Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > О водоохранной зоне водных объектов

О водоохранной зоне водных объектов

12-1-17-2010.jpg

Написать эту небольшую заметку решил после того, как, наслушавшись рассказов рыболовов-любителей и просто жителей Астрахани, обратился к новой статье в административном кодексе, введенной в действие с 31 марта т.г. Это статья 8.42 КоАП РФ. Нас, рыболовов, и граждан, которые любят проводить свой отдых у водоемов, должна заинтересовать часть первая названной статьи. Введена она была Федеральным законом № 380 от 28 декабря 2009 года.

Статья 8.42 КоАП РФ. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Рассказы рыболовов-любителей и астраханцев, испытавших на себе санкции этой новой статьи, сводились примерно к следующему.

“Поехал на машине к Волге, остановился и стал доставать рыбацкие снасти. Через какое-то время ко мне подошли два (один и др. варианты) сотрудника милиции. Они сказали, что нарушил требования водного кодекса, который запретил передвижение автомобилей в границах водоохраной зоны.

Я удивился, т.к. никаких информационных знаков о том, что здесь есть какая-то водоохранная зона, не видел. На это милиционеры сказали, что знаки сняли вандалы или просто хулиганы и начали составлять протокол об административном правонарушении. Потом они смягчились, предложив уплатить им штраф поменьше, чем предусмотрено в статье. Я согласился. Настроение у меня после их ухода не улучшилось, посидев на жаре с час, поехал домой.”

В астраханских СМИ появились обращения к властям с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию. Встревоженные астраханцы направили письма с просьбой официально ответить на их вопросы. Среди них были интересные для всех граждан России, которые могут уже сегодня испытать на себе силу нового закона.

Как узнать о существовании водоохраной зоны на реке или ином водоеме? Кто и каким образом должен проинформировать население о границах водоохранной зоны? Как теперь сгружать в воду свой катер, если подъезжать к реке нельзя? Как реализовать право гражданина на отдых у реки? А как до берега реки или водоема добираться инвалиду-колясочнику? И таких вопросов возникает все больше.

Чиновники на это говорят о необходимости запрета движения и стоянки автомашин любителей рыбалки в пределах водоохранной зоны, так как это вызвано целями сохранения природной среды и чистоты водных объектов.

Они, как правило, ссылаются на статью 6 ВК РФ, которой для общего пользования отведена полоса земли вдоль береговой линии водного объекта (береговая полоса). Этой береговой полосой может пользоваться каждый гражданин: рыбак или просто отдыхающий. К полосе могут причаливать плавучие средства. А в завершение они говорят: “Оставляйте автомашину в установленных законом местах или на удалении от водоохраной зоны и отдыхайте на здоровье. Но не нарушайте действующие правила”.

Многие, с кем удалось побеседовать, негодуют по поводу информации из Астрахани о том, что правоохранители здесь стали штрафовать в соответствии с названной статьей рыболовов-любителей, владельцев автотранспорта, за нахождение в водоохранной зоне рек и других водоемов.

Пока сообщений, что штрафуют в других регионах, у автора нет. Но это, наверное, пока. Ведь статья 8.42 КоАП РФ действует на всей территории России, и появилась она не на пустом месте. С 2006 года действует Водный кодекс РФ, а в нем статья 65, принудить к выполнению которой и должна новая статья административного кодекса. Статья 65 ВК РФ определяет понятие, необходимость и порядок установления водоохранных зон.

Водоохранная зона – это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Подпунктом 4 пункта 15 названной статьи в водоохранных зонах запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ как раз и предусматривает наказание любителей за нарушение подпункта 4 пункта 15 статьи 65 ВК РФ. Ширина водоохраной зоны установлена той же статьей 65 ВК РФ.

Это ширина водоохранной зоны установлена для:

1) рек или ручьев, устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью

до десяти километров – пятьдесят метров;

от десяти до пятидесяти километров – сто метров;

от пятидесяти километров и более – двести метров.

2) озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километ-
ра – пятьдесят метров.

4) прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов) – двести метров независимо от уклона прилегающих земель.

5) Для озер, проточных и сточных, расположенных в границах болот и соответствующих водотоков – пятьдесят метров.

Но есть в статье 65 ВК РФ пункт, знать который следует каждому любителю, если, конечно, он не хочет стать нарушителем закона.

Пункт 18 статьи 65 ВК РФ. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления таких границ определен постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17 “Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов”.

Ответственными за исполнение указанного порядка указаны органы власти субъектов РФ, которые обязаны не только определить ширину водоохранных зон и ширину прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 ВК РФ, но и отобразить границы таких полос в картографических материалах. Они же обязаны разместить на местности специальные информационные знаки.

В пункте 18 статьи 65 ВК РФ и есть наша “палочка-выручалочка”. Не установлены в порядке, установленном Правительством РФ, границы, в том числе и специальными информационными знаками, – и нет административного правонарушения.

Помните также, что составить протокол о нарушении Вами требования подпункта 4 пункта 15 статьи 65 ВК РФ, предусмотренного статьей 8.42 КоАП РФ, могут сотрудники милиции и должностные лица органов государственной власти, которые осуществляют соответственно федеральный (статья 23.23 КоАП РФ) и региональный (статья 23.23.1 КоАП РФ) государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. Пока – в соответствии с административным кодексом – руководители этих, федерального и регионального, органов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов могут и принимать решение о наказании. О таком праве должностных лиц милиции автору ничего не известно (в КоАП РФ такого нет).

Думаю, что теперь, когда создан и начинает работать механизм принуждения к исполнению норм статьи 65 ВК РФ, не стоит продолжать обижаться на власти. Закон есть закон. Его следует выполнять.

Вячеслав Михайлов, г. Калуга