Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Обсуждаем закон О ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РЫБАЛКЕ

Обсуждаем закон О ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РЫБАЛКЕ


Вячеслав Михайлов, г. Калуга

Слежу, как и многие читатели, за рождением ФЗ "О любительской рыбалке", поначалу даже порадовался тому, что на пленарном заседании Государственной Думы РФ 10 декабря 2013 года его все-таки приняли в первом чтении. На подготовку ко второму чтению дали целых тридцать дней. В этот же срок депутаты ГД РФ, независимые эксперты и общественность имели возможность внести свои предложения по проекту. 
  
279-4-1.jpg       
Принятый в первом чтении проект ФЗ "О любительском рыболовстве" (далее - Проект) состоит из 27 статей, 5 из которых (статьи 22 - 26) о внесении изменений в НК РФ, БК РФ, ВК РФ и ФЗ: "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и "О животном мире", ст. 27 - о вступлении Проекта закона в законную силу.

К сожалению, в опубликованном на официальном сайте ГД РФ Проекте осталась память о том, что его депутаты обещали принять еще в 2012 г., а ввести в действие с 1 января 2013 года. Эта дата, наверное, все же ко второму чтению будет приближена к реальности. Хотя, гадать не хочется.

Усмотрел в Проекте и просто недоработки. К примеру, пункт 2 статьи 2 Проекта, где дано определение объектов любительского рыболовства, к ним относятся, кроме рыб, водных млекопитающих, водорослей, других водных животных и растений, находящиеся в состоянии естественной свободы (далее - водные биоресурсы). Если все так и останется, то мы, любители, надо понимать, получим право на удочку ловить бобра, ондатру, выдру и других водных млекопитающих, а также соревноваться в ловле водорослей и иных растений в воде. Смешно?

На многочисленных рабочих группах, всякого рода советах и совещаниях, посвященных подготовке Проекта, много говорилось о его социальной направленности. Научная общественность и наиболее просвещенные любители много говорили о необходимости использовать опыт Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Германии, Швеции и других стран, где успешно развивается социально направленное рекреационное рыболовство. Социально ориентированное рекреационное рыболовное хозяйство гораздо ближе к менталитету российских рыболовов.

Однако само прочтение пункта 3 статьи 2 Проекта, где дано определение рекреационного рыболовного хозяйства, показывает его коммерческий характер. Конкретно там сказано, что эти хозяйства созданы и создаются для предоставления возмездных услуг в области любительского рыболовства на рыболовных участках, предоставленных для оказания услуг в области любительского рыболовства.

В своем независимом заключении по этому Проекту, направленному мною в ГД РФ, попросил напомнить разработчикам, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В Проекте, почему-то не осталось положения о спортивном рыболовстве, а предложено впредь этот вид отнести к физкультуре и спорту. Само же спортивное рыболовство должно регулировать ФЗ о физической культуре и спорте. При этом у меня лично сложилось мнение, что и над этим никто всерьез не подумал. Ведь физическая культура, в том виде, как она регулируется базовым законом, конечно же, никак не соотносится с целями и задачами спортивного рыболовства. Надеюсь, как и все мы, любители, на то, что ко второму чтению в Проект все же вернут специальную статью об этом.

Говорить о том, что разработчики не учли замечаний любителей и общественности, нельзя, так как Проект дает возможность нам свободно и бесплатно рыбачить на водных объектах общего пользования, которых не должно быть в субъекте РФ менее 90%. Стало понятнее и с именным разрешением рыболова. Так, в Проекте оно определяется как документ, предоставляющий гражданину право на вылов ценных видов водных биоресурсов. Это разрешение будет документом строгой отчетности, получит учетные серию и номер. Форма бланка, порядок выдачи и аннулирования именного разрешения будут утверждаться Росрыболовством.

В Проекте, а именно пункт 7 статьи 2, под рыболовным участком предлагается считать природный водоем или его часть, искусственный водоем, предоставленный для оказания услуг в области любительского рыболовства, в том числе для добычи (вылова) водных биоресурсов по именным разрешениям.

Проект предлагает, кроме бассейновых правил рыболовства, предоставить право субъектам РФ разработать свои правила любительского рыболовства, в которых будут закреплены, в том числе суточные нормы вылова. Эти правила будут утверждаться органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Росрыболовством. В них, к тому же, должны предусматривать нормативы, параметры, сроки и ограничения рыболовства.

Дождались любители и того, что Проектом ограничивается розничная продажа сетных орудий лова. Их будут продавать только ор. лицам и ИП, а также рыболовам-любителям, у которых есть разрешение. Вводится запрет на реализацию электроловильных установок всех типов, применение которых может повлечь массовую гибель водных биоресурсов.

Проектом устанавливается и размер госпошлины за выдачу именного разрешения рыболова 200 рублей, а ставки сбора за каждую выловленную рыбу может составить от 35 рублей до 476 рублей.

Автор не разделяет оптимизма разработчиков Проекта в их стремлении прописать в законе, а именно в части 3 статьи 8, осуществление любительского рыболовства с возвращением добытых (выловленных) водных биоресурсов и объектов аквакультуры в среду их обитания, то есть принцип "поймал-отпустил". Также о том, что не всегда такая рыбалка возможна, много пишется в рыболовных и околорыболовных СМИ. К примеру, в статьях журнала "Охота" принцип "поймал-отпустил", или теория и практика рыболовного хулиганства" (№9 за 2008 г.), "Про "тухлый" товар на рынке рекреационных технологий" (№ 7 за 2009 г.). 
  
279-4-2.jpg

Имеющиеся исследования последствий применения принципа "поймал-отпустил" показывают, что величина смертности рыбы, в том числе лососей, может варьировать в зависимости как от объективных условий (абиотические факторы водной среды - температура, соленость, насыщение кислородом, химическое загрязнение; вид рыбы, ее размеры, упитанность, накормленность и физиологическое состояние, дикая или садковая и т.д.), так и субъективных (применяемые рыболовные снасти и их оснастка; уровень квалификации рыболова, его этическое воспитание, длительность вываживания добычи и характер действий рыболова в отношении пойманной рыбы; наличие или отсутствие перчаток против ожога рыб от рук рыболова, локализация рыболовного крючка и его размеры, продолжительность нахождения рыбы в воздушной среде, длительность наблюдений за выпущенной после поимки рыбой и т.д.). 

Незнанием этого, возможно, объясняется то, что, к сожалению, даже у отдельных специалистов в области рыболовства укоренилось мнение, что принцип "поймал-отпустил" безвреден. С другой стороны, отсутствие правового механизма рыбалки по принципу "поймал-отпустил" и неувязка его с квотами на добычу рыбы может привести к злоупотреблениям. Уже сейчас отдельные бизнесмены от любительской рыбалки продают специальные разрешения на ловлю рыбы по принципу "поймал-отпустил". При этом эти разрешения никак не увязывают с имеющейся квотой. В связи с тем, что часть отпущенной рыбы погибает, не может не появиться перелов рыбы. Об этом неоднократно писалось в СМИ. 

Исходя из этого, наверное, будет правильным, если Проект, а именно часть 3 статьи 8 дополнить новым абзацем следующего содержания: "Осуществление любительского рыболовства с возвращением добытых (выловленных) водных биоресурсов и объектов аквакультуры учитывается в общем размере квоты юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым предоставлены рыболовные участки, проводится под контролем специально обученных работников этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Положением о проведении такого вида любительской рыбалки, разработанного органом федеральной исполнительной власти в области рыболовства".

И последнее. Можно много и пространственно писать о Проекте, но все же хорошо, что он есть. Теперь нам надо попытаться помочь разработчикам довести его до разумной полезности. Надо писать депутатам, через СМИ продолжить давать свои предложения, тем более что у нас, в России, еще продолжают оставаться многовековые нравственные и этические приоритеты в рыбалке и отдыхе на природе. Это пока еще массовое увлечение, которое воспето в художественных произведениях, большой пласт отечественной культуры. Наконец у нас, у большинства отечественных любителей рыбалки, свой менталитет. Он не принимает предлагаемую ныне рекреационными  рыболовными хозяйствами на предоставленным им рыболовных участках рыбалку в форме игрового бизнеса, подмену нашей вековой рыбалки игрой в рыбалку.