Открытие весеннего сезона!
Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора
Зима, вроде как, кончилась, на лед уже не выйдешь. Но и открытой воды тоже пока нет. А рыбачить охота до невозможности. И тут узнаю о Пахре, точнее, не о реке, а о том, что там уже рыбаки открывают новый сезон. А еще выяснилось, что…
Я ничего не знаю об этой реке. И никогда в ней не ловил. В общем, форменное безобразие! Река-то поблизости протекает. Ехать до нее всего ничего. И, кстати, она и зимой не замерзает! Впрочем, что мне теперь до зимы! Надо скорее доставать кивки и вешать поплавки. Прекрасный человек и опытный рыболов Владимир Абарбанель предлагает мне порыбачить с ним на Пахре. Я, разумеется, соглашаюсь.
С этим человеком мы познакомились два года назад, на Наре, где Владимир нередко ловит нахлыстом. Пожалуй, из всех видов спортивного ужения рыбы – это его излюбленное занятие. Именно тогда от Владимира Абарбанеля мне посчастливилось узнать об англичанине Исааке Уолтоне, написавшем знаменитую книгу “Искусный рыболов, или Медитация для мужчин”. Уже спустя дней десять после нашего знакомства, я держал эту книгу в руках – подарок от автора, единственного перевода этой книги на русский язык, которым и является Владимир. Английский писатель, живший на рубеже XVI – XVII веков, удивительно красиво и глубоко повествует о рыбалке в целом и делится интересными способами ловли нахлыстом, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
Прочитав пару отчетов в блоге Владимира о состоянии Пахры (он-то уже успел и половить в этом году там, и написать об этом…), мне почему-то, как ни странно, представилось лето, заросшие травой берега, расходящиеся круги от атак хищников на заре…
Одним словом, совсем не мартовский пейзаж. И когда я услышал совет облачиться в зимний костюм, который уже благополучно убрал до следующего сезона, то несколько усомнился в необходимости так сильно утепляться. Но все-таки взял одежду с собой, на всякий случай.
Собрал второпях поплавочную удочку-телескоп с кольцами, кивочную снасть и спиннинг. Ну и поскольку в машине было достаточно свободного места, бросил туда еще и целый багаж с запчастями (разумеется, ничего из последнего мне не пригодилось).
Выезжали мы на рыбалку не ночью и не с рассветом, а часов в девять, чтобы не клевать носом. По дороге заехали в рыболовный магазин и купили достаточно мотыля, причем крупного, так как планировалось прикармливать рыбу именно им. На месте были часов в десять.
И тут я признал правоту слов Владимира о зимней одежде. За городом, вблизи водоема, оказалось не по-весеннему холодно. На улице было около 2-3 0 С тепла, но с земли и от нерастаявшего снега веяло прохладой. Да и ветерок в этот пасмурный день периодически поддувал. Болеть после рыбалки не хотелось. Так что прямо на месте я переоделся в зимний рыболовный костюм, без особого желания захваченный с собой.
Вместо заросших зеленью берегов, которые недавно рисовало мое воображение, то тут, то там лежали полоски и кучки снега. Вода в реке, уровень которой превышал летнюю отметку примерно на метр, напоминала мутный журчащий поток, во многих местах у берегов меняющий направление. Место, где мы остановились, было скользким и имело крутой спуск. Зато сразу у береговой линии начинались ямы, их глубина составляла 3-4 метра.
Пожалуй, я еще никогда не ловил рыбу в открытой воде в такое время. Обычно в конце марта мы с друзьями таскали резвую плотву из лунок где-нибудь на Рузском или Можайском водохранилище. Но этот год отличился ранней весной. Мы встали метрах в двадцати друг от друга, расчехлились и забросили наши поплавочные снасти пока без предварительной прикормки. В качестве насадки использовали мотыля. Течение непривычно быстро уносило мой поплавок в сторону затопленного дерева, я торопливо отодвигал его, силясь приноровиться к новым условиям лова. А Владимир тем временем уже поймал первого ершика!
Потом мы решили подбросить прикормки. Для этого смешали мотыля со свежей сырой землей, сложили шарики и забросили в потенциальную точку.
Кстати, наиболее подходящей землей для таких прикормок является земля из кротовых ям. Она рыхлая, удобна для формирования прикормочного шарика и в тоже время хорошо рассыпается под водой. Здесь стоит сделать небольшое отступление. Обычно я прикармливаю рыбу готовой сухой прикормочной смесью, которую, увлажнив до нужного состояния, сдабриваю животным кормом (мотылем, червем, опарышем), тем самым на который планирую ловить. Причем червя часто режу, а опарыша – давлю. А мотыля использую только мелкого, кормового. А вот в этот раз, по совету Владимира, применяю совершенно иной рецепт. И на его примере, могу сказать, что данный способ прикорма оправдывает себя: и по цене (требуется около 80 граммов насадочного мотыля), и по притяжению рыбы. Кстати, на зимней рыбалке я не раз наблюдал, как рыбаки прикармливают лунку чистым мотылем. Видимо, знали о таком способе.
Поначалу я ловил пятиметровым оснащенным “телескопом” и мучился, поскольку периодически задевал нависающие с боков ветки кустарника. После нескольких стаскиваний зацепившейся лески с веток и одного обрыва крючка, мой поплавок стал предательски соскальзывать то выше, то ниже выставленного спуска. По крайней мере, я только тогда это заметил. Оказалось, что удерживающий поплавоккембрик великоват и при подергивании лески смещается вместе с поплавком. И как я этого не углядел раньше!? Другого кембрика под рукой не было (за ящиком с запчастями нужно было идти в машину). Тогда я взял в руки кивочную снасть. Этот инструмент оказался более привычным для меня, поскольку, как я вспомнил, на поплавок не ловил уже больше года… А на кивок всего дней десять (с момента последней ловли со льда).
Однако сильное течение не позволяло играть мормышкой. Что делать? Я взял другое удилище, с более весомым поплавком, рассчитанное на голавля. Утяжелив двумя подпасками метровый поводок, осуществил заброс в натяг, то есть так, чтобы натяжение лески удерживало поплавок в одной точке.
Разумеется, в этом случае чувствительность снасти напрочь терялась, но я устал и решил немного отдохнуть и перекусить.
Подкрепившись, стал вытаскивать удилище и обнаружил на крючке микроскопического ерша. Бедняга так глубоко заглотнул крючок 14-го номера, что мне пришлось долго колдовать корнцангом для извлечения оного из бедной рыбки. Однако… Одна рыбка более чем за час – это, конечно, открытие сезона, но хотелось бы большего.
У Владимира не часто, но все-таки периодически попадалась плотвичка или лаврушка (мелкая густерка). Я поинтересовался его оснасткой. Главным элементом в ней оказался поплавок со значением один грамм. Как признался Владимир, изначально установленный двухграммовый поплавок не позволял определять осторожную поклевку плотвы, поэтому его пришлось поменять. Отгрузка поплавка при этом выбирается максимальной, то есть, так чтобы над водой торчал только кончик антеннки. Спуск следует выставлять с таким расчетом, чтобы наживка проходила у самого дна и даже периодически касалась дна. При этом наживка на крючке должна чувствовать себя максимально свободно, поэтому перегружать поводок грузилом (в том числе подпаском) не следует. Весь п о п л а в о ч н ы й груз должен располагаться выше вертлюга, к которому крепится поводок. Длина последнего может быть 20-25 см.
Что касается удилища, то мой товарищ использовал трехсоставную матчевую палочку длиной 4 м 20 см. В отличие от несколько лапшистой пятиметровки, которой пользовался я, данный стройный матч гораздо удобнее; как минимум реже цепляется за ветки. Думаю, еще удобнее была бы длина удилища 3 м 90 см и даже 3 м 60 см. Дело в том, что наиболее активная рыба держится недалеко от берега, где вода прогревается раньше, а течение слабее, и надобности в дальних забросах (а, следовательно, палочках-длинномерах) нет. Зато недлинной палкой работать среди веток и кустов заметно удобнее. Конечно, у каждого рыбака свое видение и удилища, и оснастки, поэтому я говорю лишь о некотором примере, который хорошо показал себя в условиях конкретной рыбалки.
И все-таки, время активности рыбы, видимо, еще не пришло, клевало нечасто и слабо. Но процесс пробуждения рыбьего аппетита уже заметен (в прошлые выходные не клевало вовсе).
Перед уходом я решил пройтись с кивком вдоль берега в поисках спокойного местечка, где течение минимально. И нашел такое окошко метрах в пятидесяти от нашей стоянки. Буквально за 15 минут поймал трех рыбок: плотвичку, мелкую густерку и окушка. Вот такая разнорыбица сегодня: 4 рыбки и ни одной повторяющейся!
Разумеется, вся мелюзга была отпущена в родную стихию набирать вес и рост. Настроение несколько улучшилось, как всегда бывает после длительного отсутствия поклевок. Но уже ближе к двум часам перестало клевать и на мормышку.
Что ж, стало быть, пора ехать домой. Уже подходя к машине, я четко представлял себе, с какими снастями приеду сюда в следующий раз и какими зимними приманками буду пользоваться с летним кивком. А пока считаю выход на новый водоем прекрасной репетицией следующих интересных рыбалок на удочку с берега, тем более что совсем скоро иными орудиями лова пользоваться будет запрещено аж до 10 июня.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(357), 2017 г.