О проекте закона о любительской рыбалке
На момент написания материала автору удалось ознакомиться и проанализировать не только две доступные концепции разрабатываемого Проекта, но и его первый текст.
Две концепции - Россрыболовства и группы рыболовов-любителей, которую собрал вокруг еженедельника "Рыбак-рыбака" его главный редактор Алексей Цесарский (далее - любители), - показали, что добиться закона, удовлетворяющего всех (власть и граждан) будет трудно. С этим не поспоришь, да и не надо, наверное.
Сколько граждан можно причислить к любителям рыбалки, наверное, не так и важно. Даже чиновники от Росрыболовства пока называют разные цифры: от 20-25 млн. человек в марте до 15 млн. в апреле.
Но и это посчитают. В Проекте предусмотрена в этих целях статья 17. Учет в области любительского и спортивного рыболовства. Проекта. К сожалению, в статье Проекта не указаны цели такого подсчета, а додуматься самому можно до многого...
Участники "круглого стола" были едины в главном. Решение накопившихся проблем рыболовов-любителей возможно только в рамках специального федерального закона, который должен содержать максимальное количество норм прямого действия, защищающих права рыболовов-любителей. Стороны были также солидарны в том, что Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - ФЗ-166) не совершенен.
Пока же разработчики первого варианта Проекта даже не ставят вопроса о том, чтобы уже в нем хотя бы скорректировать действующие с 2006 г. правовые нормы.
К примеру, нормы ФЗ-166. Они предлагают лишь его дополнить и изменить основополагающую статью 24.
По замыслу разработчиков теперь эта статья ФЗ должна звучать так:
"Статья 24. Любительское и спортивное рыболовство
Любительское и спортивное рыболовство осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством о любительском и спортивном рыболовстве".
Все остальные восемь действующих пунктов этой статьи они попытались распределить по всем другим статьям Проекта.
Существующее и действующее в настоящее время законодательство, прежде всего ФЗ-166, привели к ситуации, когда наиболее богатые рыбой участки водных объектов переведены в РПУ и оказались в аренде у предпринимателей. Это привело к фактическому ограничению бесплатного доступа к указанным водным объектам, ограничению прав рыболовов-любителей.
Причем ни ФЗ-166, ни подзаконные акты не регулируют суммарное соотношение РПУ, передаваемых в аренду, и "свободных" участков реки, где можно ловить рыбу бесплатно.
А. Крайний озвучивал, что уже создано 6500 РПУ, больше 5500 уже розданы в частные руки.
Практически во всех регионах, где уже есть РПУ, есть села, вокруг которых все берега переданы в аренду. Об этом говорилось и говориться много. Реакция власти предсказуема. До 1 октября "приказано" приостановить дальнейшую раздачу РПУ. Но что делать тем, кто уже получил РПУ в аренду?
В большинстве статей Проекта (статьи 9, 11 - 17, 24) остались рыбопромысловые участки, с чем не были согласны практически все рыболовы любители, выступавшие на митингах 26 марта и подавшие свои предложения властям.
Из содержания ст. 9 Проекта следует, что любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как на объектах общего пользования (при этом в законе не указывается, кто и как определяет их), а также на РПУ.
Наверное, это не совсем правильно. Ведь не все же имеют возможность прочитать, к примеру, статью 6 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ).
"Статья 6. Водные объекты общего пользования
1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств".
Но ведь если дословно исполнять всем, в том числе и арендаторам РПУ, эти требования, то никому не дано право "изгонять" любителей с береговой полосы. Вероятно, поэтому в Проекте, не изменив эту статью ВК РФ, разработчики нашли "лихой" выход.
В пункте 1 статьи 6 Проекта они обозначили их в качестве места любительского и спортивного рыболовства. В пункте 1 статьи 9 Проекта они даровали нам право "свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ, с соблюдением правил и ограничений рыболовства" заниматься любительским рыболовством. Даруют любителям также право свободно и бесплатно удить рыбу на РПУ промышленного и прибрежного рыболовства.
Предприняли разработчики Проекта попытку ограничения формирования РПУ (пункт 4 статьи 11 Проекта), указав, что формирование рыбопромыслового участка в границах одного водного объекта допускается в случае, если 20% его площади будет составлять общедоступная акватория или если в радиусе до 5 км имеется аналогичный общедоступный водный объект, на котором возможно осуществление любительского и спортивного рыболовства. Но непонятно, а как же быть с тем, что РПУ уже существуют, не все смогут соответствовать названным требованиям?
У автора Проект вызвал очень много вопросов, а некоторые его позиции вызывают неприятие.
К примеру, в Проекте ни Российская Федерация, ни федеральные органы власти, ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления (МСУ), их исполнительные органы, не отнесены к организаторам любительской и спортивной рыбалки граждан. Этим призваны заниматься лишь господа предприниматели: юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 6 статьи 2 Проекта). Проект, в статье 24, предлагает лишь внесение в ФЗ-166 ряда положений о государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В Проекте, гражданам, общественным объединениям, объединениям юридических лиц (ассоциаций и союзов) предоставлено право на участие в подготовке решений вопросов, касающихся любительского и спортивного рыболовства, решений, реализация которых способствует развитию любительского и спортивного рыболовства (пункт 4 статьи 3 Проекта). В этом основном принципе государственного регулирования любительской и спортивной рыбалки снова не нашлось места РФ, субъектам РФ и МСУ.
И непонятно, кто и когда освободил государство, его уполномоченные органы, субъекты РФ и МСУ от обязанности обеспечивать благополучие граждан. А ведь любительская рыбалка, которой занимаются любители и в которую вовлечены члены семей, друзья и близкие, помогает восстановить силы граждан, а часто и просто выжить в период безудержного роста цен и тарифов.
Конечно, по одному лишь опубликованному тексту Проекта трудно предугадать, а какой же закон о любительской и спортивной рыбалки будет принят в конечном итоге.
Хочется верить, что в принятом законе найдут свое место предложения любителей, озвученные в концепции закона группы любителей.
Любители предлагают:
- закрепить право граждан страны на свободное и бесплатное осуществление рыболовства на водоемах общего пользования;
- обеспечить реальное участие общественности в решении вопросов рыболовства и в разработке правил рыболовства;
- установить общеобязательные запреты на использование варварских и опасных для природы и человека методов и способов добычи;
- установить необходимые ограничения оборота водных биоресурсов;
- установить права и обязанности участников правоотношений в области любительского рыболовства и иных лиц, оказывающих или могущих оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Любители предлагают в Законе четко прописать, что "любительское рыболовство - самостоятельная деятельность граждан, не требующая обязательного привлечения чьих-либо действий, товаров, работ или имущества, пока они не пожелают того сами.
Наделение граждан специальным правом на добычу (вылов) объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы в водоемах общего пользования, не является предпринимательством, т.е. оказанием услуг.
Реализация права граждан на свободное рыболовство не должна зависеть от воли, действий или бездействий ограниченного круга владельцев водоемов, что в силу ФЗ-166 получили право распоряжаться водоемами общего пользования и водными биоресурсами".
А. Крайний много чего рассказал о планах Россрыболовства о введении платного рыболовства для граждан.
В частности он отметил, что в законодательной инициативе, которая взбудоражила рыбаков и привела к митингам по всей стране, есть серьезная ошибка - там подразумевается плата за выловленную рыбу, а не за услуги, оказываемые турбазами при организации рыбалки. Этим самым услугам посвящена специальная, но не конкретная статья 20 Проекта. Она повторяет установления ГК РФ о возмездном договоре услуг. А как же тогда быть с тем, что совсем недавно Россрыболовство сообщило, что предоставлением услуг любителям будет осуществляться в соответствии с ФЗ о туристической деятельности?
В выступлениях чиновников часто звучит, что бесплатной рыбалка является только для одной из сторон, второй же (в данном случае имеется в виду государство) все равно приходится расплачиваться, а мелиорация и рыборазведение требуют существенных затрат. В этом вопросе готовы пойти на некоторые уступки и сами рыбаки.
Сейчас же сложилась ситуация, когда уже рыболовная общественность словами своих лидеров говорит, что платить за рыбалку согласны. Требуя при этом четко прописать в законе, что платить за рыбалку надо государству, а не частным лицам. Платить один раз в год с правом рыбачить во всех разрешенных местах всеми разрешенными орудиями лова. А сельских жителей, рыбачащих в муниципальных границах своего района, и льготную категорию граждан (например, пенсионеров, детей, ветеранов и участников войн) стоит вообще освободить от сборов.
Владельцы турбаз на встрече с руководителем Россрыболовства в Астрахани изъявили готовность предоставлять бесплатные путевки на досуг с удочкой для жителей Астраханской области. Автор, к сожалению, положений о предоставлении льгот названным категориям граждан в Проекте не заметил.
Вместо этого в статье 14 Проекта установлено, что лицензия на добычу водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства выдается рыболовам-любителям для осуществления на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается.
Из статьи 9 Проекта. "3. Любительское рыболовство на рыбопромысловых участках для организации любительского и спортивного рыболовства осуществляется свободно и бесплатно в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
4. Любительское рыболовство на рыбопромысловых участках для организации любительского и спортивного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, осуществляется по лицензиям на добычу (вылов) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства, выдаваемых организаторами любительского и спортивного рыболовства в пределах выделенных им в установленном порядке соответствующего вида квот добычи (вылова) водных биоресурсов".
Думаю, здесь комментарии не нужны. Кто бы только объяснил, что как мне рыбачить, если на крючок могут повеситься как те, так и другие рыбы.
Кроме этого теперь перечень РПУ будет утверждаться после общественных слушаний, а ряд участков запретят отдавать в частные владения. Тот, кто получит участки, должен будет обеспечить борьбу с браконьерами (совместно с инспекторами рыбоохраны), мелиорацию, рыборазведение.
Опубликование проекта федерального закона "О любительском и спортивном рыболовстве" для обсуждения и совместной работы - знаковое событие. Нас, рыболовов-любителей и спортсменов, услышали. Власть и депутаты показали свое желание помочь в реализации наших прав на свободную, бесплатную рыбалку.
Надо всем объединиться в этом желании. Вместе мы сила, и хочется верить, что способны разработать закон о любительской и спортивной рыбалке. Закон, который не только всех устроит, но и будет работать на благо единения общества.
Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга