Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Осенние сюрпризы

Осенние сюрпризы

Юрий Грон, г. Псков 
Фото автора 

В сентябре после надоевших проливных дождей, принесших людям много бед, наконец-таки выглянуло солнышко. Оно обласкало теплыми нежными лучами – считай, лето вернулось. Его ведь так и зовут – “бабье лето”. 

Осенние сюрпризы. Рыбалка

Наш малышок, подросший и окрепший за летние месяцы, пошел в школу в первый класс. Он еще не осознавал, что это самое начало его серьезного жизненного пути и все резвился и шалил, как и в детском садике. Заботы, в общем, прибавилось, и о рыбалке ни я, ни жена даже не вспоминали. Но в конце месяца Люда подошла ко мне и тихонько шепнула: “Нас дочь отпускает на речку на выходные – отдохнуть”. 

Вот и оторвемся по-полной, с удочками пару дней. Я тоже обрадовался, но сдержал эмоции: “Не дай Бог, Савик узнает о нашей поездке – сразу огорчится. Он так полюбил природу и рыбалку, что не мог оставаться равнодушным к ним. Практически все лето мы провели с ним на реке и в лесу – рыбачили, собирали грибы. А сколько ягод было: земляники, брусники, малины… 

И вот мы с женой вдвоем на реке Синей. Тишина и благодать. Уровень воды значительно понизился. А осень! Как настоящая художница, разукрасила природу золотом – червонным, желтым и даже белым. И эти переливы красок создавали красивейший пейзаж, от которого было трудно оторвать глаза. Хотелось непрерывно любоваться этим великолепным произведением искусства. Мы увидели нетронутым никем каркас шалаша, который усердно строил ещё летом Савелий, и, вспомнив его, улыбнулись. 

Сначала прикормили с супругой свои рыбацкие точки и ловили удочками плотву на опарыша. Но рыбешка клевала вяло, а солнце спряталось за неплотными облаками, которые своим появлением на небе обозначили – “бабье лето” заканчивается, готовьтесь к циклонам, а значит, к дождям. 

Я не оставлял надежды выловить хоть что-нибудь стоящее на живца. Часто перебрасывал свою снасть с небольшой рыбкой. Ведь рыбацкое радио твердило своё: щука уже полным ходом жирует и безжалостно разбойничает. 

Клев на наши поплавочные удочки также прекратился, причем резко и во всех местах. Моя подруга затосковала. Она мечтала выхватить леща, собратья которого трижды сходили с её крючка в этом году. И вот, пожалуйста, – даже уклейка не клюёт! 

После полудня мы решили сменить место ловли и уехали на проверенные места на реке Великой. Наш общий улов на р. Синей составил с десяток плотвиц разных размеров, и я их поместил в тару с водой для живцовой ловли. По приезду мы осмотрели водоем и рассредоточились. Жена ушла с удочкой в заводинку слева от переправы, а я направо – к давно облюбованному мною месту – каскаду камней. 

Они замедляли течение реки, образуя водяные круги и небольшую обратную тягу, страх как притягивающие разную рыбу, и, безусловно, хищников всех мастей. Большая вода и сильное течение сделали своё дело: они уложили на берег высокую траву, под которой противно хлюпала жижа при ходьбе. 

Я забросил одну свою живцовую и спиннинговал незацепляйкой перед монолитами на глубинке. Надоело! Сработал поплавок на живцовой, но пока я шлепал по скользкой траве, он опять всплыл. Через десяток минут он опять просигнализировал мне поклевку, но пока я выбирал слабину нити, он снова вынырнул. Тоска! Я осмотрел рыбку – вся пожеванная какая-то, видно, хищник укололся двойником. Сменил наживку, и обратно её в речку. 

Снова поклевка, и поплавок направился к берегу в траву. Я взял удилище, приготовился и потянул что было силы на себя. Правая нога моя скользнула по траве, и я рухнул на правый бок в грязь. Что вы, что вы, братья по удилищу и крючку, я расстроился не от того, что свалился в жижу, а от того, что на двойнике ничего не оказалось: ни живца, ни хищника. Думаете, я домой засобирался? Конечно, нет! Вытер грязь и промокший продолжил процесс, пялясь на поплавок. 

Была у меня и четвертая поклевка. Она оказалась удачной на хорошую щучку. Может быть, повезло бы мне и на пятую, но время вышло, и позвала жена домой. Я предстал перед её очами в чумазом виде, рассказал о приключениях, а у неё в ведерке было штук восемь приличных плотвиц. 

– И, что ж примечательного было в этой поездке, – справедливо спросит читатель? Грязная одежда на боку рыболова? Не надо спешить! Всё ещё впереди… 

Не успели мы отъехать от берега и сорока метров, как навстречу из-за поворота вынырнула “Лада”. Я остановился, а водитель “Лады,” улыбаясь, поприветствовал. 

