Охота за донской селёдкой
Евгений Смирнов, г. Алексеевка, Белгородская обл.
Переехав одиннадцать лет назад из родной для меня Воронежской области в соседнюю Белгородскую на ПМЖ, я впервые услышал о ловле донской селёдки.
Городок, где проживаю, находится на берегу небольшой речки под названием Тихая Сосна, которая является правым притоком Дона. Длина реки 151 километр, ширина часто не превышает 15-20 метров. Течение, как правило, не быстрое, что отражено в её названии. Весной из Дона в Тихую Сосну заходит для нереста большое количество рыбца и селёдки. Вверх по течению они поднимаются довольно высоко, по крайней мере, до нашего города, который находится в 60 километрах от устья, они доходят, минуя две регулируемые плотины и огромное количество сетей.
Первые несколько лет я на селёдку не обращал никакого внимания, так как был приверженцем спиннинговой ловли, а Тихая Сосна со всеми своими частыми поворотами русла, большим числом заводей, давала прекрасную возможность результативно ловить щуку.
Начиная с конца апреля и до начала мая на берегах речки появляется большое количество рыбаков. Это селёдка добралась до наших мест. Ловят её в основном на поплавочные удочки. В уловистых местах охотников за ней выстраивается столько, что они стоят буквально плечо к плечу, и если один вытащит свою снасть из воды, то забросить снова ему не удастся, приходится ждать, пока остальные коллеги закончат свои проводки.
Однажды мне всё же захотелось самому поймать донскую гостью, скорее разве из чистого любопытства. Вооружившись поплавочной удочкой, я отправился не в клёвый рыбацкий «котёл», так как опыта ловли этого зверя у меня не было и не хотелось бледно выглядеть на фоне остальных, а на окраину города, где как позже выяснилось, оказалось очень хорошее место для ловли. Место оказалось не только отличным в плане ужения сельди, но и превосходно по красоте. Здесь, в 8-10 веках находилось аланское городище, исторический памятник, который сейчас охраняется государством. Никаких построек, конечно, уже не осталось, но отчётливо видны крепостные валы. Тихая Сосна здесь делает крутой поворот, на излучине бьёт родник, что придаёт этому месту особую красоту.
Для наживки, по совету опытных рыбаков, насобирал на мелководье под камнями пиявок и приступил к ловле. Около двух часов я полоскал свой поплавок, меняя глубину проводки, толщину и длину поводка, но поймал только несколько плотвичек. Мне всё же улыбнулась удача, и я поймал одну сельдь. Обрадовавшись, всё же решил завязать с ловлей донской иваси, поняв, что это просто не моё.
Потом увидел, что недалеко от меня рыболов таскает селёдку буквально одну за другой. Я подошёл к нему, познакомился. Парень рассказал о своей снасти и вообще оказался не жадным на советы. Ловил он маховым удилищем, на котором не было ни поплавка, ни грузила. Забросив наживку, мой новый знакомый медленно отпускал её по течению в свободное плавание, изредка подыгрывая кончиком удочки. Поклёвка у сельди верная, передаётся в руку, как череда резких рывков.
Быстро освободив свою оснастку от ненужных запчастей, я продолжил ловлю и в следующие полчаса сумел поймать 8 селёдок. Мне понравился такой способ ловли, и весь месяц уделил ему, экспериментируя с наживками, лесками, подвешивал на крючок разные кембрики и бисер и, надо сказать, достиг неплохих результов.
Но самое интересное начинается где-то в начале июня. К этому времени вода в реке окончательно прогревается и селёдка перемещается в самые верхние слои, где её становится прекрасно видно в поляризационных очках. Вместе с рыбой к поверхности поднимается большое количество водорослей, местами образуя плотный непрерывный ковёр, тем самым отсеивая конкурентов- поплавочников. Основной пищей сельди становятся упавшие в воду насекомые, и я этим пользуюсь при её ловле. В это время меняется тактика ловли, меняется наживка. Начинается рыбалка, как я её называю – на плюх. Уже не требуется делать долгие длинные проводки, рыба начинает хватать сразу после падения наживки на поверхность воды. Если поклёвки не произошло в первые несколько секунд, то лучше сделать новый заброс.
Вообще такой способ больше похож на охоту, чем на рыбалку. Облачившись в забродники, я высматриваю в полароидах рыбу и, увидев, начинаю к ней осторожно подкрадываться. Вместо пиявок начинаю использовать пучок опарышей, их и забросить можно дальше, и лучше видно в воде. Чтобы увеличить дальность заброса, пробовал вешать вместо крючка мормышку или грузики на леску, но это всегда отрицательно сказывалось на количестве поклёвок. Наживка начинала неестественно тонуть, и рыба пугалась. Наживку стараюсь забросить как можно ближе к рыбе, и тогда поклёвка гарантирована. Если нет волны, то точный «выстрел» необязателен, даже если опарыш падает в метре от рыбы, то она его прекрасно видит и живо хватает. Поклёвку тактильно чувствовать уже не обязательно, я её просто вижу.
Есть у нас на речке один небольшой островок шириной метра два. По одну сторону он плотно зарастает тиной, а по другую проходит быстрая струя, где всегда держится сельдь. На этот остров с заросшей стороны я забираюсь всегда ползком и делаю забросы на струю лёжа. Две, три рыбы ловлю за минуту, потом стайка пугается и уходит. Затем ухожу и я. При желании можно возвратиться через час и проделать такую же операцию снова.
Ещё один интересный случай. Выйдя в забродах на середину реки, я увидел, что в семи метрах от меня проходит быстрая струя и на ней стоит селёдка, а чуть ближе ко мне находится небольшая ямка, которую оккупировала большая стая разнокалиберной пловы. Ямка была песчаная и просматривалась до самого дна. Если я забрасывал наживку на струю и не дожидался поклёвки селёдки, то подтягивал её ближе и останавливал над стаей пловы. Опарыш начинал медленно тонуть, и его с жадностью хватали обитатели этой ямки. Если подплывала мелкая рыбка, то лёгким движением кончика удочки я убирал от неё наживку и ждал, когда клюнет крупная. Таким образом, я точечно выловил из стаи все понравившиеся мне экземпляры.
В таких способах ловли есть два ощутимых плюса. Во-первых, не требуется практически никаких финансовых затрат. Придётся немного потратиться на забродники и поляризационные очки. В дальнейшем траты будут только на опарыша (баночки которого хватает на 5-6 полноценных рыбалок) и на бензин, чтобы добраться до места ловли. Дорогую удочку покупать не обязательно; главное условие, чтобы она была лёгкой, так как махать ей придётся много. Сначала я использовал обычный стеклопластиковый спиннинг, а сейчас приспособил для этой ловли фидерное удилище длиной 3,6 метра, оно довольно лёгкое, и рука не устаёт. Второй плюс заключается в том, что не требуется долгой предварительной подготовки и сборов. При нехватке времени такая рыбалка очень выручает.
Очень интересно ловить селёдку на перетягу или, как называют её у нас, сипалку (с ударением на первый слог). Этот способ ловли очень зрелищный, на мой взгляд, по красоте с ним может сравниться только ловля хищника на поверхностные приманки и нахлыст.
Для этой рыбалки надо два человека, удочки которых соединены лесками между собой, а посередине вешается метровый поводок с наживкой. Можно использовать и несколько поводков, но мы предпочитаем один, так он меньше путается и его легче контролировать и добиваться правильной игры. Для наживки подойдёт любое насекомое, главное условие, чтобы оно хорошо держалось на крючке. Один рыболов остаётся на берегу, а второй отплывает на лодке на середину реки или на другой берег. Наживкой надо стучать по поверхности воды, имитируя упавшее в воду насекомое. Все поклёвки происходят на ваших глазах, что доставляет огромное удовольствие. Для наживки мы, как правило, используем кузнечиков, их и поймать легче, и они держатся на крючке хорошо.
Есть у меня один большой друг, которого зовут Александр. Большой он во всех смыслах – его вес далеко за сотню. Это надо видеть, когда он и я, в котором тоже добрый центнер, бегаем по лугу с маленькими детскими сачками для бабочек и ловим кузнечиков, где-нибудь в 5 утра. Возникает ощущение, что если мимо будет ехать машина с красным плюсом на боку, то нас погрузят в неё, наденут длинные рубашки и завяжут рукава за спиной.
Пробовали вешать на крючок опарышей, червей, искусственных мух, результат почти нулевой, но стоило вернуться к кузнечику, и сразу следовали поклёвки. Почему не было поклёвок на искусственные мухи, сказать не могу, то ли они были некачественные, то ли рыба нас просто переиграла.
В июле, с разрастанием водорослей, селёдку уже почти никто не ловит, а многие рыбаки считают, что она уже скатилась в Дон. Но это не так, она продолжает активно кормиться, и здесь выручает как раз наша сипалка.
Однажды за июльское утро я с другим своим товарищем – Алексеем, поймал с одной небольшой заводи много сельди и десяток хороших голавлей. Неподалёку был пляж, где отдыхало много народа. Несколько мужиков заметили наш праздник жизни и, решив, что идёт небывалый жор, быстро попрыгали в машины и вскоре вернулись на берег реки с поплавочными удочками. Около часа они пытались что-либо поймать, но так и не увидели, ни одной поклёвки, а мы с Лёхой всё также таскали рыбу у них на глазах. Ещё через полчаса в разговорах между собой они перешли на устойчивый трёхэтажный мат, а затем ретировались, чем нас немало развеселили и подтвердили правильность выбора нашей снасти.
В августе клёв селёдки постепенно прекращается, но зато активизируется голавль. Поклёвка крупного голавля просто восхитительна. Когда стучишь наживкой по воде, то вокруг неё всегда крутится большое количество разной рыбьей мелочи, и вдруг она пропадает. Это краснопёрый красавец увидел нашего кузнечика и выходит на его атаку. Наступает звенящая тишина, а затем следует хлёсткий удар со множеством брызг. Здесь уже требуется хорошая слаженность в действиях при вываживании от обоих рыбаков. Нужно не дать рыбине уйти в траву и не позволить оборвать тонкий поводок. Надо сказать, что с Алексеем мы достигли хорошего взаимопонимания и без лишних криков и подсказок доводим рыбу до подсака. Это особенно важно, когда рыболовы находятся на большом расстоянии друг от друга.
На Дону сельдь я не ловил, но видел в Интернете, как это делают другие. В основном там используют резинку со множеством поводков, на крючки которых одевают кембрики. Рыболовы дергают за леску размашистыми движениями, проверяя разные горизонты воды. Спортивным такой метод точно не назовешь, и мне он не интересен.
Ловят селёдку и спиннингом, используя маленькие вертушки.
Многие хвалят гастрономические свойства донской сельди, но я в своём рейтинге поставил бы её на одно из последних мест. На мой вкус, хороша она бывает лишь в засолку, да и то только весенняя. Но ловить ее, безусловно, интересно и очень азартно.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(334), 2016 г.