Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > О подпуске

О подпуске

172-5-1.jpgЧто-то в "РКГ" я не встречал, чтобы кто-то обмолвился о ловле рыбы на подпуск. А может он, как и кольцовка, запрещен? Думаю, что нет, а потому расскажу о нем.

Лето. Жара. Волга. Чебоксары. Лодка деревянная, полукилевая "Волжанка" около 6 метров длиной со стационарным трехсильным мотором. Плыву на рыбалку против течения, вдоль правого горного берега. Скоро Сиктерский остров. Выглянув в очередной раз, вижу вблизи острова, примерно на середине его, лодку. То ли плывет, то ли стоит? Нет, стоит кормой ко мне. В ней один человек. Приближаюсь. Ни удочки, ни спиннинга у него нет. Почти поравнялись.

Эге, так это же мой сосед по лодочной пристани, дед с которым знакомы с весны, когда лодки на воду спускали. Машу рукой, кричу:

- Здорово, Матвеич!

Он приветственно поднимает руку, что-то говорит. Вижу по движению губы: показывает, мол, подплывай. По инерции становлюсь борт о борт. Чалимся.

- Ну, перелезай ко мне. Чайку попьем.

Матвеич говорил не останавливаясь, видимо, заскучав по общению в рыбацком одиночестве, до тех пор, пока, разлив чай в громадные чашки, мало чем отличающиеся по объему от пивных кружек, не стал, вытянув губы трубочкой, всасывать его, причмокивая.

172-5-2.jpgПока Матвеич говорил, я заметил на кормовой лавке два довольно длинных мотовильца с намотанными на них капроновыми нитками, почти шнурами. Нитки через небольшие пружинки, приделанные на обеих бортах, уходили в воду. Я догадался, что это какие-то рыбацкие снасти, потому не стал задавать возникший вопрос. Пружинка на левом борту сгибалась, подергивалась. Я обратил на это внимание Матвеича.

- Да она,говорит,давно дергается. Пусть, может, еще какая попадется. Так даже лучше получается. Одна рыбеха засеклась и таскает снасть туда-сюда, а другие быстрее подвижную насадку находят.

- А что это за снасть?спросил я.

- Ха, а ты не знаешь? Подпуск называется.

В этот момент пружинка на левом борту задергалась сильнее.

- Во, кажись, еще одна попалась. Сейчас выну, сам все увидишь.

Матвеич взял нитку ниже пружинки и, вынимая, аккуратно укладывал ее на заднюю лавку. Грузило - кусок с отверстием в центре весом граммов 200-250 грушевидной формы, причем толстым концом

вверх, - он тоже положил на лавку. А дальше через метр с небольшим пошли 25-30 см поводки из лески 0,4 с крючками, оснащенными пучками червей. Крючки Матвеич развешивал по левому борту. На пятый попался приличный подлещик. Когда рыбак его снял, я обратил внимание на необыкновенную форму крючка. Не знаю, как сейчас, а в те времена таких в магазинах не бывало.

Я, с разрешения хозяина, взял один из них и рассмотрел. Размер примерно 7-8, но утолщенный. Цевье подлиннее обычного. Колечко маленькое и градусов на 35-40 отогнуто в противоположную от зацепа сторону. Леска продета в него и, видимо, "восьмеркой" завязана на цевье. Цевье к зацепу плавно изогнуто, как и в обычных крючках, а далее следует коротенький почти прямой отрезок, от которого довольно продолговатое острие загнуто под острым углом градусов в 80 параллельно цевью. Острие жала начинается почти у самого угла, и потому оно тонкое и очень острое.

Пока я рассматривал крючок, Матвеич вывел и подхватил подсачком леща килограмма на полтора. Потом достал последний крючок и еще около метра нитки, на конце которой по центру был закреплен пенопластовый кружочек диаметром см 2 и толщиной мм 3-4.

- Ну вот,проговорил он,теперь ты видел и, надеюсь, понял, что такое подпуск? Сейчас заменю червей, и посмотришь, как я его буду ставить "подпускать".

172-5-3.jpg- А эта "пуговица" на конце зачем?спросил я.

- Ну, так она, - пояснил Матвеич, - подхваченная течением, растягивает подпуск. А когда он поставлен, она под напором течения двигается туда-сюда и шевелит несколько последних крючков. Сам понимаешь, на подвижную насадку рыба берет активнее.

Пока Матвеич заменял червей, я поинтересовался, где он приобрел такие крючки, и почему у них такая форма.

- Так это у нас в городе, - был его ответ, - на заводе мастера делают по заказу. А форма, форма самая та, что надо для самозасечки рыбы. Жало тонкое, острое. Оно входит в рыбу почти безболезненно. Обыкновенный, загнутый дугой крючок прорывает рыбе рот с обеих сторон и от цевья, и от зацепа, а эти крючки - только от цевья. Рыба на этих крючках удерживается у угла зацепа, а плавный изгиб от цевья несколько амортизирует ее рывки. Они сделаны из такого металла и так закалены, что у меня, например, не было случая, чтобы хоть один разогнулся или сломался.

Матвеич при этом начал постановку подпуска. Опустил в воду пенопластовый кружок. Его оттянуло течением, и за ним неспешно пошли развешенные по борту крючки. Когда дошла очередь до грузила, он взял и отбросил метра на два-три в сторону от лодки.

- Ну вот, - заключил Матвеич, - теперь ты знаешь, что такое подпуск и как с ним управляться. Давай еще чайку попьем, - предложил он.

Я согласно кивнул и спросил:

- А что же второй помалкивает, не сигналит?

- Он сигналит редко, но метко. У него нитка побольше и поводки 0,7-0,8, и крючки помощнее. А насадка на них: некрупные раки, желтое мясо из ракушек двустворок, рыбья резка, медведки.

172-5-4.jpg- Сегодня на него что-либо попалось?

- А посмотри в ящике за мотором. Там крышкасидушка на петлях. Да, кстати, и этих,  - показал он на пойманных леща и подлещика, - туда положи.

В ящике среди зеленых стеблей осоки лежали: соменок килограммов на 7-8, два полуметровых судака, лещ на 2 кг и штук 5-6 крупных густерок.

- Эге, так это уже неплохо, - проговорил я, возвращаясь на корму.

- Да, но иной раз я в это время бывал уже дома с гораздо лучшим уловом. Сегодня клев неважный. Правда, где-то в июне я однажды вообще вернулся ни с чем. Заякорился, поставил подпуска, и, надо же, первым взялся то ли сомина огромадный, то ли осетр. Я ничего не мог с ним сделать, только руки шнуром повредил. А он спутал оба подпуска и таскает лодку. То в одну сторону поперек течения вытянет, то в другую. А потом в очередной раз развернул ее вправо, да как попрет вниз. Оба подпуска - "дзынь-дзынь" - лопнули. Лодка дернулась, и тишина. Сижу как ошалелый. Понимаешь, впервые со мной, человеком, другое земное существо, не человек, вот так разделалось. Ощущение далеко не из приятных. Я ведь не раз лавливал довольно крупных сомов. У меня сложилось убеждение, что на Волге сильнее человека никого нет. И вот те на.

Выразив сочувствие и поблагодарив Матвеича за чай, рассказ и показ, как обходиться с подпуском, я отчалил от его лодки и поплыл в протоку за остров. Там течение было послабей, чем в русле, что позволяло, пустив лодку по течение при отсутствии или слабом ветре, ловить судаков спиннингом на снасть типа большой мормышки. Но об этом другой сказ.

Александр Кротов, п. Донской, Волгоградская обл.