Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ноябрьское перволедье

Ноябрьское перволедье

134-12-1.jpgОсень нас побаловала. До середины ноября стояла сухая, теплая погода. Но в одну из ночей как-то вдруг совершенно внезапно температура воздуха резко понизилась до -15°С. И в следующую ночь мороз порадовал.

На небольших водоемах тонким льдом затянуло всю поверхность. Казалось, еще денек, ну от силы два, и лед встанет, но на этом холодные дни закончились. Циклон ушел дальше, и вернулась теплая погода, да еще, ко всему прочему, однажды утром пошел дождь. Он начался мелкой, нудной дисперсией, но в дальнейшем окреп и пролился настоящим осенним ливнем, который "съел" неокрепший лед. 

Прошло чуть больше недели. Снова похолодало. В эту ночь столбик термометра опустился до -16°С, днем поднялся до -7°С. Следующая ночь: -13°С, день: -5°С. В дальнейшие пару дней слегка потеплело, но все же была отрицательная температура. Похоже, лед уже должен встать, решил я и стал обзванивать своих друзей.

Ранним утром, загрузив в машину ящики и другой рыбацкий скарб, отправляемся на зимнюю рыбалку.

Друзья сомневались в успехе и стали предлагать на всякий случай захватить с собой спиннинги и лодку. На что я ответил твердым "нет": мы едем на зимнюю рыбалку.

Выбрали направление, куда ехать, а вот с озером не определились. Пока добирались до Жусалов, размышляли, куда направить колеса автомобиля. Володя предложил отправиться на небольшое озерцо, где мы открывали прошлогодний зимний сезон, мотивируя тем, что на маленьком озере лед быстрее нарастает. Мы же с Лешей придерживались другого мнения и предлагали поехать на озеро, которое открыли для себя в эту осень. Мы побывали там только один раз, но половили от души. Щука попадалась до 4 кг.

В общем, пришли к компромиссному решению: едем на это озеро, но если на лед выйти будет невозможно, возвращаемся на маленькое озеро. Ведь 40 км в одну сторону - не такое уж и длинное расстояние.

С утренней зарей подъехали к озеру. Так как еще не совсем рассвело, из машины нам показалось, что льда нет, стоит вода. Вышли из автомобиля и подошли ближе.

Насколько хватало взору в предрассветной мгле, на поверхности озера простирался лед. Вот только выдержит ли он человека?

Я достал пешню и вступил на край льда. Тут же раздался треск, но лед держал. Пешней ударил впереди себя. Льда не пробил, прошел еще пару шагов и опять ударил. Ничего не случилось. Еще пару-тройку шагов вперед - и два удара пешней. В пробитую щель проступила вода. Толщина льда была не менее 5 см. В общем, стуча пешней впереди себя, добрался я до середины озера. Пробил лунку. По своим следам вернулся на берег, где меня ждали друзья.

Пока я ходил по озеру, рассвет вступил в свои права, на востоке из-за горизонта показался край ярко-бордового солнца. Только сейчас мы рассмотрели, что в ста метрах в одну и другую сторону от нас находятся огромные промоины, где плещется вода.

Недолго думая, выгружаем ящики, берем буры и отправляемся на лед. Ребята сверлят, а я же пробиваю пешней несколько лунок, и вскоре мормышки с подсаженными кусочками червяка отправляются в лунку. Прежде чем опустить мормышку под лед, я прошелся по лункам с дергалкой, оснащенной блесной. Конечно в мыслях вертелось: "А вдруг...", но в основном - чтобы определить глубину и посмотреть, чистое ли от травы дно. Хищник не попался, и травы на дне тоже не оказалось.

На удочки ловим на обычную "стоячку". Мормышки находятся практически у самого дна. Застыли кивки над водой. Поклевок нет.

Посовещавшись, решаем разойтись. Володя с Алексеем отправились за правую полынью, метров за триста от меня. Там поглубже и осенью на спиннинг ловились щуки покрупнее. Я остался пытать счастья в этом районе.

Их шаги затихли вдалеке. Я же пробил несколько лунок, выставил на каждой по удочке и затаился. Таким образом решил быстрее выяснить, какая мормышка приглянется рыбе. Не прошло и пяти минут, как на одной из удочек кивок шевельнулся и резко поклонился воде. Еле успел подбежать и схватить удочку в тот момент, когда кивок и хлыстик уже были в лунке. Почувствовались тугие рывки рыбы. Я стал не торопясь ее выводить, так как на катушке намотана леска толщиной 0,1 мм, а рыба еще не по-зимнему активна. Вот и первая в этом сезоне плотвица, серебряно-золотистого отлива. В ней было не менее 400 граммов.

Рыбалка началась. В этой лунке ловилась мерная, от 250 до 400 граммов, плотва. Клев был не активный, но регулярный. "Заработала" еще одна лунка. Правда, поклевки были редкими, и я успевал подойти и вытащить рыбку, тем более, что плотва здесь клевала поменьше - в районе 100 граммов. А так как меньших рыбок еще не было, решил ставить на жерлицы таких живцов.

Выставив несколько жерлиц, возвращаюсь к удочкам. Опять ловлю на две. Сидя у одной, наблюдаю за другой, она в паре метров от меня.

За спиной послышался щелчок. Я оглянулся. "Гордо" подняв полотнище, стоял флажок. Катушка тоже стояла без явных шевелений. Взявшись за леску, я медленно миллиметр за миллиметром стал выбирать слабину, но присутствия хищника не почувствовал. Подняв живца на поверхность льда, убедился в его живучести, активности и отсутствии каких либо малейших повреждений. Значит, здесь щукой и не пахло, рыбка сорвала сигнализатор сама. Установив жерлицу, вернулся к удочкам. Еще несколько раз неугомонные 100-граммовые живцы поднимали флажки.

Часам к одиннадцати, вначале редко, вперемешку с крупной плотвой, а дальше основательно ее вытеснив, стала попадаться явная мелочь, настоящие живцы. Я быстро заменил рыбок на жерлицах.

Через какое-то время очередное поднятие флага позвало меня в дорогу. Подходя ближе, заметил, что катушка крутится, пришлось убыстриться и, схватив леску, подсечь.

Как же я соскучился по зимней рыбалке! Все же тащить рыбу спиннингом и тащить рыбу за леску жерлицы - совершенно разные вещи. Там ударила по приманке рыба, ты подсек и вываживаешь. Нет неожиданности. Здесь же нужно правильно определить момент подсечки. Сумеешь - рыба будет на крючке, не сумеешь - уйдет. Чувствуешь каждый ее рывок, в какую сторону направилась.

Как только почувствовал рыбу на крючке, сердце предательски учащенно застучало в груди. Я же, скорее всего, на одном дыхании вытащил щуку. Она оказалась обычной мерной "травянкой", 700-800-граммов веса, но это ведь была первая щука в этом сезоне.

Очередное поднятие флага - на конце лески чувствуется тяжесть, подсечка, тяжесть пропадает. Щука уходит.

Вернулся Володя.

- Как у вас там? - спросил я его.

- Да ничего, щука начала поклевывать, вот только с мальком напряг, - ответил он. - На удочку клюет 100-200-граммовая плотва.

- Вон бери, сколько нужно, - показал я на мелкую рыбу.

- Что-то рыба сегодня не совсем активная, - продолжает мой друг, - плотва ловится, но поклевки не частые. Лешка поймал только двух окушков, а ведь по осени окунь за блесной стаями ходил. Куда он делся, ведь перволедье - его время? Щука какая-то лениво-пассивная. Возьмет живца и стоит, как будто не знает, что дальше делать. Из-за этого частые промахи. Как будто мы приехали не на первый лед, а в глухозимье.

134-12-2.jpg- Ты знаешь, Володь, я так думаю, что она сейчас болеет, еще не пришла в себя, еще не привыкла. Лед только встал. До этого было тихо, а теперь постоянный треск, сверху что-то давит - рыба шугается. Вот через недельку все устаканится, если, конечно, не потеплеет и не растает лед, и рыба станет себя вести по-другому.

- Может быть, ты и прав. Зато с погодой сегодня повезло.

Действительно, погода стоит изумительная: светит яркое солнышко, на бирюзово-голубом небе ни облачка, стоит полное безветрие. Температура повышается, и к обеду перестали подмерзать лунки. Зато лед стал трещать еще сильнее и покрываться длинными зигзагообразными трещинами. Озеро дышало. Пыталось поднять вверх навалившуюся тяжесть, но силы не равны. Все, чего оно добивалось, так только очередных трещин на гладкой и чистой поверхности льда.

В обед вытащил еще одну щуку с килограмм, и клев как-то сошел на нет. Жерлицы, понуро опустив свои флажки, застыли над лунками. Правда, мелкая плотва нет-нет, да поклевывала.

К трем часам после полудня мне попалась последняя в этот день щука. И с этого времени клев вообще прекратился. Не только жерлицы, но и удочка "замолчала". Я походил с пешней по округе, взяв несколько удочек с разными мормышками, но на рыбу не нарвался.

Уже под вечер из степи стал нарастать какой-то шум. Вскоре на берег вихрем ворвался табун лошадей. Он остановился у льда. И тут же послышались глухие удары. Вначале они были редкими, но постепенно переросли в настоящий грохот. Лошади копытами били по льду, кроша и ломая его, для того чтобы напиться воды.

Это было занимательное зрелище. Мне даже стало жалко бедных животных. Сегодня они сумели проломить лед, а через неделю уже придется искать другой источник с водой.

Тени удлинились, солнце стало опускаться к горизонту, и мы, закончив рыбалку, стали собираться домой. И хотя рыба ловилась не совсем так, как мы мечтали, все же результат был. Ребята вытащили 14 щук на двоих и я - 5, да плотвы оказалось в районе 8 килограмм. Но не это главное. Главное - лед встал, мы открыли очередной сезон рыбалки.

Геннадий Побожий, г. Байконур

Фото автора