Окуни перволедья
После первых морозцев в голове что-то резко переключилось. Совершенно пропали мысли о спиннинге, окончательно была законсервирована лодка, а из дальнего угла нетерпеливо вытащен зимний ящик. Вечерами тестировалась и перематывалась леска на "балалайках", перекладывались из коробочки в коробочку мормышки. А погода будто издевается: то мороз, то оттепель. Выпадет снежок, полежит немного, радуя глаз, да и растает. Когда же лед?! Невтерпеж же!
И когда вслед за очередной ватной сыростью ударил хороший двухдневный "минус", мы с братом Андреем, побросав в багажник залежавшиеся ящики, незамедлительно рванули на разведку.
Едем. После серой ленты асфальта присыпанная снежком грунтовка сразу гасит гул шипованных шин. Снега еще очень мало, он только сгладил неровности на дороге, поэтому ехать одно удовольствие. Небольшой подъем, несколько развилок между полями, и вот он, небольшой прудик, перенаселенный небольшим карасиком. Пруд по всему периметру густо зарос тростником, имеется всего три с половиной (одно совсем узкое) летних рыболовных места, а сейчас - выхода на лед.
Лед-то есть, но какой? У самого берега легкая пешня пробивает с первого удара - чуть толще пальца. И ребенка не выдержит, а во мне без трусов больше центнера, а еще плюс амуниция. Летом берег топкий, и кто-то намостил под ноги толстые ветки. Перекладываю и по ним осторожно захожу на лед. Трещит, но держит. Пробиваю одну лунку себе и метрах в четырех от нее другую - брату. Из лунок выдавливает воду, и вокруг разливаются широкие пятна. Страшновато!
Разматываем удочки. Я на крючок мормышки насаживаю кусочек червя, а Андрей - свою любимую манку-"болтушку". Стою. Кажется, что только сяду на ящик - тут же провалюсь, и пропали тогда все удочки. В общем, кайфа нет, даже если б клевало. А оно и не клюет. У меня. Брат же отмечает несколько вздрагиваний кивка в полводы и уверяет, будто бы видит плавающих подо льдом "живцовых" карасиков. Может, обман зрения, но в моей лунке показываются только верховки. А кивок как наклонился настороженно, так даже и не колыхнется. По дну мормышкой постучал, подождал и приподнял чуть выше. Молчит.
Бить новые лунки не стал, купаться совсем неохота, и уговорил брата не рисковать здоровьем. Всего в паре километров - только спуститься в ложбину - есть более привлекательный пруд куда большего размера. Отъезжаем.
С пригорка открывается превосходный вид почти на всю застывшую гладь. От дамбы до самой середины присыпанный снежком лед, как тельняшка, расчерчен темными полосами. Наверное, проступала вода. Тут на глубине всегда замерзало значительно позже, поэтому сразу направляемся в закоряженный хвост, где прихватывало широкие закраины еще при заключительной спиннинговой ловле.
А мы не первые! Один "пингвин" сидит, а другой рыбачок только-только подъехал и, пока мы доставали из багажника ящики, вышел на лед и смело зашагал по направлению к середине пруда. Сковало добротно. Идем рядышком - даже и не хрустнет.
Пейзаж просто волшебный. Изо льда торчит бесконечное множество пней и коряг самой замысловатой формы. Сколько же здесь по открытой воде приманок оторвано - не счесть! Но ни воблеров, ни даже блесен мимоходом не заметил, а шарнирная джиговая оснастка с зеленым твистером на карповом крючке, застрявшая в трещине еще крепкого дерева, на глаза попалась. А уж гадости в виде клочков старых сетей напутано в ветках предостаточно.
Метрах в тридцати от берега бьем первые лунки. Интересно, как мы тут всего месяц назад ловили спиннингом? Глубина подо льдом - не больше двадцати сантиметров, "чертику" просто негде разогнаться. Но и короткие проводки не пустые. Ловим по паре окололадошечных окуньков, а потом появляются те, что с палец. Они один за другим отправляются назад в лунку, но очередь выстроилась, вероятно, немалая. Озираюсь вокруг. Двое "соратников" расположились значительно дальше, почти у самого конца густого леса пеньков. И, главное, руками машут - значит ловят.
Подходим к ним ближе. А тут, оказывается, есть четкая "граница", обозначенная полосой микроторосов. С одной стороны лед со спичечный коробок, а с другой - более поздний, значительно тоньше и трещит немилосердно. Глубина по этой линии тоже небольшая, сорок - сорок пять сантиметров, но окуня здесь несравнимо больше, да и сам он несколько повзрослей.
Злые поклевки следуют сразу, еще при опускании "чертика". Накоротке, даже через довольно длинный кивок, все посягательства на приманку отдаются прямо в руку. Какое там вываживание! Подсечка - и окунь просто вылетает на свет Божий. Здрасьте вам! Какая тут микролеска выдержит даже некрупную рыбу? Начали с диаметра 0,1 мм. Но после среза, совершенного щучкой, а, может, и матерым горбачом, брат поленился перевязываться и перешел на 0,14. Окунь не стал капризничать, продолжив ловиться ничуть не хуже.
В каждой свежей лунке штук пять "влетали" на первых проводках, потом удавалось раздраконить еще столько же менее доверчивых. И все. Лунка полностью затихала, возвращение на нее даже через продолжительное время не давало больше ни потычки.
Почему-то более крупненький окунь засекался в основном только за самый край губы, осторожничал что ли. А "полосатики" поменьше заглатывали "чертика" так глубоко, что приходилось изрядно помучиться, вытаскивая крючки. Эта хирургическая процедура сбивала весь темп рыбалки, да и своей кровавостью немного надоела. Вот и привязал крупную, больше двух сантиметров в длину, самодельную мормышку, что-то среднее между "уралкой" и "папуасом". Великовата, конечно, но по первому льду, оказывается, работает. Окунь клюет! Может, чуть пореже, но зато вынимать из рыбьего рта одинарный крючок на таком рычаге весьма удобно.
Потихоньку продвигаясь по мере ковыряния новых лунок, незаметно подобрались к приехавшему ранее рыболову. Когда он подошел к нам поздороваться, признали знакомого. Ловит балансиром, и результат ничем от нашего не отличается. Тот же клев и тот же размер. Крупный окунь, если его хапуги сетями не выцедили, возможно, на глубине, но лед там пока слишком непрочен. Да что трофеи - открыли сезон!
Окуней, чтобы не замерзали, да и не искать потом по всей плантации, доловив лунку, сразу скидываю в пакет. Ящик с ним становится все тяжелее и тяжелее, такими темпами скоро и крышка не закроется. Высыпаю улов на лед для памятной фотографии, а потом, собирая назад, пересчитываю. Ровно сотня, ни больше, ни меньше.
- Брат, - говорю, - давай закругляться, ибо дома с этой кучей еще разобраться надо.
- Сейчас-сейчас, - соглашается он, - вот только у этого пенечка попробую, уже продырявил.
Андрей дергает окуней, а я, оставшись без дела, только сейчас отмечаю, какой все-таки сильный и противный ветер. Пока бегал, совсем и незаметно было. Полдня пролетели мгновением, а удовольствия - через край, вполне предостаточно.
Пока идем к машине, знакомый балансирщик уже завел свою "пятнашку" и резво умчался. Грузимся и едем следом. Дорога под солнышком слегка подтаяла, но первый, самый серьезный подъем дается легко, без единой пробуксовки, а дальше - ерунда, все время по ровному.
Прогноз на ближайшие дни обещает плюсовую температуру, так что крепкого льда придется еще подождать, но, главное, перволедье не прозевали.
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора