Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Открытие северного сезона

Открытие северного сезона

Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны

Впервые открываю зимний сезон на Беломорье. По открытой воде раньше рыбачил в этих краях много, а вот зимой не доводилось. Легкие морозцы постепенно напоминали о зиме, а тут вдруг два дня подряд лобовое стекло обросло льдом и напомнило о мормышках и прочих зимних атрибутах.  


У меня с собой одна зимняя удочка, оснащенная мормышкой и подвесным крючком. Больше нет ничего. То есть совсем ничего. Ни бура, ни черпака, ни стульчика, ни запасных мормышек. Покупать не хочется, потому как дома все это далеко не в единичном экземпляре. Кстати, хороших зимних сапог здесь тоже нет, а там аж две пары. Но отсутствие инвентаря рыбалку отменить не может. 

Сначала разведка. Утром еду. Специфика зимнего севера накладывает отпечаток. Время 9 часов утра, а на берегу даже в снежном варианте еще не очень светло. Но то, что озеро полностью покрыто льдом и сверху присыпано снегом, видно и в свете фар. Рассветает. Выхожу на знакомый берег. Осенью тут ловил плотву в забродку. Берег песчаный, ровный, и постепенно дно уходит на глубину. Как всегда, первые шаги на новом льду осторожны, и уши слушают потрескивание льда. Но потрескивания нет, и приходит уверенность, что лед вполне надежен, а мое место всего-то в 20 метрах. 

Можно приезжать и ловить рыбу… если она будет ловиться. Удивляет то, что на всем протяжении большого озера не видно ни единого рыболова. Из инвентаря случайно нахожу у родственников, которые далеки от рыбалки, пешню. Старая, но живая. Скорее всего, пешня моего отца. Купил опарышей. Вот и все. Остальное пришлось придумывать на ходу. Собрался, а утром началась метель, и пришлось терпеть еще сутки. 

Утром проснулся в 8.30, а за окном ночь. Рассвет застал в дороге, но десятка два рыболовов меня опередили. Стало спокойнее. Значит, что-то ловится. Но основная масса в маленьком заливчике, где мы еще в детстве летом ловили окуньков. Это не интересно. А в интересном месте сидят три рыболова, но чуть правее, чем планировал я. Направился в их сторону, чтобы выяснить ситуацию. Но сказали, чтобы не подходил из-за тонкого льда. Рядом пробитая пешней прорубь. Лед сантиметров 7-8, и вода даже не колышется от ходьбы. Но не пошел. Вернулся, взял пешню и снасти и ушел в сторону на свое осеннее место. Надо сказать, что всю жизнь пользовался бурами и с пешней рыбу не ловил. Но пробил две лунки легко. Большие делать не стал. Бура рыба не боится и клевать начинает сразу, а тут все-таки грохот пешни. Минут 10 посидел на первой лунке. Тишина. У меня внизу “лошарик” с опарышем, а выше крючок на короткой ножке, тоже с опарышем. 

Сменил лунку и почти сразу почувствовал, что внизу есть кто-то живой. Какие-то шевеленки, а потом и поклевка. Окунь со дна. Почти сразу второй. Вот и начало сезона. Все устаканилось, а то что окуньки из матросикового семейства, я и так знал. Плотвы нет. Попробовал на безмотылку. Ловится. 

Решил пробить еще пару лунок и дать им отстояться. Поклевки есть, но, наверное, много мелочи. Не засекается. Перешел на третью лунку. Тишина. А вот на четвертой на 30 сантиметров глубже, и рыба клюет активно. Начали попадаться и ершики. И тут понял свою первую ошибку. Маленькие лунки может и хорошо в плане быстроты изготовления и малой освещенности от них, но зато много рыбы задевает кромку льда и сходит. Но переделывать не стал, а отметил для себя на следующий раз. Соседи тоже меняют места, значит, клев неустойчив. И все-таки обидно, что нет плотвы. Ее ловить интереснее, чем матросиков. Ну и вновь поваливший снег подсказал, что надо брать палатку. Еще раз съезжу с удочкой, а потом надо попробовать поставушки. Щуку осенью ловил. В общем, все как всегда. А в новом месте еще интереснее. 

Нет, настоящий Север кончился. Зим без оттепелей не бывает, а вот раньше были. Сугробы выше головы и легкие морозцы, которым пошалить не давал Гольфстрим. А сейчас не пойми что. 

Утром все приготовил, чтобы наловить окуней на хорошую наваристую уху, а на улице с крыши капает. Все бы ничего, но у меня же сапоги за ночь не появились. По снежку-то я и в ботинках хорошо рыбачил. Но когда это отсутствие сапог мешало порыбачить? Не помню такого. Еду. Первое озеро у дороги на половину промокло, и оптимизм мой резко поубавился. В жижу в ботинках не полезу. Еще несколько озер по пути, и все они выглядят по-разному. Где-то вода растопила снег на льду, а гдето нет. Шансы еще есть. 

Приехал. Ни души. На том месте, где рыбачил накануне, пятна сырости, а вокруг ничто не напоминает о дожде. А сверху, пока ехал, тоже течь перестало. Это приговор. Я рыбачу. С радости видать соображать стал плохо. И поперся на свои незамерзшие лунки. Не доходя метров 10, снег под ногами начал чавкать, а у лунки просто жижа. Пришлось под ноги постелить пакет, чтобы обмануть свои же ноги. “Лошарика” опустил, и почти сразу нашлось несколько окуньков, а потом перерыв. И захотелось поработать пешней. 

Отошел метров на 15, а там сухой лед и мягкий пушистый снежок. Вот же дурень! Пока переезжал на правильную лунку, успел почувствовать, что ноги уже промокли. Точнее, одна промокла, а другая не сдается. Но на всякую радость найдусь я. Вот и тут, пока бродил по жиже, не заметил, как ногой влез в леску. В итоге оборвал единственную удочку и попрощался с единственным же “лошариком”. Даже выросшее за спиной солнышко на фоне моего горя осталось незамеченным. Принялся вязать новую оснастку. 

Мормышек нет. Значит, дробинка внизу, а выше два крючочка под опарышей. Но, беда не приходит одна. Оказалось, что крючки, которые подходят с лопатками, и значит, не сделать их быстро и легко. Вся эта возня с мелкими запчастями и холодными руками чудом завершилась изготовлением снасти. Опустил в лунку, и даже возникла мысль, что нет худа без добра. Ловиться окуньки стали даже лучше. Вот только нога продолжила замерзание. Но одна. А потом походил, понапрокалывал пешней новых лунок, и даже эта одинокая нога согрелась. И солнышко из-за спины вылезло, нацелившись в левую щеку. И к окунькам и ерши добавились. А потом и плотвичка. Эх, красотища! 

Вот только солнышко как-то низко повисло и через полчаса стало сползать за лес. Вот где проблема северной зимы. В 13 часов солнышко засобиралось домой. Где это видано? Самый сенокос должен начаться, а тут такие дела. И что интересно, в эти 13 часов окуни пропали, и минут 20 никто моих опарышей не домогался. 

И в итоге нога вспомнила, что промокла, и скучно стало одному на льду. Все-таки конкуренты – дело нужное и важное. В итоге собрал я свой улов и пошел по пушистому снежку к машине. И чего, спрашивается, брюзжал? Все же хорошо! Нет, все отлично! 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(373), 2017 г.