Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Осеннее брюзжание

Осеннее брюзжание

Павел ПолиЩук


Сатира в моем случае больше похожа на брюзжание, но возраст позволяет работать в этом жанре. Причин же для брюзжания меньше не становится. Взять, к примеру, ту же погоду. Скажем так, для разгона. Что она у нас вытворяет, эта погода? Мы спокойно ловили щуку на джиг, превозмогая ветра и дожди, а щука росла, вызывая у нас приступы фантазий о завтрашних размерах. И тут среди бела дня налетели морозы, и народ затоптал и запешнил все наши лодочные маршруты. Лед встал моментально и надежно. Даже выход на первый лед не был столь праздничным, как всегда, потому что не пришлось бродить из угла в угол в его ожидании, томиться, сдувая пыль с мормышек и носиться в поисках мотыля.

сатира.jpg

Все произошло скоропостижно – и шутки про то, что зима в России всегда неожиданна, перестали работать. Кстати, рыба тоже начала ловиться с ходу и совсем неплохо. А вот традиционщики – люди, которые не торопились на первый лед, так без него и остались. Морозы только начали крепчать, но опять же вдруг прикатила внеплановая и внеочередная весна. Она постояла дня три, и мы даже успели съездить с джигом на берег Ика. Картина получилась своеобразная: мы ходим по берегу со спиннингами, а за поворотом люди сидят на льду. 

Посмотрев на них, мы тоже нашли вчерашний лед, выбрались на него и даже успели поймать щуку почти на семь килограммов. Казалось бы, но… Начались дожди со снегопадами, и теперь уже вообще ничего понять невозможно. На этом разминку о погоде можно закруглить, хотя тема, как вы понимаете, бесконечна.

По секрету же скажу, что вторая тема из меня просто прет и уже давно выталкивает первую. Суть в заезженной проблеме со сдачей мест. Осенью случился новый виток этой темы. Мы собственноручно нашли небольшую яму с рыбой и по доброте душевной пригласили друзей разделить нашу радость. Все бы хорошо, но вот не хватило ума и характера, чтобы отказать знакомому, пожелавшему упасть на хвост. Привезли, все показали и все наловили рыбы. Друзья к нашему условию не привозить сюда толпу, никого и не привозили, а ездили и рыбачили вдвоем на весельной лодке. 

А вот знакомый превзошел все наши самые плохие ожидания. Он не только уже в следующий раз привез туда людей, но еще и претензии нам предъявил. Оказалось, что мы, появившись позднее, испортили ему всю рыбалку. Мы встали на свободное место, чтобы никому не мешать, а он, оказывается, потом хотел туда переплыть. Короче, на «нашей» яме он нас хотел построить.

Все закончилось тем, что яму эту мы ему подарили, и возил он туда настоящую толпу, а когда рыба там кончилась, а мы уже были учеными, он посчитал возможным предложить нам поделиться и другими ямами. Вот такая незамысловатая история, напомнившая нам десяток ранее пережитых. Кончилось все тем, что мы, вопреки своему добродушному характеру, вообще перестали делиться информацией и в целом ощутили, что это очень неудобно, но зато полезно.

А теперь уже побрюзжать хочется про моего постоянного напарника, может, хоть печатное слово достанет его, потому как устное он не воспринимает. Все прогрессивное рыболовное человечество имеет в своем арсенале эхолоты и навигаторы и с их помощью находит и имеет рыбу. У нас таких знакомых много, и уловы их впечатляют. Эхолот и у меня уже лет 10, но примерно столько рыбачим мы с двухместной лодки с мотором и за рулем – мой товарищ. Несколько приступов любви к эхолоту у него было и, к моей радости, он пристраивал датчик и копался в кнопках. Беда в том, что я в подобной технике просто первобытен – на компьютерах, телефонах и домофонах знаю только буквы и цифры. Эхолот мой что-то пытался показать в его умелых руках, но это «что-то» его не устраивало, и он все грозился приобрести «хороший» эхолот.

Шли годы моих бесконечных ожиданий. Наконец он приобрел самый дорогой и самый навороченный аппарат с таким количеством функций, что я сразу все понял. Но я ошибся. Все оказалось хуже. Оказывается, датчик тормозит лодку да еще и заливает ее водой, если скорость лодки приличная. В итоге мы пришли к тому, что только при моем настойчивом требовании эхолот иногда ездит с нами на рыбалку, но, как правило, остается лежать в рюкзаке. В лучшем случае он ставится на уже заякоренной лодке и показывает, сколько рыбы под нами. Но это как раз не сильно нужно. 

При наличии самого лучшего эхолота мы, как древние спиннингисты, ищем место по скоплению лодок. Самое обидное, что мимо проплывающие рыболовы ищут и находят места с эхолотами. Эхолоты торчат даже в одноместных лодках. В общем, если мое письменное брюзжание не поможет, о том, что на дворе XXI век, придется забыть.

Но пора уже для равновесия побурчать и на себя. Не раз уже поднимал эту тему, а на деле одни разговоры. Я о палатках. Весь прошлый сезон я мучился и пугал сам себя приобретением палатки. У меня где-то валяется китайская, которую я так и не научился хорошо и быстро собирать, и сидение в ней далеко от комфорта. В целом она меня никак не устраивала, и я забросил ее куда-то. 

Конечно, купить новую и более удобную палатку – дело нехитрое. Но сильно мешает их разнообразие, а еще важнее то, что я только весной понял, что важно не то, какая палатка, а зачем она нужна. И если долгие годы я считал палатку комфортом и спасением от морозов и ветров, то сейчас у меня совсем другие цели, и палатка стала просто необходимой. И даже краткосрочный лед этой осени подтвердил, что я на правильном пути. Речь идет об обуривании. С переходом на «лошариков» (так Павел называет наши «гвоздешарики» – прим. ред.), я стал ловить намного лучше, чем раньше, и в итоге все чаще стал объектом обуривания. Вот и в этот раз на разбуренном и брошенном участке льда я сходу принялся таскать окуней и через десять минут оказался в густой толпе, которая в итоге быстро разогнала рыбу. А продолжай я ловить в тишине, продолжительность такой ловли явно увеличилась бы. А весной я вообще бегал от толпы, а она – за мной. Проблема не только в шуме. Я ловлю на безмотылку, и ловлю хорошо, если вокруг не появляются горы мотыля и прикорма. Известно, что безмотыльная ловля более эффективна, если рядом нет живых насадок. 

Вот для этого я и беру палатку, теперь уже точно. Иногда смотришь – стоит палатка в одиночестве и думаешь: вот чудак, шел бы ко всем, где рыбу ловят. А ведь, возможно, что он ловит ничуть не хуже! Недостаток, конечно, есть. На безмотылку я всегда использую десяток лунок и облавливаю их постоянно, а палаткой можно укрыть от чужих глаз только одну. 

Ничего нового и тем более хорошего не могу сказать о сетях. Да, где-то их стало поменьше, но там, где есть рыба, сетей этих не счесть. И пугает даже не их количество, а свобода и открытость. Уже давно нет классических браконьеров, которые в телогрейках орудуют по ночам. На берегу – домики, причалы с кучей лодок и сети, перегораживающие реку от берега до берега. Насколько я знаю, перегораживать реки запрещено даже промысловикам. Сетей – сотни. Никакой маркировки, никакой маскировки. Спиннингисты ловят между сетей, оставляя в них горы приманок, а браки постоянно жалуются, что эти приманки трудно выпутывать из сетей. 

сатира2.jpg

В этом разделе брюзжания я далеко не одинок, но если что-то и меняется, то в худшую сторону. Не смешно, но по сетям уже можно определять, есть ли тут рыба. Вот на Ике стало совсем мало сетей. Удивились, но оказывается, там и рыбы почти нет.

На берегах растут коттеджи, вокруг них огораживаются километры берега, и пройти по берегу вдоль воды не получится. Надо все это обходить. Хорошо хоть проплывать еще можно. Хочется понять: если мой дом стоит на берегу реки, не важно в деревне или в городе, я могу огородить выход к воде? Это сколько-то стоит или для этого надо кем-то быть?