Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Осенние хариусы, или Подводя итоги

Осенние хариусы, или Подводя итоги

...Ирония жизни: то, к чему мы стремимся,
оказывается лучше, когда оно достигнуто не полностью.

Сомерсет Моэм

Почему вспомнился Уильям Сомерсет Моэм (1874-1965), а не Фарли Моуэт, например? В пользу Моэма говорит его опус, название которого использовано в заголовке. ("Подводя итоги" - автобиографические заметки, в которых Сомерсет Моэм подводит итоги своего творческого пути и раскрывает секреты литературного мастерства - прим. Ред.)

Во-вторых, его занимали человеческие страсти, вспомните роман-"кирпич" Моэма "Of Human bondage", или в русском переводе - "Бремя страстей человеческих", 1959 г. А осенняя ловля не худшая из наших страстей. По умолчанию не касаемся "полифонии зимних сюжетов".

Ну и последнее, что роднит Моэма со страстотерпцами крючка и мормышки. Это его императив: "Делай, что хочешь, но с оглядкой на ближайшего полицейского!" Если быть в теме, читай "на рыбнадзор".

Фарли Моуэт - канадец. Его тема - волки в естественной среде. И хотя он признается, что стезю натуралиста начинал с не совсем безобидных приключений с поимкой в ручье вьюнов, дальнейшие обстоятельства сделали его волчатником...

Что есть осень опосредованно? Пройдемся по календарной осени.

Сентябрь... Природа выдает откровения спиннингистам по щуке и крупному окуню. Временами какая это осень? Нет, лето, хотя и бабье. Что в этом плохого? "Мелочь" нехищная еще держится привычек летнего времени, она повсеместна, на плесе, если говорить о северо-западе петровской России.

Октябрь... В этом месяце погода ломается. Раз на раз не приходится, но это "наш" месяц. Конец первой декады его, начало второй - самое то для ловли хариуса. Плюс, но он же и минус. Плюс - плес во второй декаде октября почти свободен от конкурентов, прожорливой "мелочи", помехи при ловле хариуса. А минус - поди найди "золотоносную жилу", скорее "серебряную" струю, на которой кучкуется (крупный?) хариус, плес велик.

Ноябрь... Месяц для несгибаемых. О ловле: "Нужно, да недосужно". Холодные зазимки идут чередой, может быть, исключив только нетепичный ноябрь 2011 года. Впрочем, в последнее время "загибы" природы удивляют мало кого.

И итоги... Где и как это было, как обстоятельства выводили на хариусные тропы? В первый раз случилось это в студенческие годы.

Судьбе угодно было забросить меня на р. Вишеру на северном Урале, в н/п Сыпучи. Там нашли временный приют изыскатели трассы модной тогда задачи - переброски северных рек в Ср. Азию. Изыскатели из Сыпучей отправились вверх по Вишере, где притоки Улс и Велс образуют ее начало, и куда в состоянии была добраться самоходная баржа - экспедиционное средство передвижения. Я же был оставлен в Сыпучах для присмотра за экспедиционным имуществом во временном пристанище - бревенчатом доме. Хозяйкой дома была одинокая женщина средних лет с сыном семиклассником. Жила она трудно, поэтому деньги за постой от изыскателей были для нее не лишними. Единственно, что она могла поутру выставить на стол для меня и своего сына - это сковородка картофельной запеканки в молоке (за неимением масла).

Сын ее был молчаливым мальчиком. В его обязанности входило наловить в каникулярное время в Вишере, на перекате около Сыпучей, и насолить бочку хариуса, чтобы мать использовала его экономно зимой вместо селедки с картофельной запеканкой. Поэтому он с утра до сумерек сидел в лодке на перекате и промышлял хариуса, распустив с короткого удилища постав с тремя мушками из белой козьей шерсти на коротких поводках. Терпеливо ждал, пока очередной хариус, выведенный из себя мечущийся в струях мушкой, не набрасывался на нее. Следовал резкий удар, удилище сгибалось - и очередной хариус оказывался в лодке.

Мальчишка предложил мне разделить его занятие. Главное - следовало запастись терпением и не суетиться.

Ничего захватывающего в таком промысле не было. Просто проза жизни, забота о насущном выступала тут во всей своей неприкрытости. Выловив несколько штук некрупных хариусков, я передал орудие промысла мальчику. Чтобы не сбивать его настрой и не трогать лодку с места, я закатал штанины выше колена и как был, в кедах, перебрался через борт в воду на каменистый перекат. Нескольких минут, пока я брел к берегу, хватило, чтобы понять, что вода в Вишере ледяная. А дело было в июле, после Петрова дня. Разнообразия добавила налетевшая с севера через день или два снежная непогода.

Чтобы покончить с солеными хариусами, вспомню, что порядочно лет после того дегустируя малосольную ряпушку, я дивился ее деликатесному вкусу, так схожему с соленым хариусом.

Следующее мое приобщение к ловле хариуса случилось через "эн" десятилетий. Имело оно место на "сиверах", точнее, на реке - периферии Вепсского леса - природного парка на востоке Ленобласти. Это была "школа" и помимо этого "прелюдия" ловли осенних хариусов.

В течение нескольких сезонов открытой воды, в августе и в сентябре, практиковался я в полунахлысте с водяным шариком, используя в качестве насадки имаго ручейника. Результаты без излишеств были впечатляющими. "Крупняка" случалось ловить по штуке в каждый сезон (заезд), "мелочь" - сковородники ловились от души - по десятку и более в день. "Избиение младенцев" пришлось прекратить по моральным соображениям. По Моэму - "слова, которые кажутся столь новыми тому, кто их произносит, были, и почти с теми же интонациями, произнесены уже сотни раз."

Финиш и зачет на р. Нарове (Нарве). Мое "финишное" увлечение, страсть - ходовая донка. На протяжении нескольких сезонов она удовлетворяла меня как результативностью, так и спортивностью - не давала дремать в лодке, когда пауза без клева затягивалась. Донку требовалось "оживлять", перебрасывая на кормовую дорожку, начинавшуюся от кормушки, то ближе, то дальше, и постоянно поддергивать, заставляя усиленно играть упругих немелких красных червей - насадку на крючках донки.

Финишем техническим, как признанием широких возможностей ходовой донки, был выбор ее для ловли осенних хариусов.(По умолчанию спиннинг с единичкой Мерps не участвовал в сравнении). Зачет же касается только автора - как вечного, не слишком успевающего "студента" по курсу "ловля хариуса".

Реквизит, использованный при октябрьском зачете: удилище - одноручник, монолит стеклопластик эконом-класса; катушка - инерционная, "Невская"; леска - мононить диаметром 0,4 мм; грузило - скользящее, Pb, массой 50 г; спиральные отводы - неотожженый нихром диаметром 0,4 мм, количество 3 шт.; поводки - мононить диаметром 0,35 мм с крючками "Лимерик", никелированными, №6 (7), с лопаточкой; подсачек китайский с глубоким до 60 см подхватом.

Первый октябрьский выезд. Погода не отталкивает, но заканчивается он фальстартом. Не получилось нащупать "серебряную" струю, даже вопреки горсти червей, заложенных в кормушку. Второй день такой же.

После горестных размышлений, где же могут быть обетованное место и струя с хариусами, решаю в третий день встать там, где отбойная струя от правого берега из устья впадающей речки-притока перебивает генеральное течение Наровы и шумит (бурлит), как мини-перекат. Результат получаю "заказной". За зорю лювлю трех килограммовых красавцев хариусов, по-особому, по-наровски упитанных, и с ними имею дозу адреналина в кровь. А под взглядами коллег - резкое повышение рейтинга доучившегося "студента".

Конечно, в ту "зачетную" зорю неписанное правило толкало упорствовать в ловле, в надежде поймать еще одного-двух хариусов, но, как уже сказано, по Моэму - "то, к чему мы стремимся, оказывается лучше, когда оно достигнуто не полностью".

Юрий Миронов, г. Гатчина Ленинградской обл.