Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > О подусте редком замолвите слово...

О подусте редком замолвите слово...


263-9-1jpg.jpgКак замечательно проснуться в утренних сумерках, схватить удочки, приманки и рвануть на речку до восхода солнца навстречу неизвестности: а нам все равно, какая рыба будет клевать! А мы тихо посидим под деревьями в заливчике, "помечем" поплавок по струе, опробуем крупного выползка на донной снасти, закинутой с крутояра, не думая о весне, лете, осени; об атмосферном давлении, направлении ветра, падении-подъеме-загрязнении-осветлении воды; о цветении черемухи, колошении ржи, вылете поденки; о трудах Сабанеева, фантазиях Аксакова, публикациях рыболовной прессы. И часто мы появляемся на рыбалке такими наивными и чистыми? Никогда... А появлялись же!

Мне 12 лет. И не спится на заре, и 2 км до маленькой речушки босиком по стерне (не вру, ходил, хотя и не крестьянин!), и мысли просты и невинны: на одном удилище червь, на другом черного хлеба катыш, да сидеть тихо-тихо - я там с мышкой местной подружился, подкармливал! А что уловы? Пескари да уклейки, 2-3 плотвички (голавлика, подуста, окунька) обязательно не меньше ладошки (размер без хвоста), запретили "большие пацаны" вылавливать "благородную" рыбу мельче! Теперь я понимаю - зависть, но табу сохранилось на всю жизнь: плотву с окунем беру, правда, и меньших размеров (но и тут предел есть), голавля же и гораздо крупнее отпускаю, а вот с подустом точно, ладонь - минимальный стандарт! Ладонь выросла...

Прихожу, бывало, с рыбалки. А у мамы в гостях подружка сидит - дородная такая дама. Увидит в бидончике плотву, голавлика или окуня и начинает напевно причитать: "А вот эту рыбку я знаю, это подуст, у него плавники красные!". - "Да что Вы, Клавдия Федотовна!" - ввязываюсь я в полемику с отроческим пылом. - "Это плотва (голавлик, окунек), а у подуста редко плавники красные бывают!".

 - Нет, нет, это подуст, я его знаю!

Ну и ладно, чего ждать от женщины, которая синеньких рыбок, нарисованных на овощном бачке, с зелеными помидорчиками путает. А теперь любопытно до бессонницы: где прошло Ваше детство, Клавдия Федотовна, что там водился подуст с "красными крыльями"?

Неведомо было мне, босоногому подростку, какие нешуточные войны разворачиваются на Дону вокруг этой рыбешки, с каким эйфорическим исступлением "вещают" "граждане приличные" о незабываемых моментах "свидания" с косяками сей "элитной" особи, какие мрачные тайны хранит в себе фраза: "Весенний лов подуста". Попадался мне в детстве подуст: рыбка как рыбка, губки пескариные, ко дну вытягиваются, корм легче собирать, ширина тела плотвиная, плавники грязновато-коричневые, сопротивление... а кто его знает! У моей "ореховой катушки" было два положения: первое - забросил, второе - выдернул на берег одним махом, не выдернул - крючок оторвал. Так и жили, по чести да по совести: солнышку молились, рыбкой не хвалились, из реки черпали влагу старой кепкой, смело воду пили, закусив конфеткой!

Юность прошла на Дону, переехали мы. Лет 25 назад, на втором курсе института, впервые довелось познать "подустовое счастье". Жестоко хмурилось в то утро, но что мне, молодому да холостому, легкий майский дождичек! Сейчас я пожилой и женатый, а мне и "тяжелый" ноябрьский не страшен.

Перекат, прямое течение, упирающееся в поворот берега и переходящее в обратное, поплавок медленно и независимо скрывается, подсечка - и толчки рыбы, неведомые мне доселе. Не думаю, что уже тогда я определил "наркотические составляющие" подустового клева, но необычная упористость этой рыбки запросто могла меня - девственного и нелепого -"зомбировать", когда бы не армия! По-честному я выловил 5-6 подустов, далее он стал цепляться за крючок-"четверку" всеми частями тела (нерест пошел), и однажды я вытащил рыбку, "застропив" ее за хвост методом "удавки" - леской через крючок. "Смешанные чувства" пронзили душу - такая "бяка" мне откровенно не нравилась - и пять местных "рыбаков", появившихся в тот момент на берегу, "упорядочили" мои ощущения. Эти "люди" закинули в бурный поток по два тройника на леске с грузилом, привязанной к мощной "дубине", и стали с тупым самодовольством "косить воду", багря подуста "и в хвост, и в гриву". Добро бы каждая рыбина оказывалась на берегу, но на трех пойманных подустов приходилось пять сошедших "подранков", остающихся погибать и заражать водоем. Именно тогда сию вырождающуюся ветвь человечества я стал ласково называть "шакалы" и старался как можно меньше контактировать с ними на реке и в быту - кто знает, что на уме у урода?

