Осенний призыв
Мордяхин Андрей, г. Н. Новгород
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 20(82), 2005 г
С наступлением осени многие любители ловли хищника устремляются на водоемы в надежде все же поймать ту самую щуку или окуня, а можно и судака, да и не мешало, конечно же, подцепить хорошенького жереха, чтобы уже потом, находясь в кругу друзей, хвастать своим трофеем, разводя в стороны руки.
Дабы не отличаться от рыболовных масс, я с родителями тоже предпринял поездку за хищником на одно из озер, которое находится в глухих керженских лесах.
Выезд наметили в ночь с четверга на пятницу. Во-первых, ехать ночью - одно удовольствие: ни машин, ни светофоров, во-вторых, полное отсутствие автомобильных пробок, ну, а в-третьих, выехав в три часа ночи, в половине шестого мы уже на месте и приступаем к ловле.
Вроде бы собрались на пару дней, а вещей набралось столько, что создавалось впечатление, будто мы здесь останемся до наступления холодов. Фуфайки, ватные штаны, одеяла, теплые свитера и т.п., - все нашло место в машине. Это только днем кажется, что наступившая осень солнечная и теплая, к вечеру сразу ощущаешь прохладу, которая понемножку начинает пробивать тебя на озноб. Ну а если начинать рыбалку рано утром, часов эдак в половине шестого, то выходить на лодке без ватных штанов и фуфайки - просто наплевательское отношение к своему здоровью. Потом, конечно, в такой амуниции будет жарковато, но это будет потом, а сейчас, когда солнце еще не взошло, - самое то.
Осенью частенько с утра стоит густой туман, поэтому надо быть осторожным, когда ведешь ловлю в оживленном рыболовами месте, - неизвестно откуда брошенная блесна может натворить немало неприятностей. Но разве можно удержаться, чтобы при такой тихой безветренной погоде не выйти на воду, и в густом тумане, который окутал озеро, словно покрывало, не попробовать соблазнить на поклевку мерного окуня или щучку, которая согласно осеннему призыву природы, давно уже встала в ружье и готова на ратные подвиги.
Кстати, говоря об окуне, - выезжая на это озеро довольно часто, мне редко доводилось снимать с крючка блесны полосатого разбойника, но вот с наступлением осени поклевки горбачей стали заметно чаще. Очевидно, осенний призыв коснулся и окуня, в общем, можно сказать, что на лесном озере, где кроме окуня и щуки другой рыбы просто нет, началась всеобщая мобилизация.
Добравшись на место к рассвету, приступаем к делу. Пока отец разбирается с двумя резиновыми лодками, а мама приготавливает легкий завтрак, я в быстром темпе собираю два спиннинга и иду к соседним машинам, узнать, как обстоят у них дела. Разговорившись с водителем одной из машин, я узнаю, что щука не клюет, окунь не ловится, да и вообще надо было ехать на Волгу, а не в эту дыру! Услышанное меня ни сколько не удивило, поскольку, сколько бы мы раз сюда не приезжали, все, кто здесь бывает в первый раз, всегда жалуются на безобразный клев и отсутствие признаков рыбы.
По этому вопросу позвольте пояснить поподробнее. Бывая здесь довольно часто, мне достаточно редко приходилось наблюдать, как здешние хищники, окунь и щука, играют на поверхности воды. Если, к примеру, взять реку, то в разных ее местах, то там то здесь, мы можем наблюдать всплески гуляющей рыбы. Здесь же такую картину вы вряд ли сможете увидеть. За все выезды, которые мы с приятелями предпринимали на это озеро, а их за этот сезон было предостаточно, я только один раз смог попасть на выход окуня. В плотном тумане, я не только слышал характерные всплески, но и мог их видеть, поскольку происходило это в считанных метрах от моей лодки. С рассеиванием тумана, бой окуня прекратился, и на поверхности озера вновь установилась тишина.
Пообщавшись с соседями и отказавшись от радушно предложенных ста граммов направляюсь в расположение родителей. К моему приходу лодки уже были готовы, и слегка перекусив, устремляемся на озеро. Первым делом отвозим маму на противоположный берег, где в огромном количестве растет крупная клюква, и только после этого отправляемся по своим излюбленным местам.
Зная, что от проголодавшейся осенней щуки ничего хорошего ждать не придется, ставлю небольшой пятнадцатисантиметровый поводок. Диаметр лески решил не трогать, так и оставил 0,27 мм с разрывной нагрузкой 7 кг. В качестве приманок я использовал видавший не одну щучью поклевку старый потрепанный воблер, который несмотря на свой израненный вид очень даже неплохо провоцировал хищниц на атаку.
В отличие от меня отец принципиально наотрез отказался ловить на воблер, и вместо этого соорудил себе что-то вроде снасточки с рыбкой. С его слов, щука отдаст большее предпочтение натуральной приманке, нежели позариться на пластмассовую подделку! С одной стороны, он был прав: натуральное все же куда лучше, чем подделка, а с другой стороны - мне непонятно, как будет эта снасточка передавать игру. Может быть, я что-то не понимал, или отец что-то не договаривал....
Спустя пару часов, мы с отцом пересеклись в одном из небольших заливчиков. В результате двухчасовой рыбалки у меня было две щучки и огромное количество поклевок, а у отца только один явный сход. Взвесив все за и против, отец попросил у меня воблеров и стал перестраивать свою снасть. Отдав купленные накануне приманки и пожелав "ни хвоста, ни чешуи", снова расплываемся по водоему.
По пути следования в очередной залив, я распускаю небольшую, метров двадцать, дорожку, и теперь все мое внимание сосредоточенно не по сторонам, а на вершинке спиннинга. Не успел я удалиться от берега метров на пятьдесят, как вершинка спиннинга резко согнулась. Подумав, что воблер хватанул траву, решил на всякий случай подсечь. Каково же было мое удивление, когда после подсечки рука ощутила сопротивление рыбы. Почему удивило? Да потому, что поклевка произошла не возле травы, как в основном это происходит, а на достаточном удалении от берега, на открытой воде.
Подведя засекшегося окуня, а судя по характеру поклевки, это был несомненно он, я стал поднимать рыбу на поверхность. Подняв горбача, я едва смог разглядеть его темно-зеленую спину и пару ярко-оранжевых плавников, как рыба вновь потянула вниз. На секунду у меня сложилось такое впечатление, что я видел спину одного, а плавники другого окуня. Поняв, что это мне показалось, я продолжил вываживать трофей.
Спустя некоторое время, которое пришлось уделить попавшейся рыбе, я завел улов в подсак и обалдел. В сачке вместо одного горбача ворочалась пара! Причем оба окуня были действительно подсечены, а не забагрены, как это иногда происходит, поскольку оба тройника воблера находились в пасти каждой рыбы! Бывает же!!!
Сняв окуней и посадив их на кукан, продолжаю ловлю. Добравшись до заветного залива, в котором твердо уверен, стоит дежурная щука, делаю прицельный заброс вдоль небольшого островка оставшейся растительности. Спустя несколько метров проводки рука ощущает тяжесть, и на противоположном конце снасти кто-то упорно не хочет идти к лодке. Судя по рывкам и по тому как поет фрикцион, щука попалась не килошная, поэтому решаю не форсировать события, а дать рыбе немного погулять. Пара попыток хищницы уйти под лодку не увенчались успехом, и, измотав свои сила, щука, в которой оказалось (кому-то, может быть, и мало, а мне в самый раз) 2 кг, была благополучно доставлена в лодку.
Покружив по заливу еще какое-то время и "приручив" еще двух хищниц, возвращаюсь на берег. По пути вновь встречаемся с отцом, который демонстрирует на кукане пару щучек, одна из которых явно больше моей. Порадовавшись за отца, забираю с противоположного берега маму, которая за время нашей рыбалки сумела набрать около 6 кг превосходной клюквы, и направляюсь к лагерю. Приехав на берег, фотографируем пойманный улов и ждем, когда приплывет отец, чтобы продемонстрировать свои успехи.
Спустя минут двадцать отец-то приплыл, а вот демонстрировать-то было нечего. Оказывается, по пути следования у него оборвалась веревка, на которой были куканы с пойманной рыбой. Потеря, конечно, невосполнимая. Ну а что делать? Раз случилось, значит, случилось. Потом, в дороге, отец сожалел, что так легкомысленно отнесся к куканам, привязав их старой веревкой, но больше, конечно же, было жалко рыбу!
Мордяхин Андрей, г. Н. Новгород
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 20(82), 2005 г