Главная > Статьи > Открытие сезона

Открытие сезона

3.jpgВспоминая то время, когда я еще жил в Казахстане, хочу рассказать об одной из рыбалок, которая произошла весной. Помните анекдот, когда один собеседник говорит другому: "Да что той зимы-то у нас - 9 месяцев, остальное - лето, лето". Вот почти так же мог сказать и я о лете. Смена времен года здесь происходила быстро и бурно. Что весны, что осени - почти не бывает. Стоит тепло, и совершенно внезапно - холод, и наоборот. На смену времен года уходит от двух недель до месяца.

На байконурскую землю снизошло настоящее летнее тепло. Температура воздуха днем поднялась и пересекла невидимую летнюю грань в 25 градусов. В парках и скверах на газонах резко пошла в рост изумрудная травка. Она старается побыстрее вступить в свою короткую жизнь. Уже через полтора-два месяца безжалостное солнце иссушит ее. Набухли почки на карагаче, а тополя вывесили пушистые коричневые сережки. Еще немного - и почки взорвутся зелеными микровзрывчиками листвы.

Грех сидеть в такие дни дома. Наша компания принимает решение в воскресный день отправиться открывать сезон летней рыбалки. А так как понтон через Сыр-Дарью еще не успели поставить, то вместо Куан-Дарьи, где обычно это происходит, едем на Караузяк.

В этот раз решили рано не выезжать, так как еще вода не прогрелась и рыба не будет активной на рассвете. Загружались, когда рассвет только начал вступать в свои права.

До Караузяка добрались часа за полтора. Воды в реке много, уровень поднялся метра на два. Вода грязная, мутная, по течению несет смытый мусор. Смысла не было оставаться на реке - отправляемся на канал Узяк, берущий начало в Караузяке. Еще полчаса степной дороги - и мы на месте.

Степь уже подсохла, но еще серая и безжизненная, нигде не видно пробивающейся зелени, и кустарник стоит голый. Но уже по степи ходят стада коров и отары овец с козами. У всех головы наклонены к земле. Похоже, им случается что-то находить съедобного.

Канал нас встретил чистой водой и кое-где стоящим, еще не растаявшим льдом. Течение практически отсутствует.

Погода не балует. Относительно тепло, температура воздуха около 10 градусов, дует сильный юго-западный ветер, до 15-17 м/с. Небо затянуто темными тучами, правда, они висят очень высоко, так что, похоже, дождя не предвидится.

Достаем из салона машины спиннинги и, меняя приманки, впустую начинаем "хлестать" еще стылую воду. Начал я с "силикона", в ход пошли твистеры и виброхвосты. Простучал две глубокие, до 8-9 метров, ямы. Оторвал парочку твистеров. Все безрезультатно. Достал "железо". Начал с колебалок, ими прошелся по всем горизонтам воды. Оставил одну на дне канала. Полный ноль. У ребят то же самое.

На лошади к нам подъехал местный аксакал. Поздоровались.

- Отец, здесь рыба есть? - спрашиваю я его.

- Есть-есть, рыба есть. Сазан есть, жерех есть, щуки мало-мало. Там, на входе в канал, у меня две сетки стоят - смотрите, не поймайте их.

Он хлопнул ногами по бокам лошади, и та медленно побрела по дороге.

Лешка, услышав данную информацию, отложил спиннинг и достал удочки.

- Попробую, может, сазанчика поймаю, - пояснил он. А мы с Володей продолжили искать хищника.

191-13-2.jpgБезрезультатно пробив ямы вдоль и поперек, я по берегу пошел вдоль канала и вышел на затопленную мель. Здесь глубина не превышала двух метров. В одном месте от берега отошла темная тень крупной рыбы и исчезла на глубине. Возможно, это была щука. Но и на этом месте от нуля не ушел. Вернулся к товарищам. Володя, кроме оторванных двух блесен, похвастаться ничем не смог, а вот Алексей сообщил, что видел пару невнятных поклевок на удочку.

Ухожу в начало канала, туда, где стоят сети. Глубина здесь около 3 метров. Меняя приманки, пытаюсь ловить, но все попытки тщетны. В конце концов ставлю переднеогруженную вертушку с лонговским лепестком №2 и ярко-красным оперением тройника. После некоторого количества проводок почувствовал, как блесной кто-то поинтересовался. Случилось деликатное прикосновение к приманке. Как будто блесна слегка зацепилась за травинку. Но какая трава может быть в средней толще воды?

Я сразу же воспрял духом. Но последующие проводки не принесли ничего нового, хотя опять был такой же невнятный контакт рыбы с блесной. Решаю кардинально сменить стиль проводки. Закинув блесну, дал спланировать ей метра на полтора в глубину и повел рваной проводкой: два оборота катушки в быстром темпе, два - медленно, на грани залипания лепестка. Поклевки нет.

Правильно спереди огруженная блесна имеет свойство при свободном отпускании лески, уходя вниз ко дну, работать, не залипая лепестком. Главное - четко уловить момент, когда сделать пару-тройку оборотов катушки в обратную сторону и дать возможность грузику потащить блесну вниз. Через несколько секунд, в зависимости от глубины, вывести ее из пике, стараясь не нарушить работу лепестка. "Ступенька" получается плавная, но приманка меняет горизонт воды, что, бывает, нравится хищнику.

Интуитивно и визуально определив место, где случились прикосновения к блесне, я и проделал данный финт. На второй "ступеньке", как только я стал поднимать приманку вверх, случился долгожданный удар, и рука самопроизвольно, на полном "автомате", подсекла. Тут же забилась рыба на крючке. Я молил Бога, чтобы он не дал возможности ей сойти. На всякий случай сделал еще одну контрольную подсечку. Может, Бог помог, а, может, подсечка сделала свое дело, но вскоре рыба была доставлена на берег. Килограммовый жерех крючком зацепился за край губы.

Безрезультатно половив еще минут 15, я с довольной улыбкой на лице вернулся к друзьям.

У ребят все тот же результат. Увидев в моих руках рыбу, друзья  обрадовались. Но и за следующий час рыбалки жерех остался единственной рыбой.

В обеденное время перекусив, мы решаем сняться с канала и переехать на озеро за поселком Обалы. Через час подъехали к водоему. Распогодилось, тучи стали рассеиваться, пропуская солнышко, заметно поднялась температура воздуха, но ветер пока не собирался утихать. В озере воды прибавилось, а вот льда уже не видно.

Быстро собираем спиннинги и уходим по берегу. Рыбалка оборачивается трудовой, ходовой и безрезультатной. Жереха не видно и не слышно, щука не берет. Даже окуня нет.2.jpg

Озеро занимает большую площадь. Разгулявшийся ветер гонит довольно высокую волну с белыми пенными барашками на гребне. Мы прихватили на всякий случай резиновую лодку, но о спуске на воду не стоит и речи. Ловим с берега.

Прошло около двух часов. В одном месте берег делает резкий поворот, и я выхожу к небольшому заливчику. Высокий берег с растущим густым кустарником сдерживают порывы ветра, и от берега метра на три стоит тихая полоска воды.

Вскоре подошел Алексей, я предлагаю ему заняться удочкой. Даже если нет крупной рыбы, плотва на этом мелководье, в прогретой солнышком воде, просто обязана быть без всяких исключений. Леша быстро уходит к машине за снастями, а я, не теряя надежды все же зацепить еще хотя бы одного хищника, двигаюсь дальше по берегу. Но, видимо, сегодня не день для спиннинга.

Вскоре я вернулся обратно. Леша ловил плотву. Рыба, не обращая внимания на толстую леску, подготовленную для ловли сазана, яростно хватала крупные крючки с червем. Часто он вытаскивал из воды тандем из рыбок. Плотва была некрупной, 80-120-граммовая, но попадались экземплярчики и до 300-350 граммов. Видя такой бешеный клев, я не выдержал и помчался за удочками. Через 10 минут я уже ловил рыбу, стоя рядом с Лешей. Поплавок не успевал приводниться, как тут же утопал или шел в сторону.

Дорогой читатель, никогда не забывайте менять леску к новому рыболовному сезону. На удочке у меня стояла леска диаметром 0,16 мм, а поводок я поставил 0,12 мм. Рыба клюет некрупная. Вот только поводки были у меня из новой лески, а на катушке - еще старая. Не думал я, что придется ловить мирную рыбу, не поменял.

После очередной поклевки почувствовал, что на крючок сел достойный противник. Не торопясь, стал вываживать. В один момент рыба резко дернула, и леска лопнула. Обидно было не за то, что рыба ушла. Нет. Обидно стало, когда я вытащил удочку и увидел, что лопнула основная леска, а не на поводок. Когда я стал завязывать узел на петле (крепление поводка "петля в петле"), при затягивании он моментально порвался. Леска была гнилой.

Вскоре подошел Володя и тоже взялся за удочку.

Рыба клевала постоянно. Такого клева я не наблюдал ни на первом, ни на последнем льду. Мне даже попалось два "полосатика", проигнорировавших спиннинговые приманки, но соблазнившихся червем.

Первым часа через полтора опомнился Володя:

- Мужики, хватит уж. Это не рыбалка, а заготовка рыбы. Кинь голый крючок - и рыба "сядет" на него.

Действительно, у каждого из нас в садках было килограммов по пять плотвы. Рыбы вполне достаточно, но азарт - дело губительное. С большой неохотой мы оторвались от ловли и отправились собираться домой.

Когда вещи были уложены, мы заметили, что ветер поутих, поверхность воды успокоилась. Но нас это уже мало волновало, зуд летней рыбалки мы уже сняли.

Все описываемые события происходили до начала нерестового запрета.

Геннадий Побожий, г. Краснознаменск, Московской обл.