Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Осенние метания

Осенние метания

9-1.jpgС утра плотной завесой встал туман. Он, как молочный кисель – густой, тягучий. Если приглядеться внимательно, становится отчетливо заметной его сырая составляющая – летящая косо микроскопическая морось. На дороге сейчас нелегко, и мы сознательно «тянем резину», не торопясь с выездом. Пьем с печенюшками чай, пока в кастрюле запаривается каша-прикормка. Снасти осмотрел, подправил мелкие огрехи, жена червей накопала. Времени, небось, хватит, свое наверстаем.

Сегодня основной целью является поиск и разведка нового для нас придонского озера. Проводника, к сожалению, нет, но имеется небрежно нацарапанный знакомым план, больше напоминающий абстрактный шарж-издевательство с явно не выдержанным масштабом. Хоть что-то, на карте вообще лесных дорог-подъездов нет. Попробуем отыскать.

Чтобы не разбрасываться и не поддаться возможным соблазнам, беру только поплавочные удочки. Всякие фидеры и донки оставлены дома, поэтому сам Дон, как бы там ни случилось, отпадает без вопросов. Вот чего не выношу каждой своей клеточкой и стараюсь по возможности избегать, так это бестолковых метаний. Всего не ухватишь, да и все снасти в машину не впихнешь. Если честно, хотелось, завершая сезон, посидеть напоследок у тихой воды, посмотреть умиротворенно на поплавок. Почему не спиннинг? Да, не щукой же единой! Тем более я ее даже в самую жару не забывал полавливать и, надо сказать, весьма небезуспешно. А до ледостава теперь только спиннинг и останется единственным просветом. Главное – супруга, едущая сегодня вместе со мной, к поплавку намного благосклонней, это серьезное обстоятельство и определило окончательно выбор снасти.

А наспех нарисованный план, конечно, подвел. Сначала свернули с асфальта на первую, показавшуюся правильной, дорогу. Терновник на терновнике, ягоды синие, серой дымкой подернуты, висят сплошной стеной. Красота, сами в рот просятся, да не до них сейчас. Заехали почти в тупик и явно не туда. Вернулись на исходную. Другая дорога повела через сосновый, выгоревший напрочь, лес, да некстати раздвоилась. Одно направление проехали безуспешно достаточно далеко, другое немного.… А сосны кое-где попадали прямо в песчаную колею, объезжать неудобно приходится, вдруг какое еще и следом рухнет, что тогда? Лужи к тому же после недавних дождей. Хоть и песок кругом, а вода в каждой ямке стоит. Да, и в ту ли мы сторону едем? Короче, смалодушничал я и, заручившись согласием «штурмана», повернул на одно из давно знакомых озер.

Не знаю, как в других краях, а рядом с Доном некрасивых озер не бывает. Природа от души постаралась и создала поистине райские уголки, укрытые от ветра и солнечной жары лесными дебрями. Ценить бы нам и хранить эту красоту, а не захламлять полиэтиленом, стеклом и бумажками…

Народу, конечно, полно. И на берегу, и на лодках. Главное – все на полное бесклевье жалуются, а сидят упорно. Мы свободное местечко нашли и тоже сели. Зачем, спрашивается? Надеялись всем «нос утереть» или, что просто «расклюется» со временем? Вода, что интересно, вполне живая. Рыба изредка всплескивает, малька кто-то постоянно шугает. Только, действительно, не клюет. Совершенно. За полтора часа ни разу поплавки наши даже не дрогнули. Сосед на донку карася вытащил. Наверное, и сам в шоке. У остальных – глухо. Мне на той стороне озера с полдесятка рыбаков отчетливо видно и слышно, да и рядом раздаются не звуки вываживаемой рыбешки, а исключительно недовольное ворчание. А уж когда пустыми выплыли и двое на лодках, терпение вовсе вышло. Неужели лето кончилось?

Сматываем удочки. На Дон, как уже говорил, подходящих снастей нет, но, переезжая его по понтонному мосту, видим уныло сидящих в лодках рыболовов. Каких либо движений, характерных для удачного дня, не заметно. Глаз бы это сразу отметил. Ну, и ладно. А в осеннюю пору на большой реке с берега впроводку ловить смысла немного.

