Окуневые зарисовки
И нет, чтобы уединиться, мне порой нравится ловить рыбу в разношерстной компании и наблюдать за поведением рыболовов и их умением ловить рыбу.
"Окуневый бой"
Семидесятидвухлетнего алтайского пенсионера Виктора Савина знают далеко за пределами нашего края. Он до сих пор проводит районные соревнования по спортивному рыболовству в поселках, имеет звания кандидата в мастера спорта по этому виду и судьи республиканской категории.
О савинском ледобуре, который он сконструировал и сделал своими руками, ходят среди рыболовов легенды, а статья и чертежи ледобура были опубликованы в журнале "Рыболов". У ледобура три ножа из высококачественной стали с нарезанными зубьями и меняющими угол наклона и, что немаловажно, они абсолютно не боятся встречи с песчаным грунтом. Метровую толщину льда пенсионер проходит за сорок секунд с одного раза.
Когда Виктор Павлович отправляется после соревнований с друзьями на любимую рыбалку, часто на незнакомые местные водоемы, он уже до начала ловли имеет преимущество и в скорости бурения лунок, и в их количестве. Любимая рыба Савина - окунь. Как он ее ловит, скопировать сложно. Если на соревнованиях Павлович применяет маленькую вольфрамовую "овсинку" на тонкой леске (он еще принимает участие в соревнованиях среди сельских спортсменов и нередко оказывается в лидирующей тройке), то в любительской ловле опытный рыболов приверженец крупных мормышек и надежной лески.
В последний выезд мы забрели с ним в толпу местных окунятников на Гилевском водохранилище. Рыболовы сидели довольно кучно на закоряженной яме с окунями, и появление двух незнакомых рыболовов вызвало у них неподдельный интерес, так как савинский хромированный ледобур блестел на солнце дорогостоящей игрушкой. В сибирских поселках народ очень общительный и разговорчивый, свои рыбаки давно примелькались, а здесь можно посмотреть, как незнакомцы рыбу ловят и при возможности продемонстрировать свое искусство умелого окунятника. Савин поговорить и поучить, как нужно трясти окуней, большой любитель. Друг с другом мы давно примелькались: в одной команде за сборную Алтая по спортивному рыболовству в конце прошлого столетия на разных уровнях не один год выступали вместе, и способы ловли у нас разные.
Палыч до сих пор упорно не признает безнасадочные мормышки, считает дурным тоном рыбу обманывать, а я ловлю исключительно без насадки, исключение - соревнования, где в основном ловится мелкая рыба. Сначала друг-пенсионер своим ледобуром буквально плавит лед, а, сделав две-три лунки, достает удочку "кобылку" с пенопластовой ручкой, садится на рыбацкий стульчик, протыкает остатки ледяной крошки черенком черпачка в лунке, насаживает на довольно немелкий крючок мормышки, размером в половину ногтя мизинца, пару рубиновых мотылей и начинает разматывать снасть в сделанное во льду отверстие.
Нащупав дно, рыболов наклонял удочку под углом в сорок пять градусов и начинал "играть" кивком. "Игрой" его технику ловли назвать трудно, это настоящий "бой" лавсановым кивком с амплитудой колебания до трехсот движений в минуту. Заметно, что кивок работает по точно заданной траектории и не делает хаотических подскоков на разную высоту. Представляю, что вытворяет мормышка в толще воды. Несмотря на бешеный темп окунь активно ловится, и часто попадаются экземпляры значительно крупнее, чем у соседей.
У снасти явные плюсы: мормышка хорошо протягивает леску и быстро достигает дна, при "игре" - "окуневом бое" - создается более мощное рассечение воды, и подошедшая рыба отбирает корм не у "жучка" размером со спичечную головку, а видит перед собой солидную "букашку".
Если сказать честно, по головам и хвостам я Палыча обставляю на свои "горбатые" безнасадки, но окуни у него значительно крупнее. Попробовал ловить на "окуневый бой", мне не понравилось - настоящая работа, связанная с напряжением. То ли дело спокойный темп безнасадочных обманок, проводку делаешь в удовольствие, каждая ступенька шага проводки поднимается строго на определенное расстояние, так что на вкус и цвет...
На Гилевке Палыч был в ударе, выхватывая настоящих горбачей, которые в этот день у местных окунятников ловиться не спешили. И, как часто такое случается, собрал вокруг себя целое собрание рыболовов, учил их "бою" и не забыл, как всегда, покритиковать безнасадочную ловлю, и еще добавлял: "Если ловить не умеешь, то можно и на "чертиков" рыбу обманывать".
Увы, моей ловлей рыболовы также заинтересовались и спрашивали, где можно приобрести подобные обманки. Приходится давать адрес моего хорошего товарища, уральского умельца из г. Богданович Свердловской области, Игоря Носова и сразу предупреждать, что десяток обманок заказывать попросту невыгодно, так как почтовые услуги чуть ли не вдвое увеличивают стоимость мормышек. Несколько лет назад, благодаря моей рекламе в рыбацких рубриках краевых газет, у Игоря было до сотни заказов в год на изготовление мормышек. Затем Игорь попросил не афишировать его "малый бизнес" из-за роста все тех же почтовых услуг, а еще сообщил, что его обманки с удовольствием стали принимать в рыбацкие отделы местных магазинов, но... если кто-то из сибиряков заинтересовался безансадочной ловлей, он с удовольствием изготовит партию обманок.
Короче, в тот день мы поймали по ведру окуней за три часа и поспешили на автобус. Это только один эпизод из рыбацких выездов Виктора Савина, а было их тысячи, о которых бы и нужно рассказать, да отведенной полосы на газетной странице не хватит.
Не занимай чужие лунки
Вспышки клева окуня на гребном канале рядом с Барнаулом происходят не часто, а когда такое происходит, на глубокий водоем начинается паломничество рыболовов. Виктор Павлович на пенсии и подсказками коллег по увлечению пользовался охотно, так как не любитель сидеть дома, и отправляется на рыбалку зимой почти в любую погоду.
Была весна. Окунь брал точечно, но экземпляры попадались достойные внимания. На свале в глубину Савин обнаружил скопление горбачей, самый мелкий из попавшихся был граммов на триста. По соседству сидел незнакомый пожилой окунятник, у которого никак не шла ловля.
Поймав полтора десятка окуней, Палыч на закате дня ушел домой, а с рассветом был на своем месте. Вчерашний сосед сидел уже на савинских лунках и явно был недоволен его появлению. Виктор, видя такую встречу, пробурил лунку чуть ли не в плотную к ворчуну. Начал бить своим "окуневым боем" и поймал уже пять окуней, но сосед все подсказывал, как нужно правильно трясти и заставлял убрать рыбу со льда. Сам же он поймал только одного окуня. Савину надоело такое соседство и он "сдал" уловистую точку наблюдательному рыболову, а сам сложил свою рыбу и пошел бурить лунки на другом участке гребного канала.
Владимир Телельков, г. Барнаул