О рыбалках У НИХ...
Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора
Порой судьба заносит нас далеко от дома, где нельзя без томления в душе смотреть на протекающую реку, пруд или озеро... Непременно начинают мучать мысли: какая рыба здесь есть, на что она ловится? И, конечно же, хочется половить... Вот именно поэтому, теперь, пересекая государственную границу по деловой необходимости, я кладу в чемодан свой личный "джентльменский набор": спиннинг-телескоп (длина в собранном состоянии не более 50 см) и небольшую сумочку с самыми необходимыми запчастями, включая "мясорубочку"-тысячник. Этот комплект не раз выручал меня, позволяя между делом насладиться приятной рыболовной паузой.
Но, не все так просто...
К сожалению, не в каждый водоем можно легко и просто окунать снасти. Например, моя мечта половить в Рейне недавно разбилась вдребезги, наткнувшись на закон о ловле рыбы в водах Германии.
Представьте себе удивительно красивое место: Майн впадает в Рейн (по-немецки звучит Райн), рядом удивительной красоты набережная Майнца с изящными фасадами зданий, местные жители (кто на велосипеде, кто с близким четвероногим другом) прокладывают свой ежедневный маршрут… И это зимой! Но вот вы на этой самой набережной. Вполне возможно, рядом рыбаки будут забрасывать снасти. Но вы только стоите и смотрите... Обидно, честное слово! Но закон, как говорится, есть закон.
Оказывается, для любительской рыбалки в немецких водоемах необходимо купить лицензию (не такую уж и дешевую для российского рыболова – более 100 евро) и, кроме того, пройти курс обучения (его длительность занимает не один день). То есть ловить рыбу без документа о получении соответствующего образования нельзя! Но и этого еще мало. Каждый рыбак должен иметь при себе специальный молоточек, которым оглушается пойманная рыба. Для чего? – возникает вопрос. А для того, чтобы пойманное живое существо не мучилось перед смертью. Пойманную рыбку следует быстро оглушить или в некоторых случаях отпустить (по мне, так второе гораздо разумней). Да уж, гуманные немцы... Помимо этого, если я правильно понял, ловить на живца тоже не разрешается (если и можно, то, по крайней мере, не везде и с учетом определенных условий). На мертвую рыбку ловить разрешается.
Увы, если бы я и позволил себе разориться на лицензию, то времени на прохождение обучения у меня не было бы точно.
Мне повезло: я не стоял на берегу Рейна теплой весенней или летней ночью, не встречал рассвета и не мог попасть на закат. А то вряд ли бы удержался... несмотря на штраф (а если попадешься, с этим за рубежом строго)!
На дворе был февраль, достаточно холодно и ветрено, надо заметить. Рыбаков я на своем пути не встретил. Так что ограничился лишь фотографией на память с удилищем, разумеется. Вот так я провел время на берегу Рейна! А блесенку символически в местной воде все же пополоскал. Будем считать, на удачу, в будущем.
Жизнь продолжается
Вторая попытка попробовать половить за границей представилась спустя недели три. Набор снастей был взят на всякий случай. Откровенно говоря, я не знал, сошел ли лед на озере Мичиган или еще нет. В прошлом году в это время лед еще стоял, и забросить оснастку можно было только в редких проталинах.
С собой взял также форелевую пасту и искусственные приманки, в частности двух силиконовых червей (как ни странно, made in USA), которые два года назад мне подарил Микола Зухарь, человек, благодаря которому я открыл для себя совершенно новые грани любительской рыбалки (хотя вместе нам половить так и не довелось).
Планировал ловить также на спиннинг, используя колебалку морковного цвета и джиг-головки с различными силиконовыми виброхвостиками и твистерами. Некоторый опыт такой рыбалки у меня уже был...
Вообще, начало марта, – далеко не лучшее время для ловли рыбы в Мичигане, особенно в районе Чикаго, где мне в очередной раз нужно было провести напряженную рабочую неделю. Погода в это время здесь может резко меняться: от солнечной и спокойной до мрачной, ветрено-дождливой и снежной. В это время еще, как правило, не ходят теплоходы и яхты. Но что поделать, именно в это время удается мне посещать колыбель американской высокоэтажной архитектуры. Чикаго, как известно, называют городом ветров, и, кстати, в этом году я, как,никогда прежде, испытал на собственной шкуре, что означают коварные чикагские ветры. Заработав в первый же день тяжелейший бронхит, я чувствовал себя не лучшим образом.
Но не это обстоятельство омрачало душу. Дома, за тысячи километров от того места, где я находился, умер отец. Страшную новость сообщили по телефону. Этого не должно было случиться. Но случилось. И уже ничего нельзя было изменить. Ранящее чувство потери жгло и скребло изнутри... В памяти проплывали светлые моменты из детства и юности. В том числе, как мы вместе рыбачили и с берега, и с лодки...