Есть на крайний случай запасной вариант, выручавший от тотального бесклевья уже не один раз в течение многих лет. Заливные придонские луга испещрены сетью осушительных каналов. Один из них и решили проведать. В разные годы и рыба здесь разная ловилась. На спиннинг – щуки. Мне, правда, только такие попадались, что и ловить неинтересно, и брать – стыдно. Одна мелочь. Попадали на неистовство красноперки и неплохие экземпляры плотвы. Изредка проскакивала густера. А карась, пожалуй, был постоянно. Разный. В основном до ладошки, но иногда и более килограмма весом. Сегодня, даже с поправкой на выходной день, и здесь рыбачков предостаточно. Каждая прореха в окаймляющей водоем кленовой поросли заткнута автомобилем, а то и несколькими сразу. Проехали вдоль канала достаточно далеко и остановились у широкого прогала, где сиротливо расположилась всего одна «Ока».

Поприветствовали укрывшуюся за кустами пожилую семейную пару, спросили о клеве.

 – Карасик, – ответил мужчина, – нечасто, но поклевывает.

Что ж, карасик, так карасик. Садимся невдалеке, метрах в двадцати за плотной ширмой деревьев. Место есть и ближе, только не глянулось, чересчур оно обжитое – и утоптано до блеска, и рогульки ровным веером стоят. Кто-то основательно, а не на скорую руку готовил его для себя, не для нас. Может, еще и приедет, да пристыдит.

Вода темна, но удивительно прозрачна. Плывут по ней отмирающие ошметки травы и осыпавшиеся желто-бурые листья. Метрах в восьми от нашего берега идет сплошная десятиметровая полоса камыша, а за ней до самой кручи еще довольно широкое водное пространство. Его доступным для своего понимания способом «окучивает» на деревянной плоскодонке неумолчно бубнящий что-то себе под нос абориген. Растянул вдоль прибрежной растительности сетку и, плавая вдоль нее, бьет веслом по воде, загоняя рыбу. По голове себе еще постучи – авось поможет!

Втыкаю в податливый грунт подставки, прикармливаю сектор ловли, и, усевшись на походные стульчики, мы разматываем по две четырехметровые удочки. Глубина сантиметров восемьдесят, она тут везде такого порядка. Опарыш, навозный червяк и манное тесто – меню разнообразно, только выбирай. У нас пока не клюет. А сосед нет-нет, да и тянет очередную рыбку. Его-то самого даже не видно за ветками, но толстые пенопластовые поплавки и регулярные карасиные вылеты на натянутой леске легко различимы.

 – Что у нас не так? – спрашивает жена.

 – Наш еще на прикормку не подошел, – отвечаю уверенным голосом, не выдавая собственных сомнений. Все может быть не так. И с местом, и с насадкой.

И тут поплавок на удочке супруги уверенно качнулся. Потом еще раз и тут же полностью утонул. Люба подсекла вовремя и вытащила линя необычайно красивой тигровой расцветки. Размером меньше мизинца. Даже, право, не смешно. Как он только целого червя заглотал своим ротиком? Только отпустили нежданный «трофей», новая поклевка, точь-в-точь, аналогичная предыдущей. Но это уже ладошечный карасик. И пошло потихоньку. То на одну удочку клюнет, то на другую. Мои по счету получаются третьей и четвертой, видимо, по этой причине, невзирая на замену червей свежими, никак не обрыбятся.

После десятка пойманных супругой щеголяющих черным отливом «афрокарасей», оставаясь в полном нуле, иду за оставшимся в машине легким перекусом. Наливаю в крышку термоса горячий чай, достаю из пакета бутерброды с колбасой и сыром… Конечно, тут же заклевало и у меня! Подтянулись-таки медлительные карасики. Вот им, оказывается, как надо аппетита добавлять – собственным примером! Клюют исключительно на червя. Опарыш и манка – категорически игнорируются. А в июльскую жару все работало без разбору. Гурманы!

Где-то на прудах еще успешно садятся на крючки нагулявшие к зиме жирок толстобрюхие сазаны. В коряжнике на Дону разрывают поролонки судаки, а из ям выходят на кормежку стаи чехони. Ну, и что? Где-то, может, и акулы ловятся, мне ничуть не завидно. Более умиротворяющей, чем ловля карася, рыбалки точно не бывает.

Уехали, вдоволь нарыбачившись, наши соседи. На прощанье даже любезно предложили перейти на их удачливое место. Но у нас уже и тут расклевалось вполне приемлемо, чего по сторонам метаться? А из разнорыбья сегодня только первый микролинек, весь улов – исключительно карась с ладошку и чуть меньше. Скомкав в лодку свою поганую сетку, уплыл, оставшись на удивление совсем без добычи горе-браконьер. Тишина.

Вечереет. Солнце уже коснулось края высящегося на той стороне канала крутого обрыва. Клев, как на грех, только набирает силу. А в ведре не меньше полусотни темных спинок шевелится. Хватит, пожалуй, солить их, что ли!

Пусть не нашли желаемого, но и рыбалка вышла не «пролетной».

Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора