О причудах полосатых хищников
Тонкая леска
На Оби, в черте краевого центра в п. Затон, весь декабрь активно ловили стограммового окуня. Скатывался он по обскому заливу, где быстрорастущий лед начал придавливать попавших в беду окуней к грунту. На соединении залива с Обью - также отмель, но местами глубина достигала метра полтора, и на этих точках лед буквально был иссверлен по две лунки на метр. Ловили неплохо, да и окунь хватал буквально все, что шевелится.
Наступил январь. Мороз "давил" под сорок градусов ниже нуля. Переждали "нерыбацкую" погоду по теплым квартирам, а когда чуть потеплело и мы соскучились по рыбалке, то вновь отправились на уловистый участок в надежде, что окунь по-прежнему будет радовать нас активным клевом. Увы. Два часа на льду ведем групповой поиск рыбы, но никто даже поклевку не видел. Пришли к выводу, что окунь покинул отмель и ушел на быстрое течение Оби. Не работали безнасадочные мормышки, не помогала и насадка, которую насаживали на разнообразные обманки. К полудню на льду рыболовов почти не осталось, да и те, кто продолжал искать рыбу, был близок к отчаянию.
Заметил, как брат Василий накрылся палаткой и сидит в ней около часа. Своего родного брата изучил давно. КМС по спортивному рыболовству так долго прятаться от постороннего взгляда не будет, явно нашел ключик к "бастующим" окуням. Возвращаюсь к одиноко стоящей Васильевой палатке и узнаю причину его уединения. Приподняв накидку из темного полиэтилена, Василий молча открыл рюкзак и показал лежащих в пакете килограмма четыре вполне "сковородных" окуней. Как так? Никто не ловит, а братан клевом тешится.
- Садись на соседнюю лунку, - сказал Василий и показал на замерзшее отверстие в метре от палатки.
Оборот ледобуром - и прочная корка льда расколота и удалена из лунки черпачком. Запускаю проверенную обманку под лед. Глубина, вместе со льдом, чуть меньше двух метров. Значит подо льдом метр воды. Начинаю активно работать кивком. Гоняю обманку вверх-вниз, но "как в тазике". Здесь что-то не так? А брат ловит, очень аккуратно выводя окуньков из лунки. Сообщив, что здесь рыбы нет, я начал расспрашивать Василия о снасти, на которую он ловит.
- Какая у тебя на удочке леска стоит? - спросил брат.
- Нормальная леска, какой и в прошлый раз ловил, диаметром 0,12 мм, - выдал информацию я.
- Ну и продолжай на этот "канат" и дальше ловить, точно без рыбы останешься. Полосатый даже от "десятки" отказывается. У меня "два ноля семь" стоит, да и то капризничает, - высказался в своем стиле Василий.
- А я "балалайку" с "паутинкой" дома оставил.
- Ладно, - успокоил братан, - бери мою удочку с "двумя нулями шесть", только мормышки свои привязывай и резких подсечек не делай.
Заполучил удочку без мормышки, и пришлось повозиться, пока негнущимися пальцами на морозе привязал обманку "горбатая" - родную сестру, что стояла на прежней снасти.
На удивление поклевка произошла на первом же подъеме. Собственно, этот "тычок" и поклевкой трудно назвать, но успел: чуть подбросив шестик вверх, сделал подсечку. За час поднял одиннадцать окуньков, при одном обрыве, и... поверил в тонкую леску, которая не вызывала подозрения у потерявшего активность окуня. С таким поведением хищника мне еще сталкиваться не приходилось.
Точно такая же "забастовка" произошла у полосатых "разбойников" и на песчаной косе на Оби напротив краевого телецентра. Из двух десятков рыболовов успешно ловил только один, опытный окунятник Гена Веселков. Он честно признался, что ловит на леску "с двумя нулями". В этот выезд удочка с леской диаметром 0,07 мм была с собой, и Геннадию я составил серьезную конкуренцию. Кажется, как серьезно может повлиять на клев рыбы разница в леске всего в две-три сотки миллиметра? А ведь влияет, и к таким капризам рыбы нужно подходить серьезно и... оснащенно.
На спуск
Последний лед. На Оби ледоход, а на котлованах лед даже от берегов не оторвало. По краевому центру среди рыболовов прошла информация, что на Гребном канале активно ловится разнокалиберный окунь. Единогласно решаем с друзьями посетить этот водоем и поискать в его водах свою рыбацкую удачу.
Окуневые стоянки нам хорошо известны, и мы направились на эти участки в надежде, что сумеем найти крупную стаю подросших окуней и изрядно проредить ее. Лунок много и все открыты, без корки льда, так что можно сразу доставать снасть и пробовать ловить в любом отверстии, проделанном накануне рыболовами в ледяном панцире.
Не удержались. Достали удочки с маленькими окуневыми балансирами и начали облавливать встречающиеся по пути лунки. Полтора часа втроем соблазняли полосатых "разбойников", но не увидели ни одной хватки. Этими же балансирами в декабре окуней брали по пять-шесть десятков, плюс несколько судачков соблазнились искусственной рыбкой. По последнему льду хищники напрочь отказались от проверенных приманок и абсолютно их игнорировали. Оставалась надежда на обманку с разноцветными кембриками и на прикормленные бокоплавом лунки.
На знакомом окуневом участке лунки были, но мы пробурили свои и сверху опустили в них по горсти живого мормыша. Начали облавливать, менять тактику игры и скорость проводки. Изредка окуни нападали на наши обманки, кивок бил вниз, и после подсечки полосатые "разбойники" доставлялись на поверхность льда и находили свое место в рыбацких ящиках.
Мужики и мормыша подсаживали на обманки, и мотыля, но брала рыба точно так же, как и на безнасадочные мормышки, так что приходилось пенять на неактивность окуня. Пробовали разные варианты, экспериментировали и постоянно подсыпали в створ лунки мормыша.
Один из товарищей просто устал сидеть на рыбацком ящике, встал и начал делать проводку стоя. Затем снасть остановил и, медленно покачивая, начал делать проводку вниз. "Ступенька" за "ступенькой", и на каком-то уровне леска вниз не пошла. Подсечка - и окунь с глубины четыре метра в несколько перехватов лески руками был доставлен на поверхность льда.
Случайность? На следующем спуске происходит то же самое. После третьего пойманного окуня уже все трое ловили на спуск, стоя на ногах. В основном были остановки лески, но и случалось, что кивок сгибался, - в любом случае захват окунем мормышки был хорошо заметен.
Ход ловли принял совсем неожиданный оборот. Окунь не капризничал, брал опускающуюся безнасадку и вполводы, и рядом с дном, а вот на подъем поклевок было крайне мало. Почему? Скорее всего, из-за опускающегося вниз бокоплава, которого мы подсыпали в лунки. Возможно, есть какое-то другое объяснение происходящего, но всегда нужно поиск уловистого варианта искать до конца и не ждать, пока у рыбы появится аппетит.
На верхнюю обманку
Начало февраля на Алтае выдалось ненастное, целую неделю бушевала метель, и мы надеялись, что хоть к выходным погода немного успокоится и нам удастся сходить на лед городских водоемов. Действительно ветер заметно успокоился, снег прекратился, но понизилась температура до 25О, и если ехать на лед, то сразу нужно настраивать себя на ловлю рыбы в палатке.
Выбран был канал перед насосной станцией на п. Ильича. Рыболовы на канале были, но все сгруппировались рядом с дамбой, где изредка поклевывали плотва и подлещики. Мой настрой был на окуня, и, минуя рыбацкие палатки, по заметенной метелью тропе я направился в коряжник на поворот канала, где полосатый "разбойник" изредка поклевывает в любую погоду.
Ветер был жгучий, и, сделав единственную лунку перед коряжником, забурил впереди себя ледобур, сел на рыбацкий ящик и накрылся полиэтиленовой накидкой. Опускаю на грунт половину кормушки живого мормыша и достаю удочку с леской 0,10 мм, к которой привязана маленькая обманка "горбатая".
Честно отыграл мормышкой пятнадцать минут и заменил - достал другую удочку с мормышкой "уральская". Результат тот же. Зацепов нет, а почему бы не применить "паровоз" из двух мормышек? В этом варианте, как и с "чертиками", рыба старается перехватить убегающую верхнюю мормышку. Вниз поставил "уральскую", выше на пятнадцать сантиметров - обманку "горбатую". Как ни странно, но окуни начали ловиться, хоть и не так часто, как хотелось.
В порядке эксперимента меняю мормышки местами, и вновь на нижнюю ни одной поклевки, а все окуни брали, словно сговорившись, верхнюю. Несколько раз заменял мормышки, но все равно работала только верхняя. Так и ловил на одной лунке до позднего вечера. А на нижнюю мормышку все-таки клюнул судачок-"карандаш", которого пришлось отпустить в лунку, чтобы вернулся в родную стихию.
Если по тонкому льду окунь активен, то чем дальше в глухозимье, он начинает капризничать, и приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать полосатого "разбойника" на хватку, и он клюнет... кушать-то хочется.
Владимир Телельков, г. Барнаул