От добра добра не ищут
Окунь Горя-моря радует последние два сезона. Четыре года назад удачно прошел нерест этой рыбы, и уже два года назад количество полосатика на водохранилище значительно увеличилось. Однако два года назад размер ловимой повсеместно рыбы удручал: полуторогодовалый окунь, пусть даже клюющий из каждой лунки, - небольшая радость для рыболова. А вот в прошлом году средний размер окуня стал уже вполне "съедобным". Основная масса окуня укладывалась в диапазон 50-120 граммов. Вот тогда на Горе-море началось самое настоящее паломничество. Такое паломничество, какие происходили в 70-80 годы прошлого столетия.
Шикарная кормовая база - огромные стада каспийской тюльки - позволяет местному окуню довольно быстро набирать вес. И в этом году по наблюдениям рыболовов-любителей "морской" окунь подрос - средний окунь весит теперь уже от 70 до 170 граммов, откровенной мелочи уже просто мало. Естественно, увеличилась и общая масса вылавливаемой рыбы. По перволедью, которое пришлось в этом году на середину-конец декабря, иные рыбачки таскали домой по 15-20 кг рыбы. Неправильно, конечно. Мало того, что допустимая норма в несколько раз превышается, так еще и думать надо: ну что при таком интенсивном вылове тысячами любителей, выезжающих ежедневно на водоем, останется нам через пару лет? Скромнее надо быть, в общем, товарищи.
Итак, мы были готовы к хорошему клеву и надеялись легко "закрыться" - взять положенные по Правилам рыболовства
5 кг окуня. Причем, за счет укрупнения приманок, надеялись укрупнить и вес отдельных экземпляров вылавливаемой рыбы. Если на мотыля (с ловлей на которого соревноваться блесной или балансиром просто невозможно, "серии" мотыльщиков доходят до ста штук с одной лунки) окунек идет 50-100 граммов, то на блесну все же покрупнее - до 170-200.
Еще более крупный окунь попадается далеко не на каждой рыбалке и является приятной прибавкой в общем улове. Были в этом году поимки и килограммовых красавцев, но такая рыба - большое исключение в общем правиле.
В общем, настраивались на ловлю 100-200-граммовых окуней. Пятеро из нашей компании остались ловить у берега, а троих природное беспокойство погнало на самую дальнюю, третью, гриву - за 3 с лишним километра от берега.
Идти было удобно - снега к 8 января нападало немного, мороз и ветер уплотнили его, так что можно было не придерживаться тропок - идти прямо по целине, сообразуясь лишь с собственным желанием и не приспосабливаясь под условия.
Через 40 минут были на месте. Две недели назад здесь удалось очень неплохо отловиться - иным пришлось уже в обед прекратить ловлю, чтобы не превысить допустимую норму. Однако то было две недели назад, и ведь наверняка подо льдом произошли какие-то изменения.
Первые же две мои лунки дали девять окуней. Следующие две по той же линии - ни поклевки. И вот вместо того чтобы возвратиться и искать окуня вокруг сработавших лунок, я вместе с товарищами ушел искать счастья где-то вдали. Зачем? Этот вопрос я задавал себе в конце рыбалки, но в тот момент мне казалось, что стандартного окуня мы сможем найти буквально везде - как это было двумя неделями ранее.
Это была, конечно, ошибка, поскольку даже для того чтобы выйти на внешний (обращенный к руслу Волги) склон гривы нам пришлось изрядно потрудиться: мы то попадали на откровенный (менее 2 метров) меляк, а то забуривались на избыточных четырех метрах. Дело в том, что линия грив - это далеко не прямая линия, так что необходим либо навигатор, либо навык местных чкаловских рыболовов, чтобы безошибочно выходить на точки.
Только к обеду удалось нащупать рыбью тропу. На глубине 2,5-3 метра окунь клевал довольно стабильно, лучше реагируя на блесны, чем на безнасадочные мормышки. Насадки мы не брали сознательно, хотя не раз становились свидетелями отличной ловли "мотыльщиков" с одной лунки. Спортивная составляющая рыбалки для нас троих очень важна, именно поэтому мы предпочитаем пробежать десяток километров, пробить сотню лунок и проверить их безнасадочными мормышками и блеснами в пику тем, кто ловит в 10 метрах от берега с одной лунки на мотыля. Самое интересное, что результат таких "бегунков", как мы, иногда уступает результату усидчивых рыболовов. Все дело здесь, конечно, не в правильности выбора тактической схемы, а в темпераменте рыболова. Хочется побегать и побурить, натрудить мышцы, набить мозоли, продышаться как следует - бегай и бури, твое право. Хочется посидеть, помечтать, отдохнуть на свежем воздухе - пробей одну лунку, прикорми, таскай себе рыбку на мотыля и опарыша - никто тебе слова не скажет.
И в этот раз, кстати, результаты двоих наших товарищей, оставшихся у берега, были не хуже, чем наши - порядка 3-4 килограмма окуня. И размер был одинаковый. Впрочем, в глухозимье, которое хочешь, не хочешь, а нагрянет в конце февраля - начале марта, тактика выбегивания, а, точнее, выбуривания, будет давать более прогнозируемый положительный результат.
К вечеру, с двумя килограммами окуня, один из которых был пойман ранним утром, я вернулся на первую точку. Если вы помните название заголовка этого очерка, то уже поняли, что случилось потом. Совершенно верно, на своих первых лунках я сразу стал потаскивать вполне кондиционных окуней и чуть не вдвое увеличил вес своего улова меньше чем за час.
И вот теперь скажите мне на милость, стоило уходить от клевых лунок, чтобы пробежать лишних пару километров и пробить полсотни лишних "дырок"? Рыбак практичный скажет, что нет, не стоит. А я вот возражу. Для меня зимняя рыбалка - это не только непосредственно дразнение и вываживание рыбы. Это поиск. Поиск новых мест. Поиск возможных трофеев и рекордов. Поиск себя, в конце концов. Буду бегать. В движении жизнь, ребята, только в движении. Движения вам - на всю оставшуюся жизнь!
Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород
Фото автора