С горечью потери я делал свою работу, глотал всевозможные пилюльки и ждал возвращения. О рыбалке не думал. И все-таки она состоялась. Несмотря на горе, траур, температуру, болезненный кашель и пронизывающий ветер, особенно сильно ощущаемый в прибрежной зоне. Это было вопреки! В ответ на удар, которого никто не ждал. Ради жизни. Ради памяти.
Мы с папой мечтали сходить на рыбалку последние полгода, хотели даже на лодке, но это событие постоянно откладывалось: то из-за работы, то из-за плохого самочувствия, то из-за никудышней погоды...
Можно было отложить и нынешнюю чикагскую рыбалку: причин для этого более чем достаточно. Но возникло желание хоть как-то противостоять происходящему. Не хотелось сдаваться. И именно с этими мыслями я отправился в обеденный перерыв за лицензией, дающей право на любительскую ловлю рыбы.
Напомню, что в прошлом году я пробовал ловить без лицензии, не знал, что в США рыболов обязан ее иметь. Повезло, что меня тогда не проверяли (иначе штраф)! Теперь же я хотел ловить на легальном основании, тем более что лицензия стоит на три дня для приезжего не более 20 долларов (посильная сумма). В отличие от Германии, здесь, кроме лицензии, ничего более не требуется. А купить в Америке лицензию можно в спортивном магазине (или в спортивном отделе). Но не в каждом.
Увы, сезон начинается в Чикаго в апреле, когда можно на лодке выходить в... так и хочется сказать – в море, такое громадное это озеро – Мичиган. Но что делать, если у меня складывается здесь бывать только в начале марта...
На следующий день, улучив удобный двухчасовой перерыв, я подошел к набережной, держа в руках спиннинг на законных основаниях. Кстати, при получении лицензии продавцу следует указать, помимо паспортных данных, точный адрес проживания, а также свой вес, рост и цвет глаз. Вот такие правила.
Цели поймать не было. Хотелось половить. Использовал блесны-колебалки и джиг-головки с двухдюймовым силиконом. Шел по набережной и закидывал приманку. Поклевок не чувствовал, но на душе становилось легче. Прошагал довольно много, открыв для себя незнакомую часть местного полуострова.
По дороге встретил рыболова, афроамериканца. Слово негр, к которому мы привыкли и ничего плохо в этом не видим, в США является ругательством, и за его употребление можно иметь дело с представителями власти (полицией), а если до этого не дойдет, то до живописной отметины под глазом дойти может запросто.
Так вот, встретившийся мне рыбак, как и все рыбаки в мире, которых мне доводилось встречать, оказался очень приятным человеком. На вид ему было лет пятьдесят. Свою отличную физическую форму мужчина (к сожалению, его имени я не узнал) объяснил тем, что постоянно ловит и употребляет в пищу рыбу.
Кстати, ловил он на совершенно короткий спиннинг с чувствительным кончиком на пучок опарышей, выше которых располагался грузик, на вид около 5-7 г (оснастка крайне примитивная, я бы даже сказал, грубая). Рыбак подходил к краю набережной и опускал оснастку, немного поигрывая, словно зимней удочкой с мормышкой. По его словам, на озере бывают дни абсолютного бесклевья, а бывает, что удается за непродолжительное время выудить 2-3 весьма достойных экземпляра. Речь шла о форели.
Лицензия у моего собеседника ничем не отличалась от моей, кроме разницы в периоде, на который был выдан документ (в прошлом году рыбак показывал мне лицензию несколько иного вида...).
Напоследок мужчина позволил себя сфотографировать на память о нашей встрече.
Наиболее "рыбные" места в черте города, как я позже для себя определил, как ни странно, находятся в непосредственной близости от ухоженных каменных набережных с уровнем воды 1,5-2,5 метра.
В реке Чикаго рыбу обычно не ловят, не потому что ее там нет, а по причине далеко не чистой воды в пределах города.
Еще один рыболов, которого мне довелось встретить, ловил на классическую увесистую блесну серебристого оттенка. Фотографироваться не захотел, но сказал, что уже несколько дней клева нет и нужно ждать более благоприятного периода.
Имея на следующий день свободное время до обеда, я решил порыбачить на другую оснастку, а именно – на отводные поводки с насаженной форелевой пастой. Пошел на известный в Чикаго бывший военный пирс, далеко уходящий в озеро. Ловить пробовал в разных местах, но, увы, поклевок не было. День был хмурым, и в этот раз я не увидел ни одного рыбака.
Напоследок хочу сказать следующее. На мой взгляд, рыбалка, на каких бы водоемах и в каких бы условиях она не проходила, в частности, в случае, когда нет возможности окунуться в нее с головой (как в период благоприятного отпуска) или в момент попадания на тотальное бесклевье, является прекрасным целительным средством. Это касается не только заядлых и опытных рыбаков, но и тех, кто только-только делает первые шаги на пути познания рыболовного мастерства. Если бы я не взял в руки удилище в этот раз, мне было бы гораздо труднее перебороть охватившее меня чувство безнадежности и бессмысленности жизни. А благодаря рыбалке я в очередной раз нашел в себе силы идти дальше.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(334), 2016 г.