Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Охота пуще неволи

Охота пуще неволи

137-12-1.jpgПоследние числа 2007 года, приближался Новый год. 25 декабря прилетел из отпуска, из относительно теплой России. Накануне вечером уезжал из дождливого Питера, да и Москва морозом не порадовала. Температура воздуха утром в столице была -1°С. Самолет пошел уже на посадку, когда приятный голос стюардессы сообщил: "В пункте назначения Байконур температура воздуха -19OС".

Сойдя с трапа самолета, ступил на настоящий белый снег. Порыв ветра бросил в лицо снежную поземку. Мороз тут же "ухватился" за мои уши, и их стало пощипывать. Оказывается, здесь зима была в полном разгаре.

Вот уже практически две недели мороз просто давит. Ночью температура опускается до -30°С, днем поднимается до -19-24°С. Но этим погода не ограничилась и добавила северный ветерок до 12-15 м/с.

За последнее пятидесятилетие метеорологического наблюдения погоды на Байконуре бывало всякое: самая высокая температура +11,3°С наблюдалась 2 января 2002 года, а самая низкая - 35,8°С была зафиксирована 22 января 1977 года. Максимальное количество осадков (снега) выпало 21 января 1976 года и составило 20,5 мм, при средней норме 14,4 мм. А вот уже за последние 10 лет небеса регулярно не дотягивают даже до нижней нормы. Наш город часто посещают ветра. Так, 7 января 1991 года была зафиксирована максимальная скорость ветра - 25 м/сек, а даже при температуре  -7-10°С такой ветер пронизывает одежду насквозь.

В те далекие времена, в эпоху зарождения космодрома, во времена, когда на улицах города везде мелькала военная форма, характеризуя местный климат, сложилась поговорка: "Летом в трусах, как в шинели, а зимой в шинели, как в трусах". Конечно, в последнее время он стал помягче, но еще дает о себе знать, как случилось в конце прошлого и начале этого года.

В общем, сидим с друзьями дома, на улицу и носа не показываем, празднуем. А дни проходят. И на рыбалку ох как хочется. В конце концов не выдержали первые, самые отчаянные городские рыболовы и уехали на озера. Через сутки уже была информация: "Рыба в озерах есть. Рыба клюет. Щука рвет жерлицы. Но уж очень холодно, лунки моментально затягивает льдом. Мерзнут руки, ветер продувает одежду и т.д. и т.п.".

Ну как после таких вестей усидишь в теплых квартирах? Перед Рождеством вечером созвонились и тут же собрались ехать на следующий день. Но вот только куда?

Подумав, мы решили посетить Майкульскую систему озер.

На огромной территории полупустынной степи раскинулось множество озер. Озера мелкие - с глубиной 0,8-1,2 м, средние - 1,5-2,5 м и глубокие - свыше 3 м. В основном они соединены небольшими протоками, разливами. И непонятно, где заканчивается одно озеро и начинается другое. И разговор типа: "Куда едешь?" - "На Майкуль, а ты?" - "Тоже", - совсем не означает, что эти рыболовы встретятся.

Здесь еще можно наткнуться на невычерпанный, первозданный, небольшой водоемчик и половить в свое удовольствие. Дороги в степи подходят к данному сообществу озер с разных направлений, но если не знаешь, куда ехать, можно кружить рядом с озерами и не найти их. Все это огромное пространство заросло тростником, редко где водная гладь мелькнет в прогалине густого тростника.

Находятся они далековато от трассы, и по степной дороге ехать приходится долго.

Другая беда заключается в Сыр-Дарье. Уже который год зимой в Узбекистане открывают плотину на реке, сбрасывая воду. Уровень воды сильно поднимается, затапливая не только прибрежную степь, но и населенные пункты, дачи, дороги.

В конце старого года, пока я прохлаждался на Брянщине, Володя Варлашин с товарищами побывал в тех местах, обловились щукой и плотвой. Он рассказывал, как быстро прибывала вода в озере: "Видимо, от напора воды лед постоянно потрескивал. Утром оставили машины в десяти метрах ото льда озера, а вечером, когда вернулись, передние колеса стояли на мокрой земле. А десять метров берега покрылись тонкой корочкой льда, которая хрустела и ломалась под ногами, а под ней выступала вода. Конечно, ее было немного, берег очень пологий, но факт прибытия воды остался".

В конце года прошла тревожная информация: дороги в районе озер залиты водой.

Все сомнения отмел мороз, который стоял на Байконуре. При таком морозе все должно замерзнуть, решили мы и следующим утром выехали из города.

Дорога не дает сильно разогнаться: хотя она уже в основном очистилась, но все же попадаются участки с небольшим гололедом, поэтому не торопимся. Да и торопиться некуда. Ведь в степь можно будет съехать только с рассветом.

Когда начало светать, проявился горизонт и на востоке заалело, мы съехали в степь. Дорога идет укатанная, уже не один десяток машин прошел по ней. Небольшая спрессованная корка снега скрыла под собой "пухляки" с солончаками. Едем не быстро, колея от грузовиков глубокая, и приходится лавировать на дороге.

Через 15 км накатанная колея свернула вправо - на зимовье, которое виднелось вдалеке. Из трубы мазанки вверх поднимается столб дыма, значит, люди еще живут, не покинули жилье даже в такие морозы. Мы же берем левее. Здесь уже не так укатан снег, но автомобили проходили, и нас это радует. Еще через несколько километров, на развилке, эта проторенная дорога ушла теперь левее, а мы сворачиваем правее...

У меня даже нет ни тени сомнения, что и в стороне зимовья, куда свернула накатанная дорога, и вот теперь по этой дороге, по которой ушла большая часть следов от машин, есть озера и в них ловится рыба, может быть, даже крупная. Но в нашей компании есть неписаный закон: едем по известному маршруту, никуда не сворачивая. Уже научены горьким опытом плутания в степи по несколько часов. А ведь это нам еще повезло: бывали случаи, когда люди плутали сутками. И все же одно дело плутать летом, совсем другое - смертельно опасное - зимой, в мороз и пургу.

Осталось проехать около десяти километров. Действительно, мороз дал нам возможность порыбачить. Все низины, затопленные водой, скованы толстым ледяным панцирем. Видя, что по льду, судя по следам, прошла грузовая машина, едем безбоязненно. Наконец последний ориентир - и мы выехали к озеру. Не стали оставлять машину в тростнике, а, подминая под себя редкую сухую растительность, выехали прямо на лед.

На двух озерах, соединенных небольшой протокой, - ни души. Только мы втроем и две вороны, расхаживающие в противоположном конце озера, и тишина.

Сегодня пасмурная, морозная, но, слава Всевышнему, тихая, безветренная  погода. Температура воздуха не выше -25°С. Солнце, вышедшее из-за горизонта и светившее нам прямо в лицо, пока мы ехали в машине, вскоре скрылось за тучей, затянувшей весь небосвод.

Просверливаю несколько лунок. Лед толщиной 70-80 см. В первую лунку опускаю небольшую дробинку белого цвета. Буквально через несколько секунд кивок мелко задрожал и резко поклонился воде. Подсекаю, чувствуются сильные рывки крупной рыбы. На удочке нет катушки, а только мотовильце, поэтому приходится сглаживать рывки рыбы так, чтобы оставался небольшой запас лески в руках. Постепенно рыба пошла вверх и с трудом влезла в лунку. Показался язек около полукилограмма весом. Опускаю мормышку под лед, очередная поклевка - 100-грамовый подъязок. За несколько минут вытащил еще несколько подъязков и две крупные плотвы. Начало просто ошеломляющее. Но мы приехали в основном за щукой. А живца пока никто не поймал. У ребят похожие успехи.

Постоянно приходится снимать с воды намерзающую корку льда. Пока ловил в этой лунке, просверленные заранее уже затянуло льдом.

Я пробурился у берегового камыша, а ребята ушли метров на 30 дальше к центру озера. У меня в основном на удочки клевала крупная плотва, подъязки, несколько достойных окуней, а вот у ребят ближе к обеду пошла "как из пулемета" мелкая рыба.

А пока Варлашин вытащил небольшого окунька и отдал мне на жерлицу.

- Я буду вам сегодня ловить живцов, а вы устанавливайте жерлицы, - предложил он нам.

Наконец-то я выставил первую жерлицу. Буквально минут через 10 первую жерлицу поставил и Александр. Не успел он дойти до удочки, как раздался щелчок, и флажок только что выставленной жерлицы поднял свою кумачовую голову.

- Саша, флажок! - как по команде крикнули мы с Володей в унисон.

Он развернулся, подбежал к жерлице, подсек - и через несколько мгновений 800-граммовая хищница забилась на льду. Вот она, первая рыба, за которой мы так далеко ехали.

Александр удачно выставил данную жерлицу. Видимо, здесь проходила щучья "тропа", по которой хищники выходили на кормежку. Уже буквально через несколько минут опять поднялся флажок, но подсечь щуку не удалось. Так периодически он и взвивался, иногда вхолостую, а иногда и с верной поклевкой. Где-то часа через 2 у нас уже стояла пара десятков жерлиц.

