Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > О том, как Шуба за палтусом охотился

О том, как Шуба за палтусом охотился

Евгений Константинов, г. Москва
Фото автора

Понятное дело, что подавляющее большинство рыболововтуристов отправляются в Норвегию, в первую очередь, чтобы стать обладателем такого знатного трофея, как палтус. По-английски палтус называется halibut, если же это слово произносить по-русски, то звучит, как халибат. Но Серегу Костикова, этот самый халибат, по большому счету, интересовал не особо. Да и вообще морская рыбалка – так называемая боат-фишинг – его не привлекала.

О том, как Шуба за палтусом охотился

“Зачем, выходя в море на суденышке, колыхаться на сумасшедших волнах, опуская на немалую глубину полукилограммовые приманки и тупо поигрывать дубовым спиннингом с мощнейшей катушкой, на которой намотано двести метров плетенки? – думал и высказывал мысли вслух Костиков, которого друзья частенько называли Шуба. – Большого мастерства здесь не требуется. Скорее пригодятся сила мышц и выносливость, чтобы выкачивать из глубин попавшуюся рыбину”.

Гораздо привлекательней для него была рыбалка на небольших речушках, в которых на ультралайтовый спиннинг можно было поймать форель-пеструшку, и на озерах, где водился арктический голец. При первой же возможности Шуба устремлялся на эти, милые его сердцу водоемы, чтобы в полном уединении порадоваться поклевкам не очень крупных рыбешек.

Во фьорды и в море он, конечно же, выходил – вместе с другими журналистами, приглашенными в Норвегию в пресс-тур с целью развития рыболовного туризма в общем и продвижения рыболовных баз – в частности. И ловил вместе с ними треску и зубатку, сайду и пикшу, менька и морского окуня. Только с палтусом ни у Шубы, ни у его товарищей до поры до времени не складывалось.

Однако настоящие рыбаки – народ, упертый до невозможности. И вот во время очередной экспедиции две лодки стартовали от пристани рыболовной базы под названием “Маланген Брюгге”, чтобы в очередной раз поохотиться за халибутом. Но море разгулялось, и одного из рыбаков одолела соответствующая болезнь. Приняли решение вернуть его на одной лодке на базу, при этом Шуба передислоцировался во вторую лодку и продолжил ловлю вместе с Александром и Владимиром. Ловили с глубины порядка полусотни метров, но из-за неслабого дрейфа приходилось постоянно сдавать леску, чтобы приманка не очень высоко поднималась над дном. Все трое попеременно вытаскивали то менька, то сайду, то сравнительно некрупную треску. Ну, как некрупную, – килограмма по два-три, что, согласитесь, для водоемов Подмосковья вполне приличный размерчик. Но в Подмосковье порой вообще можно остаться без улова, здесь же таких пролетов просто не бывает. И все-таки вся троица теплила надежду полюбоваться палтусом. Как оказалось, не напрасно.

Повезло Володе. Ну, опять-таки, как повезло? Мало того, что под лодкой приличная глубина, так из-за дрейфа рыболов еще и лески отпустил метров под сотню, и вот тогда-то у него и случилась поклевка. Володя – мужик высокий, крепкий, спортивный, но надо было видеть, с каким трудом давалось ему вываживание попавшейся на крючок рыбины. Одно дело – побороть подводного, пусть и сильного соперника быстро, но, когда действо затягивается на десять, двадцать и больше минут, приходится очень нелегко. Шло время, Александр успел выкурить три сигареты, Шуба вместе с ним нет-нет, но давал какие-то советы… в итоге, к радости для всех, одолел Володя своего палтуса. Но вымотался до такой степени, что до окончания рыбалки к удилищу не притрагивался, просто сидел в лодке, отдыхал и любовался природой.

Глядя на такое дело, Шуба решил, что для него лучше уж поймать десяточек форелек, чем одного халибута. Но целеустремленность других рыбаков в отношении палтуса оказалась заразительной, и в следующую поездку в Норвегию, теперь – в район Лофотеновых островов, наш Шуба решил отнестись к морской рыбалке более серьезно. Впрочем, отказаться от замечательной рыбалки на озерах он тоже не мог, и не без успеха исследовал многие из них, особенно радуясь поимкам арктических гольцов.

И все-таки – море. Капитан кораблика был стопроцентно уверен, что съемочной группе, которую он доставил на место, где обитал палтус, будет что зафиксировать, и казался прав. Халибут клевал, более того, откусывал у приманок хвосты и даже расправился с одним толстым поводком, а затем схватил-таки крупнейший виброхвост на не менее крупной джиговой головке на снасти Шубы! Капитан изначально настойчиво советовал всем рыбакам после поклевки, выражающейся в легком подрагивании кончика удилища, делать подсечку не сразу, но немного выждать. И Шуба выждал, подсек и сразу ощутил тяжесть на противоположном конце снасти. Начал выкачивать что-то очень и очень тяжелое, но песня продолжалась недолго, возникла слабина, а это означало сход трофея. Шуба отнесся к этому немного флегматично – в отличие от капитана, который хватался за голову и утверждал, что сошедший палтус был никак не меньше тридцати кило…

В следующий раз шанс завладеть халибутом предоставился Сереге Костикову, когда он посетил самый север Норвегии, – местечко это называлось Мехамн. И здесь уже Шуба был настроен, что называется, не по-детски! На собственном опыте он досконально изучил, что и как делать во время кажущейся очень простой морской охотой за палтусом, которого кто-то из знакомых обозвал еще и “морским языком”. Нельзя было не поймать, никак нельзя. Тем более что вышли охотиться именно за этим самым “языком”, тем более, что оператор с видеокамерой наготове, что все должно быть заснято и затем показано по телевизору.

Но! Хотя на вышедшем в море кораблике и расположились семеро рыболовов, хотя и место ловли было хорошо известно опытнейшему капитану по имени Видар, но усилившийся ветер нес суденышко слишком сильно. Из-за этого Шубе и его товарищам было сложно простукивать приманками дно, а, значит, и соблазнить на поклевку капризного палтуса. И всетаки один рыболов увидел поклевочку, но поторопился с подсечкой; другой все сделал правильно, но после недолгого вываживания нагрузку не выдержал крючок на приманке – обломился.

А потом каким-то образом снасть Шубы и его товарища слева перехлестнулись. Капитан Видар поспешил на помощь и привел все в порядок, после чего, при очередном подъеме удилища в вертикальное положение Серега вдруг понял, что сделать это не получается. Зацеп за что-то на дне? Нет! Кончик спиннинга задергался, и тут уже рыболов вложил всю силу в подсечку. А затем началось то самое действо, ради которого многие и становятся фанатами рыбалки. Минуты три Шуба не был способен хотя бы удобнее перехватить удилище, а когда все-таки перехватил и начал вращать ручку катушки, почти сразу почувствовал слабину на противоположном конце снасти. Даже словечко матерное с губ сорвалось! Но уже в следующее мгновение, что-то там, в глубине попыталось вырвать у него из рук удилище. И, возможно бы, вырвало, если бы удилище не держал знатный рыболов Серега Костиков!

Он вращал и вращал ручку катушки, понимая, что просто обязан справиться с рыбиной, что, возможно, больше такой шанс ни ему, ни остальным членам команды не предоставится…

Просто крутить катушку было почти невозможно, поэтому приходилось сначала поднимать удилище вертикально и уже потом, при его опускании, делать несколько оборотов. И так – раз за разом, вновь и вновь. Сколько минут длился этот процесс, сказать сложно, и Шуба не просто устал, а тупо перенапрягся. И чего там греха таить, был даже момент, что он завидовал тем, кто, вымотав свои снасти (чтобы не произошло запутываний), всего лишь наблюдал за его действиями.

По указанию капитана Шуба передвинулся ближе к корме, где, наконец-то и произошла финальная часть утомительнейшей борьбы: из глубин Норвежского моря сначала показался темный силуэт, в котором уже с уверенностью можно было различить палтуса; Видар приготовил багорик, и когда рыбина оказалась у борта, ловко поддел ее на крюк!

О том, как Шуба за палтусом охотился

Есть трофей! Ликованию Шубы не было предела; он обнимался и целовался с капитаном, принимая поздравления, пожимал руки товарищам, позировал на фото- и видеокамеры со своим первым халибутом… А потом, когда фотосессии были закончены и удачливый рыболов добрался-таки до каюты, чтобы налить себе кружечку чайку, Шуба увидел, что руки-то у него трясутся от перенапряжения, да и вообще хотелось бы на долгое время позволить себе передышку.

Хотя, какая может быть передышка, когда другие настойчиво макают свои удилища в море, а у кого-то еще и поклевки случаются! Нет, отдыхать надо дома, а пока – удилище в руки и вперед, за новым халибутом…


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 20(370), 2017 год.