– О, Толя! Ершов! – это был мой хороший знакомый” Мы вышли из машин и завели разговор. – Как успехи, – поинтересовался он. Я ему показал свою грязную бочину, а руками обозначил свой улов. 

– Не огорчайся, Юра, и глуши мотор. Теперь я тебе расскажу, запоминай! 

Ко мне каждую осень приезжают на рыбалку два очень толковых рыболова из Пскова. Именно на осенний жор щуки. У них имеется моторная лодка, и они уходят вверх по реке за деревню Дарьино, затем сплавляются по течению вниз, спиннингуя. Неделю назад меньший из них по росту Валерий приехал один и жалуется: 

– Сашка наш ежегодный ритуал променял на двадцатилетнюю семейную годовщину. Толя! – Продолжал изливать душу Валерка, он мне позвонил, что не поедет. Такую традицию нарушил… 

Анатолий! Ты прости меня, но нам ехать надо, – перебил я Ершова. 

– Юрка! Ты что! Самое главное же впереди, слушай! 

Валерка, изрядно мне наплакавшись, снарядил свою моторку и пошел знакомым рыбацким маршрутом сам. 

– Ну и что, рыбачил самостоятельно, – посматривал я на часы, намекая свернуть беседу. 

– А то, что под д. Дарьино он сома зацепил. 

– Да ты что, – встрепенулся я – вот это удача! И сколько же усатый завесил? 

– Неизвестно! Тайна! Черт его дери! 

Он его усы только и увидел. Сом сел на его джигу здоровенный, как бревно. Валерка перепугался насмерть. Сомяра протащил его от Дарьино до самой запруды и там оборвал, а может, перетер плетенку о камни. Валерка приплелся ко мне домой еле живой с дрожащими руками и осунувшимся личным портретом. 

Как сом его не перевернул вместе с суденышком, просто удивляюсь. Я ему посоветовал, звони своему дружку, поделись горем. – Ершов! Мне уже двигать пора! – Куда тебе двигать? Я ещё не все рассказал. Сашка, узнав про сома, позвонил своим знакомым аквалангистам и договорился обследовать место схода монстра с Валеркиной снасти. 

– Юра! Они подумали, что сом, также получив стресс, будет их “ждать” возле запруды. 

– Дурь, конечно! – заключил я. 

– И, тем не менее, в воскресенье друзья со спиннингами, а аквалангисты с ружьями отправились к подводной гряде, и силами своей группы, каждый, чем может, обследовали весь участок от островка до бывшей старой мельницы. 

Никакого сома они не обнаружили, конечно. Это понятно, а рыбацкой парочке пришлось раскошелиться за подводные исследования и бензин. Но каков моральный урон! Я, шутя, позвонил Валерке не так давно, когда они приедут сома долавливать. Но оказалось, что друзья рассорились. Валерик считал, что будь рядом Санек, все закончилось бы успешно. А так, сколько страха пришлось натерпеться ему одному, и все впустую. А Сашка с женой славно отметили годовщину. Сом же до сих пор “улыбается” рыболовам в усы. 

Ершов закончил разговор и пожелал нам с супругой счастливого пути. Я подумал, что рыба крупная в Великой ещё водится, значит, есть надежда на крупный трофей. Говорят, что надежда умирает последней. Считаю, что у рыболовов с выдержкой и стойкостью она всегда есть. 

В октябре мы с женой навестили все то же излюбленное место, наслаждаясь тишиной и мелодичным шепотом позолоченных листьев осин и берез. Журавлиные клинья уже потянулись на юг. Но из-за низкой облачности их не было видно, хотя их курлыканье слышалось отчетливо. Мелкий дождик стал срываться с небес. 

Осенние сюрпризы. Рыбалка

Время рыбалки заканчивалось, и я с унынием смотрел на поплавок спиннинга с живцом. Два с половиной часа он спокойно бороздил заводь и вдруг в одно мгновение исчез. Мое сердце тревожно забилось, я выбрал на катушку провисшую леску и подсек. 

Ого! По проводке ощущалось, что на двойнике весьма и весьма приличный экземпляр. Убедитесь сами, уважаемые друзья, этот трофей запечатлела вместе со мной на снимке супруга. Вес щуки определять вам, коллеги! Про безмен, который несколько месяцев пролежал в багажнике, я от восторга забыл. Через полчаса у меня случилась ещё одна поклевка – килограммовый щукарик. 

Конечно, я радовался успеху и в мыслях благодарил Великую за улов. И ещё одна мысль сверлила голову, почему рыбацкие истории так и прут ко мне? Этого я до сих пор и сам не знаю. 



РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 21(371), 2017 г.