Извините за столь грустные воспоминания, но если наступает, как говорят, Эра Доброты и Милосердия (Эра Водолея, моего знака Зодиака), то нельзя не коснуться условий, оголяющих индикаторным методом наличие или отсутствие души в каждом отдельно взятом человеческом существе. Я вернусь к теме браконьерства, хотя это понятие весьма неопределенно характеризует события, происходящие на водоемах, а пока - к рыбе.

Лесять лет назад я с большим изумлением узнал, что подуст занесен в Красную книгу большинства регионов России и в книгу Липецкой области тоже! Пардон, но что тогда за рыба стекается к перекатам многотонными косяками? Какую форму жизни мы столь ревностно охраняем, если не только в мае, но летом и осенью можно попасть на сумасшедший клев этой "редкой" особи, передвигающейся по реке огромными стаями? В моих "послемайских" уловах подуст составляет 20% при том условии, что ни его ловлей я специально не занимаюсь, ни места обильного обитания "раритета" не посещаю.

В конце 80-х-начале 90-х огромный участок Дона весь сезон открытой воды "ломился" этой рыбой, и мой сосед, с которым мы в любое время лета-осени находили симпатичные стайки, сглазил, приговаривая: "Сколько же здесь подуста!". Выбили "электроудочники"... Но все равно его осталось очень много, жаль, не похож он на картинку из рыболовного "учебника" (с красными плавниками!), потому что это - не подуст. Потому что эта рыбешка больше всего похожа на изображение рыбца!

После прений с рыбнадзором года три назад я занялся серьезным изучением вопроса, просиживая в читальных залах (информация в Интернете грешила чрезвычайной однобокостью), и пришел к выводу о принадлежности любимой нами особи к разряду гибрида, совместившего в себе признаки подуста и рыбца с приоритетом "рыбцовских составляющих". Мелочи: форма рта, отсутствие эпителиальных бугорков у нерестящейся рыбы и еще 5-6 незначительных свойств указывали на подуста, в остальном же - вылитый рыбец! Одно только непонятно - с какой стати полупроходная особь (если принимать ее за "чистый" вид и подвергаться преследованиям инспекторов рыбоохраны по этой статье) осталась жить навсегда в пресной воде, как и зачем она забирается на нерест за полторы тысячи километров через Цимлянскую ГЭС и кучу плотин - экий лосось! - почему именно такой формы рыба заселила и притоки Дона, и приток притока, на котором я рыбачил в детстве 35 лет назад?

В прошлом году после спада воды в устье речушки, впадающей в Дон, я поймал, похоже, впервые в жизни двух истинных подустов, второго из которых отпустил (Красная книга!), а первого взял для сравнения с картинкой. Точно, он: спинной и анальный плавники ельца поставим "торчком", окрасим грудной и анальный плавники в оранжево-желтый цвет, а хвостовой по краям "зачерним", губки удлиним и направим книзу - получится подуст! Но и ту рыбу, которая весь сезон радует нас вкусом и сопротивлением, называть рыбцом (их пять штук граммов по 150 попались мне в прошлом году в верховье того же притока в ноябре за 40 км от устья!) "рука не поднимается" ни у кого, поэтому продолжим считать, по примеру отца Горанфло, нарекшего курицу карпом, "носатиков" в садке подустами!    

263-9-2pg.jpgС самого начала спада воды на перекатах больших рек, смею предположить, что и всех их притоков со стабильным течением и твердым дном вместе с плотвой попадается рыба, способная раз и навсегда "зажечь" любого удильщика. Привыкнув к плотвиным остановкам и коротким притапливаниям поплавка на струе, частой "дроби" пойманного экземпляра ("стучит"!), получаем вдруг медленное уверенное погружение поплавка (бывает, что и не до кончика "антенны", но почему-то сразу становится ясно - не плотва!) и после подсечки неторопливые плотные толчки рыбы у самого дна - трудно сдвинуть!

Далее подуст идет против течения по дуге наибольшего из возможных радиусов, зависящего от длины лески, находящейся в данный момент в работе, и останавливается прямо напротив вас, развернувшись перпендикулярно леске, опустив рыло вниз и упершись в дно. Неторопливость и терпение - лучшие помощники рыболовов, и именно благодаря им надо вываживать подуста на удилище средней жесткости. Да, можно поставить поводок толще, взять удилище жестче, но вы не представляете, какое количество сходов ждет вас при форсировании извлечения рыбы из воды - у подуста чрезвычайно нежна часть тела между верхней губой и "носом". Да и поклевки в "нежоровый" период на грубую снасть будут случаться реже.

Продолжение следует.

Александр Грипинич, г. Данков