К обеду немного потеплело, но все же было холодно, мерзли руки, приходилось ловить в перчатках. От постоянного соприкосновения с рыбой они быстро намокали, смерзались, и приходилось их часто менять на новые. Благо их у меня было несколько пар. Володя на берегу разжег костерок, куда мы периодически выходили погреться и где я сушил мокрые перчатки.

Из-за холода в этот день мы ловили в основном на "стоячку", хотя иногда я все-таки "поигрывал" мормышкой.

Только что снял упитанную красноперку, опустил мормышку ко дну и сделал несколько колебательных движений кивком. Он тут же согнулся, я автоматически резко, но не сильно, сделал движение рукой вверх. И опять сильные рывки рыбы. Одной рукой сдерживаю напор рыбы, а второй пытаюсь скинуть несколько петель лески с мотовильца удочки, так как чувствую, борьба будет тяжелее, чем была с язем, леска ведь тонкая стоит - 0,1 мм. Удалось. Теперь можно и немного отпустить рыбу, притомить. Минуты три так мы с ней боролись, но все же я победил. Когда показалась из лунки припорошенной снегом голова... щуки, я удивился: как она не обрезала такую тонкую леску? Схватив её за глаза, выволок на лед. Граммов 600-700 - определил я на глаз. Моя мормышка торчала в самом краешке губы, что ее и спасло.

За этот день еще как минимум дважды на мормышку брала щука. Дважды сразу после поклевки я не чувствовал никакой тяжести, кивок распрямлялся, и я вытаскивал только леску. Однажды при подсечке рывок был такой силы, что леска лопнула в один миг. Я не могу сказать, что за рыба клюнула, судя по разнообразию ее в водоеме, можно только предполагать.

Ближе к полудню начали "постреливать" жерлицы. Бывали моменты, когда одновременно взлетало несколько флажков, и мы все разбегались в разные стороны. Кто-то возвращался со щукой, а кто-то пробежался впустую. Очень было неудобно доставать трофей из замерзшей лунки, пробивали лед каблуком, если же жерлица стояла долго без "выстрелов", пробивали лед пешней.

Вы не замечали такую закономерность: даже если долго не клюет, только стоит присесть перекусить, обязательно один или пара флажков поднимут хозяина с места. И тогда в сторону летит и кружка с чаем, а, бывает, и с чем покрепче.

Из-за того что лед толстый и лишние лунки, чтобы походить с "дергалкой", бурить никому не хочется, тем более что они быстро затягиваются льдом, я решил облавливать лунки, предназначенные для жерлиц. Прежде чем поставить жерлицу, облавливаю лунку блесной или снасточкой. Это приносит результаты. Несколько щук было вытащено таким образом.

Есть и еще способ расшевелить вялого хищника. Нужно в выставленных жерлицах периодически шевелить живца, подергивая его за леску или слегка поднимая и опуская в лунке. В холодной воде наколотый живец замирает и на крючке висит без движения. Щука его не замечает. А вот шевелящуюся рыбку хищница чувствует издалека. Бывало, после шевеления живца, когда леска еще находилась в руках, чувствовал удар и резко подсекал.

Дважды при подсечке на жерлицах лопнула леска. Я бы не сказал, что леска была с дефектом, просто сильный напор рыбы, уходящей прочь, рвал леску, когда ее уже не оставалось на катушке.

После обеда подул северо-восточный ветер, и стало ощутимо холоднее. Да и клевать крупная плотва с подъязками перестали. Клевали только живцы, но они нам уже были ни к чему. Поэтому в основном мы наблюдали за жерлицами, греясь у костра.

Уже ближе к вечеру ветер погнал тучи дальше, и над горизонтом очистилась полоска неба, выглянуло низковисящее солнце, как бы предупреждая о скорых сумерках и темноте.

Пора было закругляться, что мы и сделали. И улов нас радовал. Не зря мы мерзли: 21 щука от 700 г до 1,8 кг на троих и килограммов 7 отборной плотвы с подъязками и окушками.

Значит, не так страшен черт, как его малюют. Нечего бояться мороза. Да, конечно, он вносит свои поправки в рыбалку. Особо не посидишь у одной лунки. Чтобы не замерзнуть, нужно больше двигаться. Пробурил подряд пару-тройку лунок, согрелся. Пробежал к поднявшемуся флажку - опять согрелся. Можно и обратно пробежаться. Прошелся с "дергалкой" по свободным лункам - опять тепло.

А вообще нам еще повезло с погодой. В ночь после возвращения выпал легкий, пушистый снег. Такой бывает, только когда температура воздуха очень низкая. А еще через день наступил настоящий холод: мороз ударил за 30, и сильный северо-восточный ветер продувал одежду насквозь. Но мы уже строили планы на  следующую рыбалку. Ведь охота к рыбалке пуще неволи.

Геннадий Побожий, г. Байконур

Фото автора