Останется ли привлекательной астраханская рыбалка?
Газета "Рыбалка круглый год" уже рассказывала об открытом письме Астраханской туристической гильдии (далее - Письмо). Оно было широко разрекламировано в сети Интернет, опубликовано в ряде рыболовных журналов.
Меня, как и, наверное, многих его прочитавших, оно не оставило равнодушным. Это письмо и проблемы, им навеянные, заставили еще раз задуматься над тем, что же надо сделать, чтобы Астрахань, Ахтуба, Раскаты и Северный Каспий и дальше оставались "рыбной меккой".
В Письме говорилось, что региональное Правительство лоббирует внесение изменений в "Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" (далее - Правила), предусматривающие запрет любительского и спортивного рыболовства в зоне Волжского предустьевого пространства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (далее - авандельта). В Письме утверждалось, что запрет любительской и спортивной рыбалки в названных районах при оставлении права на промышленное рыболовство ведет к прямому нарушению части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Начну с того, и с этим, думаю, согласятся многие, что запрет любительского и спортивного рыболовства в авандельте не приведет к ликвидации туристической отрасли в регионе.
Это потому не может произойти, что турбазы, где организуется любительская и спортивная рыбалка, расположены не только в авандельте, но и в Волго-Ахтубинской пойме.
В Письме говорится о 350 субъектах туристической деятельности, которые действуют в авандельте. Чиновники Агентства по туризму Астраханской области летом 2007 г. насчитали 480 субъектов туристического бизнеса в сфере охоты и рыбалки.
В ноябре 2009 года на заседании научно-промыслового совета в КаспНИРХЕ начальник одного из управлений Федерального агентства по рыболовству озвучил, что в Астраханском регионе действуют примерно 800 туристических баз, из которых только 60 зарегистрированы в официальном порядке. Квоты же имели менее шестидесяти турбаз.
22 декабря прошлого года на заседании общественного совета при Волго-Каспийском территориальном управлении Росрыболовства назывались 352 рыболовно-туристические базы, из которых только 232 платят налоги. Говорилось, что не все турбазы имеют рыбопромысловые участки и квоты.
Прочтение таких разнящихся цифр у каждого вызывает недоумение. Сколько же турбаз действуют в регионе? Как в ладу с законом можно организовать на турбазе для гостей любительскую рыбалку, если нет ни закрепленного рыбопромыслового участка, ни квоты на вылов рыбы?
А надо ли было говорить о готовящемся запрете любительского и спортивного рыболовства в зоне Волжского предустьевого пространства - авандельте, если такой запрет уже введен в соответствии с пунктом 21.11.1. Правил. Здесь сказано о запрете добычи (вылова) всех видов водных биоресурсов для всех рыбаков. Пункт 30.14.1. Правил уточняет, что рыбаки-любители могут здесь рыбачить лишь на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства.
Деятельность туристических баз, организующих любительское и спортивное рыболовство, регулируется множеством нормативно-правовых актов, причем с каждым годом их становится все больше и больше. Одно из положений обязывает туристические базы участвовать в конкурсах на рыбопромысловые участки, по инициативе правительства области эти конкурсы не были проведены в конце декабря прошлого года. Причина: их условия противоречат федеральным законам, но без них базы в правовом поле работать не могут.
К настоящему времени конкурсы проведены, первые рыбаки-любители уже размещаются в турбазах. Хотя первый пик прибытия в регион туристов приходится на апрель, когда начнется основной ход каспийской воблы.
Региональные власти намерены навести порядок с нелегальными базами, которым плевать на все конкурсы и нормативно-правовые акты.
Надежду на успех в этой борьбе за наведение порядка в турбизнесе дает то, что именно местная власть дает разрешение на постройку новых баз. Зачастую она давала такие разрешения несмотря на очевидную антропогенную перегрузку дельты и поймы Волги.
Для того же, чтобы это стало далее невозможным, надо поручить КаспНИРХу сделать научное обоснование, ограничивающее строительство новых баз. Тогда у власти появится весомый аргумент для отказа влиятельным людям в форме постановления правительства или другого законодательного акта, принятого на местном уровне.
