Главная > Статьи > Осенние радости

Осенние радости

Виталий Волков, Волгоградская обл.

Осень как всегда наступила внезапно и вдруг. Ещё два дня назад совершенно не верилось в её приход. Мы ходили в футболках и думали, что тёплая погода будет длиться бесконечно. А сегодня по небу рваными серыми лоскутами бежали тучи. Будто пастух, их гнал без остановки сильный ветер, попутно пригибая чуть ли не до земли ветки деревьев. И мелкий дождь без перерыва сеял на землю, заставляя всё больше и больше верить в приход осени.

Есть у нашей рыбацкой семьи простое правило: проводить выходные где угодно, лишь бы не в четырёх стенах квартиры. Тем более что свободные дни у нас с женой совпадают не так уж и часто, чтобы ими разбрасываться. Поэтому осеннее ненастье, во всей красе разыгравшееся за окном, только позволило нам поспать подольше, но не удержало от поездки на рыбалку.

Изначально мы намеревались отправиться от дома чуть подальше. Подъём был запланирован на пять утра, и то, что мы увидели за окном, заставило нас скорректировать свои планы. На метеосайте Настя подсмотрела, что дождь должен закончиться часам к девяти. Ну, что ж, будем досматривать сны, а там посмотрим. Проснувшись в девять, мы увидели за окном всё те же рваные тучи, гонимые разъярившимся западным ветром. Но дождя не было. Ехать далеко уже не было резона, и поэтому мы решили прокатиться к ближним озёрам, расположенным в пойме Волги.

Растрескавшаяся земля не видела ни капли дождя уже полтора месяца, а потому жадно впитала те крохи, которые стряхнуло с себя небо вчера и сегодня. Дорога была абсолютно сухой. Впрочем, для нашей “Нивы” и сырая дорога не стала бы большой проблемой. У каждого из двух пассажиров машины была сегодня своя цель. Я хотел порыбачить поплавочными удочками на небольшом живописном пойменном озерке. Всё лето на него облизывался, да не хватало времени – манили к себе волжские просторы и добычливые фидерные рыбалки. А вот с приходом осени рыбалка на небольших озёрах приобретала для меня особую прелесть. Тем более что на Волге, где сейчас вздымаются высокие свинцового цвета волны, увенчанные шапками белой пены, делать абсолютно нечего.

А Настя желала грибов. Знаю, что многие рыболовы являются ещё и любителями тихой охоты, вот моя супруга как раз из таких. Сам я тоже люблю собирать грибы, но абсолютно не умею их искать. И терпения у меня хватает ненадолго. Стоит только грибной тропинке выбежать к какому-нибудь озерку, и мне нестерпимо хочется поменять ведерко и ножик на удочку и банку с наживкой. А жена у меня и любит, и умеет их находить. Вот только в успех её предприятия мне не верилось. Ведь с середины лета не было осадков, и двух дождливых дней явно недостаточно, чтобы пошли грибы.

Так или иначе, но каждый из нас планировал заниматься своим делом. За окном машины мелькали деревья, кроны которых густыми мазками были раскрашены в жёлтый цвет. Вот удивительно: в погожие солнечные дни эта желтизна не была настолько броской, насколько предстала она перед нами в этот первый по-настоящему ненастный день. И мы в очередной раз за утро поняли: осень, безвозвратная осень.

А когда дорога наша вильнула в терновник, зелёно-жёлтый цвет сменился матовой синевой – так много круглых плодов висело на колючих кустах. В нашей местности этот год оказался вообще богат на урожай косточковых, но столько спелого тёрна в лесу мы не видели ни разу.

Ветер хороводился в верхушках деревьев, раскачивая их и громко шелестя листвой, но гладь озера, притаившегося в низинке и окружённого со всех сторон лесом, лишь слегка морщилась от порывов набегавшего ветерка. Вооружившись ножом и ведёрком, Настя отправилась на “тихую охоту”, а я стал разбирать поплавочные снасти.

На несколько удочек одновременно я рыбачить не люблю и редко когда раскладываю больше одной снасти. Но тут был особый случай: на часах начало одиннадцатого, времени для ловли не так много, учитывая, что осенний день короток. А в ненастную погоду вряд ли можно было рассчитывать на активный клёв. Поэтому я пустил в дело сразу три удочки длиной 6 метров. На двух из них установил спуск поплавка так, чтобы грузило лежало на дне. Получилось больше двух метров. При таком варианте поплавки не будут дрейфовать под воздействием ветра, и не нужно отвлекаться на постоянные перезабросы. На одну удочку насадил зерно консервированной кукурузы, на вторую – пучок навозных червей. А затем собрал третью удочку – мою любимицу – без пропускных колец и очень лёгкую. Ею я намеревался ловить в верхних слоях воды на опарыша, надеясь на клёв уклейки.

Прикормка очень простая, её я начал готовить ещё накануне. Взял булку белого хлеба, покрошил крупными ломтями в ведро и залил холодной водой. Через полчаса, когда хлеб полностью пропитался, отбросил его на сито и дал полностью стечь влаге. И уже на водоёме во влажную хлебную массу я добавил сухой комбикорм, доведя прикормку до такого состояния, чтобы из неё было удобно лепить шары. Ну и горстка кукурузы в качестве крупной фракции – как вишенка на торте. На опарыша мелочёвка отозвалась незамедлительно, но то оказалась не уклейка, которую я желал, а мелкая краснопёрка. Мелкая – это размером с мизинец. Ловить такую совершенно не интересно.

Поэтому я поменял оснастку, поставив поплавок с большей грузоподъёмностью, и стал насаживать на крючок кукурузу. На эту насадку отозвалась пара краснопёрок размером с ладонь – уже любопытнее.

В кармане забренчал телефон. Звонил мой лучший друг, с которым не общались очень давно, поэтому я был рад этому звонку. И даже поднялся на пригорок, чтобы связь лучше ловила. А когда вернулся к снастям, не увидел поплавка той удочки, на крючке которой был надет смачный пучок червей. Потянул снасть – и достал из воды рыбку цвета потемневшей латуни с тёмно-бурыми плавниками и красно-коричневыми глазками. Вот так встреча – линь!

За годы волжских рыбалок мы с Настей ловили многих рыб, а вот с линём у нас как-то не складывалось. Давно, ещё в школьные годы, на одном пруду я ловил вперемешку с карасём линей-недомерков размером с пол-ладони, и на этом мои встречи с этой осторожной рыбой заканчивались. И вот, поди ж ты: на этом озере, где в прошлые годы рыбачил довольно часто, к тому же в ненастный день, который я считал совсем не клёвым, попался линёк. От этой поимки сразу стало радостно, но минут через десять моя радость удвоилась, когда на ту же удочку мне попался ещё один латунный красавец. Выдёргивая из воды небольших краснопёрок, я постоянно поглядывал на поплавки двух других удочек, на крючки которых были насажены аппетитные пучки червей, когда услышал за спиной оклик:

– Ну что, мужик, клюёт?

На бугре стояла Настя, и по её сияющему лицу сразу стало ясно, что тихая охота удалась. Супруга принесла полное ведёрко вёшенок и тополиных рядовок. И мы очень удивились, ведь и те, и другие грибы в нашей местности появляются гораздо позже – не раньше середины октября. А тут, судя по их размеру, они стали расти, не дожидаясь, когда пойдут дожди. И сразу подумалось: уж не является ли это признаком раннего прихода зимы?

Перегрузив грибной улов в пакет, Настя с ведёрком снова ушла в лес, а я вернулся к своим удочкам. На опарыша я больше не стал ловить, так как на эту наживку набрасывалась откровенная мелочь. Но и кукуруза краснопёрку не прельщала особо. Видимо, в похолодевшей воде рыбке всё-таки хотелось “мяса”, и я стал насаживать на крючок червя чулком, оставляя свободный хвостик, а если мелочёвка его откусывала, то закрывал жало зерном кукурузы. Верные поклёвки на такой бутерброд случались нечасто, зато краснопёрка попадалась мерная.

Виталий Волков, Волгоградская обл.

Занимаясь ловлей краснопёрки, я не забывал про поплавки соседних удочек, которые изредка начинали пританцовывать и притапливаться, а после подсечки драгоценным слитком повисал на леске очередной линёк. Так в садок отправились шесть линьков, которые очень надёжно заглатывали немаленький пучок червей. А на седьмой раз один из поплавков завалился набок и лёг на воду плашмя, я взял удочку и почувствовал недюжинное сопротивление. Пока рыба ходила в глубине, не желая подниматься к поверхности, воображение услужливо рисовало линя не меньше килограмма, но на крючке оказался крупный и круглый серебряный карась. Летом на Волге мы вылавливаем таких играючи мощной фидерной снастью. А вот на озере, да к тому же выведенный на тонкой леске поплавочной удочки, такой карась доставляет гораздо больше радости, и тянет на настоящий трофей.

Вернулась из леса Настя. Второй её заход оказался не таким удачным, и супруга вернулась с единственным подберёзовиком. Мы присели рядом на стульчики и до вечера ловили краснопёрок и плотвичек.

А вечером я чистил рыбу, Настя чистила грибы. Каждый был занят своим делом, но оба были очень довольны отлично проведённым осенним днём.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 19 (393), 2018 г.