Окунь из «Бассейна»
Евгений Осетров, г. Саранск
Фото автора
В любом, даже очень большом и развитом городе, обязательно есть места, где шум и суета уступает место тишине и покою, где природа одерживает верх над цивилизацией. Конечно, я имею в виду городские водоемы.
Зачастую они вовсе не похожи на тихие заповедные уголки природы, ведь по соседству гудят автострады, валит дым с заводских труб, да и уловы, откровенно говоря, оставляют желать лучшего. Пусть и мелка городская рыба, да еще избалована чрезмерно. Главное не это. Несмотря ни на что, здесь можно отдохнуть душой и телом, отвлечься от повседневной суеты, привести в порядок свои мысли и чувства. Ну, а если повезет, вернуться домой с хорошим уловом.
Одним из таких мест в городе Сарове является озеро Боровое, более известное в народе как «Бассейн». Мнения о том, откуда появилось такое название, расходятся. Одни утверждают, что озеро имеет искусственное происхождение, и было создано монахами Саровского монастыря в качестве купальни для верующих. Другие уверены, что озеро это самое что ни на есть природное, а на заре жизни города здесь проходили соревнования по плаванию ввиду отсутствия спортивных сооружений. Интересно то, что местные жители настолько привыкли к его обиходному названию, что уже зачастую не помнят настоящее.
Размеры озера не впечатляют - около сотни метров в длину и несколько десятков в ширину. На берегу имеется благоустроенный пляж, поэтому летом оно становится объектом массовых купаний горожан. И надо сказать, не только летом - в праздник Крещения для верующих здесь вырубается купель. Совсем рядом, практически вплотную к берегу, расположены благоустроенные дома, а с другой стороны, за пляжем, дополняет пейзаж труба местной ТЭЦ. В общем, типичная картина для любого городского водоема. Но интересно, в первую очередь, само место расположения озера.
Купель в Крещение здесь вырубается не случайно. На берегу Борового расположен Храм Святого Духа, а само место именуется Ближней Пустынкой. Историческое значение Ближней Пустынки связано с именем Чудотворца Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых в Православии русских святых, который с 1778 года и до конца своих дней жил в Сарове.
По рассказу Николая Мотовилова, услышанному от самого батюшки Серафима, Преподобный, выйдя из затвора 25 ноября 1825 года, направился на Дальнюю Пустынку. В пути ему явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила жезлом в землю «так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды». На этом месте батюшка Серафим выкопал колодец. Богородица обещала дать целебную силу водам этого источника. К источнику батюшки Серафима на Ближней Пустынке стало стекаться множество паломников, происходили чудесные исцеления. Здесь даже побывала царская семья в дни торжеств 1903 года. Общеизвестно, что государыня Александра Федоровна никак не могла родить наследника. А через год после этих событий у государыни родился цесаревич Алексей. В 1903 году над источником была построена часовня и купальня. В советское время все это было разрушено, источник забетонирован. Речку Саровку запрудили, что и привело к образованию в этом месте озера, а точнее - пруда Боровое. В начале 2000-х на месте старой часовни был построен Храм Святого Духа. Вот такая вот история.
Надо сказать, что озеро это меня никак не интересовало с рыбацкой точки зрения. Конечно, я нередко видел там рыболовов и зимой, и летом, однако, особенного желания присоединиться к ним никогда не возникало. Ведь водоем, можно сказать, совсем под боком, а хочется всегда забраться куда-нибудь подальше, где живет крупная рыба и ничто не отвлекает от сладостных минут общения с природой.
Однако в канун Нового года запланированный с товарищем выезд на рыбалку сорвался, и для меня, как человека безлошадного, возник риск провести выходные дома. Вот тут-то я и вспомнил про Боровое. По словам местных рыбаков, основным его обитателем является окунь, однако изредка попадаются плотва и щука. Ну и конечно, вездесущий ерш. Водоем для меня абсолютно незнакомый, поэтому предстояла разведка боем. Я оснастил несколько зимних удочек различного типа, выбрал наиболее уловистые мормышки, подготовил зимние блесны, взял даже миниатюрные обманки, на которые хорошо ловил окуня в Сибири, в общем, подготовился основательно. Осталось дело за рыбой.
…Выдвинулся к месту еще затемно. Десять минут езды на такси, и я на месте. На озере ни души. Пока спускался на лед и выбирал место, окончательно рассвело. Первую лунку решил просверлить метрах в пятнадцати от дамбы. Небольшая желтая «капля» с гроздью рубиновых мотылей отправилась ко дну. Несколько ударов мормышкой по грунту, плавный подъем, и вот она, характерная «окуневая» поклевка! Несколько взмахов рукой, и первый «полосатик» ворочается на льду.
Через несколько минут к нему добавился второй. Затем пауза. Пора сверлить новую лунку. Так, ловя по одному-двум окуням с лунки, я довольно быстро приблизился к самой дамбе. К этому времени на другом конце Борового собралось человек пять рыболовов. Моей задачей сегодня была разведка, поэтому я собрался их навестить, но решил сделать это немного позже, а пока же достал другую удочку с самодельной мормышкой формы «бочонок» и наживил на крючок гроздь мотылей. Поклевки не заставили себя долго ждать. Примечательно, что на эту мормышку окунек, хоть и изредка, но попадался покрупней.
Ближе к обеду отправился на другой конец «Бассейна». И тут выяснилось, что у местных рыбаков дела идут не очень - за все время по одному-два окунька, некоторые не видели и поклевки. Из разговора с ними понял, что, как обычно, «клевало вчера и завтра». Отойдя от них метров на пятнадцать, приступил к ловле. При подъеме мормышки сантиметров на двадцать ото дна происходит уверенная поклевка, и на льду появился небольшой ершик. Однако больше поклевок не было. Я начал активный поиск рыбы, сверля новые лунки и экспериментируя с «игрой», и стал ловить, хотя и намного реже, чем на дамбе, небольших окуньков.
Под конец рыбалки решил испытать старый, проверенный не одним поколением сибирских рыболовов, способ ловли - «дурочку». Ее оснастка выглядит следующим образом: на конце основной лески привязывается мормышка, а сантиметрах в двадцати выше нее на боковых поводках размещаются обманки. Это могут быть искусственные мушки или кембрики небольших размеров. Количество их определяет сам рыболовов, но, как правило, нецелесообразно использовать более трех обманок. Я же всегда ограничиваюсь двумя. В основном такая снасть применяется для ловли хариуса, однако ее универсальность и уловистость благодаря широкому разнообразию применяемых обманок позволяет использовать ее при ловле и других видов рыб, в том числе и окуня.
«Дурочка» для полосатого разбойника обычно используется без мормышки на конце, ее заменяют грузилом-дробинкой, а в качестве обманок - кембрики красного цвета и различные имитации мормыша. Простукивая грузилом по дну, рыболовы поднимают муть, привлекающие рыбу, а затем осуществляют плавную игру обманками. Ловят с подсадкой и без.
В этот раз я решил поставить мормышку собственного производства, а чуть выше привязал одну маленькую «мушку» темного цвета. Для осуществления более резкой игры удочку снабдил металлическим кивком из часовой пружины. В качестве подсадки использовал мотыля. Опустив оснастку на дно, начал энергичную «игру». Поклевки начались практически сразу, причем подавляющее большинство именно на обманку, но реализация крайне низкая. Возможной виной тому был слишком маленький крючок, на котором была связана обманка. Более редкие поклевки были на мормышку, зато всегда приносили окуня…
К двум часа дня я решил закончить ловлю. Знакомство с Боровым прошло успешно: несколько десятков некрупных окуней лежало в моем рыболовном ящике.