Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Окский рейд. 12 часов на реке

Окский рейд. 12 часов на реке

Дмитрий Соколов

11 июня 2015 г. мне довелось поучаствовать в одном из многочисленных рейдов нижегородской рыбоохраны. Место действия – Ока выше Дзержинска. Участники группы: старший госинспектор Владимир Чистяков, госинспектор Дмитрий Зуйков и общественный инспектор Вадим Михайлов. 

4-51-рейд.jpg

Светает в этом июне особенно рано – первый год мы не перешли на летнее время, так что выходить на реку надо уже в два часа ночи. Ока встретила густым туманом, создававшим определенные трудности при передвижении. Но управлявший «Крымом» Вадим отлично знает реку – с 2007 года он регулярно участвует в подобных рейдах. 

Почти час идем вверх. На хорошем ходу сырость пробивается под костюм – я уже пожалел, что надел осенний, а не зимний «гортекс». В редеющем тумане видим подозрительную бутылку, поднимаем ее на борт. К бутылке привязана длиннющая сеть с крупной (50 мм) ячейкой. Браконьеры шли плавом, но, услышав шум мотора, бросили свою снасть и скрылись. Вынимаем сеть – в ней довольно много рыбы, в том числе судак под два кг, восемь стерлядок до полутора килограммов, лещ, густера… вся рыба живая, бодро убегает в родную стихию. Я попросил сотрудников рыбоохраны прикинуть, какой урон мы нанесли браконьерам. Владимир Александрович уверенно констатировал, что сеть и рыба тянут минимум на десять тысяч. Три-четыре таких потери, и браконьеры всерьез задумаются о самом смысле промысла. А если вместе с сетью удастся поймать и ее хозяев, то уголовное дело почти гарантировано. 

4-51-рейд2.jpg

С появлением сотовых телефонов браконьеры получили серьезное преимущество: первую сеть мы, что называется, накрыли, а по реке уже, видимо, пошел «созвон», предупреждающий о рейде – еще час мы идем вверх по течению, но уже ничего криминального не встречаем. Тогда начинаем медленно спускаться то вдоль правого, то вдоль левого берега, высматривая «тычки» или бутылки, к которым могут быть привязаны ставные сети или жаки. По дороге Владимир Александрович рассказывает массу интересных историй из своей богатой инспекторской практики. Штатным сотрудником рыбоохраны он работает вот уже 18 лет, а до этого долгое время участвовал в рейдах в качестве общественного рыбинспектора.

4-51-рейд3.jpg4-51-рейд4.jpg
Потихоньку доходим до устья Клязьмы. Место очень популярное. На месте слияния стоит множество «вагончиков» ватажников, промышляющих рыбу весь сезон. Еще несколько дней, и вся акватория будет уставлена сотнями бутылок с подпусками. Если подпусков 1–2 и на них в общей сложности не более 10 крючков, то это вполне разрешенная снасть. Проблема в том, что чуть не каждый рыболов ставит гораздо больше снастей, серьезно превышая разрешенную норму. А некоторые жители домиков под подпуска маскируют жаки, переходя из разряда нарушителей в разряд браконьеров. 

Основной магнит – стерлядь. С точки зрения рыболова-любителя, остроносая рыба – вообще не рыба. Ловить ее любительскими снастями нельзя, а если попадется случайно – надо отпускать. А вот браконьеры за стерлядью охотятся, попутно вылавливая немало другой рыбы. В общем, по моему личному мнению, стерлядь для рыболова-любителя скорее зло, чем добро. А для сотрудников рыбоохраны – большая головная боль.

4-51-рейд5.jpg

Заходим в Клязьму. Низовья этой реки мне, заядлому спиннингисту, определенно нравятся. Быстрое течение, водные завихрения, коряжки из воды тут и там торчат… Наверняка отличная может быть рыбалка сплавом по голавлю и язю… Последнего в Оке и Клязьме не так давно было очень много, но жесткий браконьерский прессинг 90-х серьезно подорвал запасы этой рыбы. Леща осталось еще много, а вот о восстановлении огромного стада язя можно, похоже, только мечтать…

4-51-рейд6.jpg

Встречаем несколько любителей на резиновых лодках. Запрет в соседней Владимирской области заканчивается уже 11 июня, поэтому рыболовы закон не нарушают… если ловят по «своей» стороне реки. Это один из многих «косяков» нынешних Правил рыболовства, провоцирующих рыболовов на нарушения. Вежливо объясняем рыболовам, где можно ловить сегодня с лодки, а где – только с 16 июня. Рыба, кстати, клюет – при нас один рыболов вытаскивает приличного подлещика.

Дошли до железнодорожного моста, сняли пару сетей с мелкой ячейкой и пошли обратно – в Оку. Под правым берегом достали несколько коротких сетей – инспекторы говорят, что в таких тоже бывает немало рыбы. Уходим под левый берег и там встречаем двух браконьеров на резиновой лодке. Мужики опытные, при нашем приближении выбрасывают пакет с нераспущенной сетью в кусты, следов рыбы тоже нет, протокол составлять нельзя. 

4-51-рейд7.jpg

Заключительный участок нашего рейда – Сеймовский затон, заходим в него. Место популярное у рыболовов. Не так давно известный дзержинский спиннингист Дмитрий Филилеев поймал здесь около пуда щуки – бывают  здесь такие шикарные «раздачи». Но и браконьерам место очень нравится. Встречаем целый лагерь, хозяева которого просят… не трогать их сети, стоящие здесь, тут и там. Прямо скажем, смешная просьба с вполне прогнозируемым финалом – вытаскиваем три сети. Хозяева тут же открещиваются от них – нет, не наши. Тоже опытные: лучше потерять сеть, чем нарваться на протокол.

4-51-рейд8.jpg

На базу в Желнино возвращаемся в третьем часу дня. На воде прожито ровно полсуток. Подводим итоги рейда. Изъяты разнокалиберные сети, проведена профилактическая работа с рыболовами-любителями, да и само присутствие на реке катера рыбоохраны, мотор которого слышен издалека, служит серьезным предостережением потенциальным нарушителям. Прощаемся с Владимиром Александровичем и Вадимом, едем с Дмитрием в Нижний. Через три часа я усну, как подстреленный, а Дмитрий Зуйков будет готовиться к новому рейду – в День России он в составе уже другой группы поедет бороться с браконьерством на Волге. Пожелаем Дмитрию и его коллегам здоровья и поменьше экстрима на воде.



Итоги работы Нижегородского отдела Верхневолжского управления Росрыболовства за период нерестового двухмесячника:

Проведено самостоятельных рейдов - 309
Проведено совместных рейдов - 200
Передано материалов для возбуждения уголовных дел - 70
Выявлено административных нарушений - 463
Изъято сетей - 821 (58,446 км)
Изъято транспортных средств - 41