Охота на чавычу
Часть вторая Вернуться к предыдущему материалу
Вадим Сыромятников
Ловля чавычи требует большого терпения. Нам приходилось тщательно облавливать глубокие плесы реки, делать множество пустых проводок, чтобы ощутить хотя бы одну поклевку. Особенно затрудняло ловлю то, что вода в реке в середине июня была очень высокой и мутной (а пик хода камчатской чавычи обычно всегда совпадает с половодьем). Разумеется, в таких условиях рыба может заметить блесну только с близкого расстояния, поэтому задача стояла положить приманку ей "под нос".
Первое впечатление от реки Большая: широкая (до 200 метров) полноводная бурная река, полностью отличающаяся от "домашних" рек Вахиль и Островная, где мне приходилось побывать в прошлые поездки на Камчатку. Большая образуется после слияния двух рек - Плотникова и Быстрой, поэтому иногда еще называют эту реку Большая-Быстрая.
Большая несет свои воды по Елизовскому и Усть-Большерецкому районам Камчатской области и впадает в Охотское море. Участок для лицензионной рыбалки приходится на равнинную часть реки. От места впадения в Большую реки Начилово вниз по течению он тянется на двадцать три километра. Река Большая на этом участке представляет собой множество проток и стариц, заблудиться в которых довольно легко, поэтому по внешнему виду она мне напомнила Васильсурские разливы, только, к сожалению, у нас нет такого течения. Поэтому для рыбалки здесь необходим проводник или как минимум навигатор.
На реке множество удобных местечек с глубокими и широкими ямами, где идущая на нерест рыба отдыхает. Это одно из наиболее доступных и интересных для рыбалки на чавычу мест, именно здесь попадаются в большом количестве наиболее крупные экземпляры.
Первое место, которое мы по совету егерей начали облавливать, было нам понятным и представляло собой место впадения нерестовой реки Тундровая в реку Большую. В этих местах образовались два соблазнительных залива с обратным течением. Как нам поведали егеря, чавыча в основном двигается ближе к основному руслу, которое на Тундровой было не более 15 метров при общей ширине реки около 100 метров. И как раз в местах замедления течения рыба останавливается для того, чтобы прочистить жабры и отдохнуть для следующего броска вперед против течения.
Мне повезло первому ощутить поклевку королевского лосося: "небольшая" чавыча весом около 6 кг атаковала мою вращалку Mapso Alaska № 5 уже на пятом забросе. Долгой борьбы не получилось, и примерно через 5 минут после нескольких эффектных прыжков рыбы я вытащил на берег свою первую чавычу! Начало впечатляло: так быстро поймать первую рыбину... Однако следующую поклевку я ощутил только после обеда, а большинство моих спутников только на следующий день, поэтому оптимизма на легкую победу у нас поубавилось и мы приготовились к серьезной борьбе. ?
Вообще, как утверждает местная молва, если вы за один день поймали одну чавычу - вам повезло, и рыбалка состоялась; две рыбы - это удача, а больше 4 штук или 1 весом больше 20 кг - это счастье. Счастье в плане количества "привалило" ко мне на следующий день, когда по совету владельца фирмы, организатора тура Андрея Пятко два наших экипажа переместились на лодках на полкилометра выше по течению реки Большая, и мы приступили там к облавливанию большого проточного залива.
Чавыча сразу обнаружила себя прыжками из воды. Сработал рефлекс жерешатника: два быстрых последовательных заброса на минимальное расстояние от кругов принесли мне двух красавцев. После обеда мне удалось поймать еще двух. Однако вес каждой из рыбин по-прежнему не превышал 7 кг...
Начались поклевки и у моих товарищей. Открыл свой счет мой спутник по экипажу Игорь Филлипов. Игорь является одним из опытнейших лососятников в Латвии да еще и владельцем компании, поставляющей элитные японские рыболовные снасти на российский рынок. С ним у нас завязалась настоящая спортивная борьба по количеству выловленных экземпляров и максимальному весу отдельных рыбин. Это соревнование продолжалось до последнего дня и закончилось победой (со счетом 12:10) представителя маленькой, но гордой Латвии лишь по той причине, что у меня просто элементарно кончились "патроны" (уловистые колебалки), в то время как арсенал Игоря, изрядно "похудевший", все равно давал ему возможность продолжать рыбалку еще как минимум в течение недели...
Первая крупная чавыча клюнула на третий день у Сергей Лобаса. Ее вес составил 14,5 кг, борьба длилась более 15 минут, причем у экипажа не оказалось ни подсака, ни багра (по причине утопления последнего), поэтому мы были вызваны на скорую помощь с багром. Сергей уверенно справился с красавицей, несмотря на то что она несколько раз разматывала мощную катушку, при полностью затянутом тормозе, метров так на 50!
Хочу, кстати, отметить, что я видел в своей жизни всего нескольких рыболовов, которых, как говорят, "любит рыба". Сергей является одним из них. И во время наших совместных рыболовных экспедиций (а их было уже 5), и во время частых рыбалок у нас на "Васильсурской слободе" Сергей всегда отличался от своих спутников поимкой особо крупных особей. Я был уверен в этом и перед этой поездкой, и предчувствие меня не подвело!
Наверное, только после окончания третьего дня мы отошли от "первого испуга" - встречи с бурной широкой рекой и ее "королевой" чавычей, и после совместного анализа начали понимать происходящую рыбалку.
Оказывается, чавыча заходит из Охотского моря в реку только во время прилива и при отсутствии шторма. Во время захода в устье чавыча подвергается избиению со стороны многочисленного стада нерп, которые отъедают у добычи только голову. При социализме устраивали даже отстрел нерпы в этом месте, так как зверь приносил непоправимый урон поголовью редкой рыбы. Кстати, нам попалось несколько рыбин с глубокими шрамами от когтей нерпы.
За сутки чавыча проходит вверх по течению около 18 км, поэтому, зная расстояние от устья до места вашей рыбалки и имея график приливов и отливов, можно понять примерное время прохождения косяков чавычи мимо вас.
Первые экземпляры чавычи появляются в реках Камчатки во второй половине мая. Еще снег лежит на сопках и в глубоких распадках, а инстинкт продолжения рода уже зовет лососей вернуться в родные речные воды. Путь до нерестилищ неблизкий, в некоторых реках он достигает нескольких сотен километров. И стоит только удивляться силе и выносливости этих красивейших рыбин, которые, не питаясь, преодолевают немалые расстояния.
Наиболее массовый ход чавычи начинается с середины июня, и он совпадает с выходом мойвы к берегам Охотского моря. Перед поездкой на реку мы на побережье наблюдали, как мойву буквально лопатами собирают с берега во время отлива. Заканчивается ход чавычи в десятых числах июля, однако отдельные экземпляры попадаются рыболовам до сентября.
Чавыча приманку воспринимает не как пищу, а как раздражитель и опасность для икры, на которую реально есть немало охотников - это, в первую очередь, мякижа, голец, кунжа и пр. Поэтому чавыча атакует приманку только в том случае, когда блесна оказывается в непосредственной близости от нее или становится на ее пути. Основная задача при ловле чавычи и заключается в том, чтобы доставить приманку в район предполагаемой стоянки рыбы на минимальной скорости и с максимально возможным заглублением.
Причина этих требований проистекает из своеобразного экстерьера чавычи. При одинаковой длине с семгой чавыча раза в полтора толще и тяжелее и, соответственно, не столь стремительна и маневренна. Медлительность не позволяет ей оперативно реагировать на приманки, быстро приближающиеся к ней по течению, а разворачиваться и догонять - не в ее стиле. Проводки сверху вниз по течению мало результативны, наибольший эффект возникает при ловле на снос в район предполагаемой стоянки рыбы. Проводка против течения также должна выполняться как можно медленней.
Чавыча далеко не всегда обнаруживает себя, и догадаться о присутствии ее в таких случаях нелегко. Река кажется пустынной, но впечатление это обманчиво: в глубине стаи лосося продолжают свое неутомимое движение к нерестовым перекатам.
Но иногда чавыча все же выдает свое присутствие активными действиями. Утром и вечером мы наблюдали акробатические номера в ее исполнении. Это были и прыжки в длину, когда рыба пролетает несколько метров, и перевороты через голову, когда чавыча с оглушительным шумом падала в воду. Но чаще всего она просто показывает верхнюю часть туловища, подобно дельфинам, как говорят местные: "Дает горба". При виде этого зрелища наши сердца начинали биться учащенно, так как обычно после визуального контакта следовали уверенные поклевки.
Чавыча - рыба сильная, хотя и не очень быстрая, и при неправильных действиях может сокрушить любую снасть. Сильное течение камчатских рек затрудняет вываживание этой крупной рыбы. Королевский лосось яростно борется, стараясь уйти на струю, поэтому надо руководить ей движениями спиннинга, не давая слабины, так как рыба при рывке может сорваться с блесны, разогнуть тройник или порвать плетенку. Экземпляры весом более 10 кг всегда приходится по нескольку раз отпускать на 10-40 метров и вновь осторожно подтягивать.
