало в № 4(114), 2007 г.

Последней надеждой была рыбка под названием щиповка. Я поймал несколько этих вьюнообразных рыб случайно, когда намывал в проруби мотыля, и взял с собой на старицу в качестве "секретного оружия". Рыбки достойно продержались полдня в тесном ведерке, после чего одна их них перекочевала на крючок.

Поплавок между тем не шевелился. Не помогали ни изменение величины спуска, ни хождение от одного берега старицы к другому. Уже в отчаянии, взяв в руки удильник, я начал выполнять конвульсивные вертикальные движения и тут почувствовал удар. Это был Он!!!

Нестандартное решение принесло мне отменного горбача. После появления его на льду мигом забылись все предыдущие мытарства с мормышкой и блесной. В тот день до вечера мне удалось выловить еще несколько классных окуней, и успокоился я только тогда, когда все щиповки превратились в использованную наживку. Спасибо вам, добрые рыбки! Явление щиповок на крючке импровизированной зимней удочки-живцовки оказалось вовсе не панацеей от тотального отсутствия в моих уловах горбачей. Во-первых, добыть рыбок в ледяных условиях водоема практически невозможно, а во-вторых, кроме той старицы, больше нигде горбачи так азартно не реагировали на плавающих вверх-вниз щиповок.

Уже будучи дома и в состоянии победоносной эйфории разглядывая ворочающихся в раковине окуней, я вспомнил один факт, который оставил без внимания, гордо шагая по льду старицы к автобусной остановке. Дело в том, что тогда я только мельком обратил внимание на одного дедушку, сидевшего поодаль от всех остальных разновозрастных рыболовов. Почему-то мне он показался несколько странным. Что-то особенное было в его технике ловли и в том взгляде, которым он одарил меня на прощание. Лица всех остальных удильщиков имели абсолютно одинаковое смиренное выражение лица (мол, на безрыбье и такое сойдет, абы клевало), а у того дедушки во взгляде проскальзывала какая-то хитринка и даже торжество. Уж не известен ли ему некий "мазаевский" секрет, возможность узнать который я невольно упустил?

Забегая вперед, скажу, что позже я несколько раз возвращался на старицу и узнал все-таки тайну загадочного дедушки. Она оказалась в безмотылке! В ответ на мои искренние и как бы невзначай задаваемые вопросы обнаруженный мной совсем недалеко от города "дед Мазай" (пусть и не в классическом моем понимании) показал мне коробочку, где были воткнуты в поролон несколько самодельных мормышек типа "уралка" с двумя-тремя бисеринками на крючке. "Бисер двигается во время игры приманки, да еще стукается между собой, против чего крупный окунь уже наверняка устоять не может," - примерно так пояснил свой секрет добрый "дедушка Мазай" (на поверку он оказался то ли Петром Борисовичем, то ли Брониславовичем, не помню уже).

Однако до знакомства с Петром Б-вичем (как вы помните, я забежал вперед), успел я побывать еще на нескольких водоемах. Нужно сказать, что впечатления вынес я оттуда различные. Кое-где, кроме банальных "юнг-матросов", поймать больше ничего не удалось, а вот про одно место упомянуть все же стоит.

Особо не надеясь на поимку крупного окуня, но все же не предаваясь полностью ловле плотвы, наслаждаясь хорошей солнечной погодой, я прогуливался по льду водохранилища от лунки к лунке. Пока, наконец, не попал на самое русло. Вытащив пару-тройку ершей с 6-метровой глубины (до этого колючие не попадались вовсе), я все же пересилил свою брезгливость и решил задержаться на этом месте вплоть до наступления темноты. Не знаю, почему тогда я так решил, наверное, интуиция помогла, тем не менее, возвращаясь домой, был благодарен вечеру за приятный сюрприз. Но это я опять тороплю события. Буду рассказывать обо все по порядку.

Итак, продолжая таскать ершей, я все же не сидел на месте, а в шахматном порядке двигался по некогда затопленной реке то вперед, то назад. Остановиться меня заставила сильная потяжка вниз, как будто на леску кто-то нечаянно повесил бревно, а затем - обрыв. Сделав лунку в полутора метрах от той, где произошло взволновавшее и чрезвычайно заинтересовавшее меня событие, уже с крайней осторожностью приподнимаю мормышку от дна. Кивок опять настойчиво сгибается. Подсечку почти не делаю, боясь остаться без сюрприза, а сразу же дрожащими руками вывожу добычу на поверхность. Горбач! Самый настоящий! Пока окончательно стемнело, таких полосатых и горбатых сюрпризов было поймано еще три штуки.

За открытием секретов горбача застала меня весна. Но через девять месяцев, с первым льдом, прочитав в газете захватывающую историю про "деда Мазая" - знатока жизни окуней, я опять потерял покой и отправился на поиски тех, которых смело можно назвать особым видом семейства окуневых, а заодно и тех, кто знает, где эти чудо-рыбы водятся и чем они живут.

Валерий Сикиржицкий, г. Минск

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №5(115), 2007 г.