Ода лодке-раскладушке
А знакомство наше случилось по самой прозаичной причине. В одну из поздне-осенних рыбалок я зацепил за старую, свитую течением в канат сеть и, естественно, оборвал очень уловистую и потому любимую блесну. Оставлять ее игрушкой ракам не хотелось, но и лезть в холодную воду казалось безумием.
Своей посудины у меня тогда еще не было, и я вспомнил, что коллега по работе хвалился, что смастерил лодку, да немного оплошал с размерами - в "Запорожец" не влезает, и опробовать никак не получается. В мой "жигуленок" она поместилась вполне свободно и помогла спасти приманку, а, привезя через какой-то час "раскладушку" владельцу назад, я получил настойчивое разрешение пользоваться лодкой до конца сезона.
Надо сказать, сильно она мне понравилась, и я ненавязчиво намекал Васильичу, что купил бы. Он ответил коротко, мол, продать не может, только подарить. Я отказался от такого щедрого презента, и лодка очутилась у менее щепетильного соседа. Но до самого ледостава вдоволь наплававшись по небольшой речушке и переловив немалое количество разнокалиберных щук, я хочу воздать ей должное. Хороша! Обзывали ее, правда, и "корытом", и "гробом", и еще как-то обидно, да она ж не фифа буржуйская, а самая что ни на есть боевая и простая баба деревенская, которую зазря глупым словом не обидишь.
Конструкция довольно устойчива на воде - нечаянно не перевернешься, как на скользкой и гремливой из алюминия. Благодаря деревянным бортам нестрашно подводить крупного растопыренного окуня и продираться сквозь сухие заросли тростника, что на легкой "надувнушке" чревато нежелательным купанием.
Плоский нос удобно поддержит две-три четырехметровые удочки. Опять же, разложить-сложить - хватит одной минуты при частых переездах с места на место, что при спиннинговой ловле на узкой заросшей речке явление обычное, очень удобно.
Минусы, конечно, есть. Во-первых, особенность транспортировки. Либо на багажнике сверху, что довольно громоздко и непрезентабельно, либо в салоне автомобиля, но при этом занимается разложенное переднее пассажирское сиденье и почти половина заднего, плюс пылинки, травинки да капельки. Во-вторых, на большую воду не спустишь - слишком опасно. Но, как говорится, всему свое место. Балерине нет дела в телятнике, а кухарке - в Совете Министров. Одному воблерочек за пятьсот рублей не жалко в коряги закинуть, а другой и китайским спиннингом за сотню дорожит... Главное - быстрота и мобильность, а это и за деньги порой не сыщешь.
Итак, для изготовления лодки нужны сухие обрезные строганые доски толщиной 20 мм и шириной 30 см. Два куска по 2 м 20 см и четыре - около одного метра. Еще понадобится отрез прорезиненной ткани на днище, две полоски толстой жести или алюминиевая лента, рейки для направляющих под распорки и гвозди 4-5 мм.
Доски режем по задуманным размерам и, проолифив, красим. Прибиваем рейки под направляющие, ставим распорки, и, зафиксировав от "разъезжания" в стороны, натягивая, крепим тканевое днище. Край брезента подгибается вовнутрь и через металлическую полосу довольно часто прибивается к торцам досок бортов (только не к распоркам!). Как правило, вода не просачивается, но для надежности можно подстраховаться герметиком между доской и тканью. Все, лодка готова!
В сложенном виде длина ее 2 м 20 см, ширина 30 см, а толщина, в зависимости от плотности материала днища, около 10 см.
В рабочее положение приводим так. Раздвигаем борта, вставляем одну распорку горизонтально под ноги, и две - вертикально на носу и корме судна. Все дополнительно фиксируется насаживаемым на борта сиденьем.
Габаритные размеры, конечно, произвольные, но обусловлены следующими соображениями: 2 м 20 см - максимальная длина, вмещающаяся в автомобиль-"классику", а ширина больше одного метра не позволит работать веслами-коротышами. Попадалась мне на глаза лодка и полутораметровой длины, но плавал на ней невысокий юноша в сельском пруду с предельной глубиной около метра. При моих 100 кг - цирковой номер.
Свежесделанную лодку не возбраняется украсить романтическим названием и укомплектовать спасательным кругом, якорем, огнетушителем и проблесковым маячком.
Дальних стран и семь футов под килем категорически не рекомендую. А на малых реках - счастливого плавания!
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Рис. автора