Особенно опасны для снасти моменты, когда рыба начинает резко мотать головой у самого берега или лодки. Именно поэтому, после поимки первых рыбин, я поменял мягкий спиннинг "от Новосадова" на более жесткий "от Тамаза", так как только с ним я мог диктовать свои условия при вываживании с лодки. В случае поклевки "великана" при ловле с берега во имя спасения снасти рыбак садится в лодку и преследует чавычу несколько сот метров (что напоминало мне вываживание крупных волжских сомов).
Нам показались наиболее перспективными границы между струей и спокойной водой ("крутилки") и места слияния двух потоков, так как между ними возникает обратное течение, подходящее для отдыха чавычи.
Мы начали осваивать эти интересные места, и удача стала улыбаться новичкам. Сначала Сергей Емельянов за 20 минут "покорил" чавычу весом более 12,5 кг, а потом самый неопытный участник экспедиции, тот, кого учили привязывать блесны, взял чемпионскую чавычу весом в 16,5 кг. Ее он "уговаривал" более 30 минут. Воистину, новичкам всегда везет на рыбалке! После этого события наш экипаж "бывалых" решил отказаться от послеобеденного сна в борьбе за трофей, но удача так и не улыбнулась нам - мы не смогли поймать трофейный экземпляр размером более 10 кг. Неоднократно праздновал победу над королевским лососем и самый юный участник нашей экспедиции - 12-летний Андрей Лобас.
Поклевка чавычи обычно ощущается как короткий резкий толчок, а при поклевках “великанов” первое впечатление, что блесна просто зацепилась за бревно. Но после того, как “бревно” начинает угрожающе шевелиться, ты понимаешь, какая серьезная борьба предстоит…
Самцы нам попадались не более 8 кг. Все крупные экземпляры более 10 кг были самками. Мне показалось странным то, что в чавыче весом больше 16 кг было не более 1,5 кг икры, причем совсем не крупной, вопреки тому, что нам рассказывали про чавычевую икру. Оказалось, что ее икра начинает созревать только при заходе чавычи в пресную воду камчатских рек. В течение 2 недель, пока рыба идет до мест икромета, икра достигает размера клюквы и увеличивается в весе почти в 2 раза. Именно поэтому икра чавычи очень ценится среди камчадалов (а до нас такая икра просто не доходит). Однако и молодая "несозревшая" икра, приготовленная за пять минут егерем Юрой, пользовалась в нашем лагере большой популярностью (уже к утру она всегда уничтожалась методом съедения).Интересный факт: понедельник и вторник на реке - это проходной день, нельзя изымать пойманную чавычу, ловля происходит только приманками, на которых стоят тройники со сломанными бородками. За эти дни нас несколько раз проверяла рыбинспекция, причем реально осматривали приманки на спиннингах. Однако к тому времени мы и сами перестали изымать самцов, так как количество ежедневно пойманной рыбы неуклонно увеличивалось. Моя рекомендация в этом плане: не брать с собой багор, а пользоваться большим подсачеком. После багрения из чавычи вытекает огромное количество крови, и отпускать ее уже бесполезно.
Кстати о рыбинспекции. Мы видели часто их катера, но не менее часто наблюдали браконьеров, которые плавающими сетями прочесывали узкие протоки и устанавливали там стоячие сети. Когда мы сообщили начальнику рыбинспекции номер одного катера "браков", среди белого дня орудующего на нерестовой реке, от него последовало лишь многозначительное: "А-а, я знаю, кто это...", и на следующий же день те же браконьеры опять были на своих прежних местах. Видимо, высокая стоимость мяса чавычи (даже в Петропавловске она достигает в конце мая 1000 рублей за 1 кг, а потом плавно снижется к июлю до 250) и коррупция позволяют решать браконьерам все вопросы...
Мне было интересно узнать, как ловят чавычу камчадалы, поэтому еще в Петропавловске в магазине я приобрел местную снасть под названием "камчатская оснастка". Ее суть: к проволочному, согнутому под прямым углом коромыслу присоединены два отрезка лески, на одном - грузило весом 30-50 г, на другом - легкая вращающаяся блесна без сердечника, приблизительно №4-5. Нужно признать, что эта камчатская снасть (а по-нашему - просто донка на спиннинге) весьма проста, надежна и уловиста при всей ее топорности.
Использование таких снастей и традиции их изготовления сложились здесь за долгие годы. На резиновой лодке, стоящей на якоре, в специальные гнезда вставляется до 6 спиннинговых удилищ с оборудованными на монолеске (диаметром до 1 мм) камчатскими оснастками. Можно представить ее убийственную эффективность, если на пути чавычи на "ее глубине" неподвижно стоят, вращаясь, сразу 6 приманок - самодельных вращающихся блесен с разноцветными бусинками и опереньем!
Основной недостаток данной конструкции, на мой взгляд, в слабой подсечке. Отрезок лески, соединяющий коромысло с грузилом, короче, и для компенсации разложения сил на коромысле требуется весьма размашистая подсечка, поэтому необходимы чрезвычайно мощные удилища, простые катушки, атлетическая подготовка и лекарства для лечения пальцев, поврежденных при вываживании громадной чавычи катушкой типа "Невская".
На наш взгляд, при этом виде ловли полностью пропадает спортивность рыбалки (что-то вроде троллинга получается, только без езды), поэтому мы не стали увлекаться этой снастью...
Я все-таки пожалел, что не взял эхолот, так как с его помощью мы нашли бы десятки потаенных ям на длинных прямых участках реки (а они там явно должны были быть), до конца изучили бы рельеф дна на участках обратного течения и т.д.
Питание в лагере было отменным: повар Володя очень искусно готовил чавычу. Мы ее перепробовали всякую: и жареную, и печеную в фольге, и местное "сашими" - кусочки сырой рыбы опускались в соевый соус и немедленно съедались. Наиболее вкусна была уха из чавычи, ее вареное мясо просто таяло во рту. Именно поэтому попытки повара приготовить мясные блюда не находили у нас понимания: мясом-то и мы дома наедимся, а вот свежего королевского лосося вряд ли у себя попробуем.
По результатам всей рыбалки наиболее уловистыми приманками у меня оказались:
1. Колебалки “Крокодил 70” , 33 г, от санкт-петербургской компании “Экотехнология” (на эту блесну экспедиционерами было поймано наибольшее количество рыбы, в том числе и самые крупные экземпляры).
2. Колебалки Weight, 42 г, компании Аeliтa.
3. Вращалки Lukris Alaska № 5.
Ведь недаром еще в 18 веке Степан Крашенинников в своей книге "Описание земли Камчатки" так рассказал о вкусовой ценности этого лосося: "Камчадалы так высоко почитают объявленную рыбу, что первоизловленную, изпекши на огне, сьедают с изъявлением превеликой радости. Ничто так не досадно тамошним российским жителям, как сие камчатское обыкновение, которые от них в работу нанимаются: ибо хотя бы хозяин умирал с голоду, однако работник не привезет ему первой чавычи и, не взирая ни на какия угрозы, не преминет съесть первой чавычи...". Мы тоже согласились с предками: с гастрономической точки зрения чавыча по сравнению с остальными тихоокеанскими лососями оказалась вне всякой конкуренции!
Пять дней, выделенных согласно плану экспедиции на ловлю чавычи, пролетели очень быстро. Несмотря на довольно прохладные ночи (до 2 градусов) днем солнце пекло очень крепко, поэтому многие наши рыболовы к концу рыбалки уже ходили с обгорелыми лицами.
Боезапас уловистых приманок к этому времени окончательно растаял, зато у нас появилась уверенность в своих силах и чувство удовлетворения от незабываемой рыбалки.
Впереди нас ждала рыбалка на Тихом океане и полет в Долину гейзеров...
Выводы по результатам третьей экспедиции на Камчатку можно сделать следующие:
1. Да, это была именно охота на чавычу, а не рыбалка. Не зря ее так называют специалисты, потому что как охотник высиживает зверя, так и рыболовы здесь высиживают проходящую чавычу.
2. Мне пяти дней для этой рыбалки показалось мало. Я встретил в самолете своего знакомого, который ежегодно приезжает за чавычей на срок не менее 10 дней. Я же не смог за короткий срок качественно отловиться воблерами, не объехал множество интересных мест. Осталось чувство (и не у меня одного), что не доловил...
3. Приманок много не бывает, их бывает только мало. В этом году из-за большой воды работали более тяжелые приманки, в прошлом - более легкие, типа Kuusamo Super Taimen, поэтому надо брать все их виды и веса.
4. Чавыча может клюнуть даже у неопытного рыболова, главное - правильно встать и методично проводить приманки через места предполагаемого хода рыбы. Все остальное зависит от вашей удачи.
У американцев есть выражение: "вы не запомните ни одного кижуча, пойманного вами, однако навсегда запомните каждую пойманную вами чавычу". Это оказалось правдой. Я уже дважды ловил кижучей на Камчатке, однако не могу сравнить эти рыбалки с рыбалкой на чавычу. И в долгие зимние вечера, готовя снасти к новой рыбалке, я буду вновь и вновь вспоминать эти поклевки и свои ощущения от борьбы с каждой из пойманных мной рыбин.
Кстати, я уже вновь сделал заказ на уловистые колебалки. Мы с Сергеем решили, что в следующем году обязательно вновь полетим на Камчатку - на королевскую рыбалку за трофейной чавычей, и будем летать туда ежегодно... Кто с нами?