Но не надо забывать, что кроме всего в каждом деле, как и в рыболовном туризме, нужны специалисты. Время самоучек, дилетантов и просто неспециалистов в туризме проходит. Надо всерьез подумать о кадрах и профессионализме персонала.
Важны все слагаемые туристического продукта: размещение, качество питания, удобство лодок и т.п.
Теперь о проблемах, которые необходимо решать всем: власти, бизнесу, гражданам, рыбакам-любителям для того, чтобы сохранить привлекательность Астраханского края для рыболовного туризма. Остановлюсь лишь на некоторых.
1. Зарегулированное половодье. Его низкие объемы в последние четыре года и малая продолжительность привели к недостаточному обводнению нерестилищ. Отсюда снизилось естественное воспроизводство не только осетровых, но и полупроходных и речных рыб. Ученые оценивают ущерб от этого в 110 тыс. тонн ценных промысловых видов рыб на сумму 5,6 млрд. рублей.
Пора наконец-то уже потребовать от энергетиков учитывать не только свои прибыли, но и отвечать за последствия своих не всегда оправданных действий по пропуску воды через плотины.
2. В 2009 году несмотря на введение новых Правил отмечено много нарушений в сфере любительского и спортивного рыболовства. Продолжается применение запрещенных орудий и способов лова рыбы: переметов на судака, жмыхоловок на сазана, сплавных сетей на все, что может в них угодить. В отчете УВД Астраханской области за 2009 год одного из правоохранительных органов, занимающихся охраной водных биологических ресурсов, отмечалось, что за прошлый год количество преступлений в этой сфере возросло на 34,6%. Число выявленных фактов браконьерства увеличилось по сравнению с 2008 годом на 47%.
Никакая погранзона не удержала наметившегося смещения рыболовов-любителей в авандельту, в раскаты. Там были замечены любители даже на резиновых лодках. Фактор беспокойства для линяющих в авандельте, в раскатах гусей, уток, подрастающей рыбной молоди усилился.
Не слишком законопослушные "дикие" туристы раньше, а тем более в прошлом году, вывозили вяленную, соленую, замороженную рыбу центнерами. Ведь норма вылова 5 килограммов отменена.
3. Новые Правила рыболовства привели к тому, что интенсивность промысла в прибрежном районе в весенний период по сравнению с 2008 г. возросла на 71 %. Вылов полупроходных и речных рыб в 2009 г. увеличился на 8,2 тыс. тонн, а в осенний период в результате уменьшения количества секретов и сетей интенсивность промысла в авандельте снизилась на 17,5%, в морской прибрежной зоне - на 11%. Общий же вылов полупроходных и речных рыб в Южном рыбохозяйственном районе Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна в 2009 г. составил 52 тыс. тонн, что к планируемому составляет 111% освоения.
К сожалению, введение новых Правил не дало пока ожидаемого положительного эффекта из-за имеющихся недостатков и пробелов. Федеральные чиновники неоднократно обещали, что изменения в Правила будут приняты в начале этого года. К сожалению, что-то с этим запаздывают.
4. Наконец, проблема засоренности рыбоходных каналов, спасение рыбной молоди, борьба за экологическое благополучие и просто сбор мусора в местах отдыха туристов.
Уход с Волго-Ахтубинской поймы промышленных рыбаков привел к тому, что некому теперь стало вести здесь рыбохозяйственные мелиоративные работы: очистку рыбоходных каналов от ила, грязи, мусора. Некому стало спасать рыбную молодь, как это всегда делали и делают промышленные рыбаки.
Отряды голубых патрулей, которые в далекие времена были в каждой сельской школе, практически не существуют.
Все это приводит к тому, что ухудшилось физиологическое состояние многих рыб, в том числе воблы - знакового вида для региона. Снижается численность леща. Стремительно сокращаются запасы судака. Остается невелика численность сазана.
Но ведь живем и работаем в регионе все: субъекты турбизнеса, власти, промышленные рыбаки, рыбаки-любители, просто граждане.
Поэтому участие турбизнеса в рыбохозяйственных, мелиоративных работах, спасении рыбной молоди, борьбе за экологию необходимо. От этого все только выиграют. Больше станет рыбы, что, в свою очередь, привлечет в регион больше рыбаков-любителей.
Вячеслав Михайлов, г. Калуга
Фото автора